Найти тему

История ж.д. в п. Суземка

В газете Рассвет от 26 января 2024 г. была опубликована статья о железнодорожном вокзале ст. Суземка.

Статья содержит некоторые неточности. Так в статье говорится, что северная часть вокзала была разрушена, после войны восстановлена и стала короче.
Какие-то разрушения вокзала действительно были. По рассказам старожилов, авиабомба попала в вокзал, пробила крышу, но не взорвалась. Но вряд ли они были настолько глобальными, что пришлось практически перестраивать часть вокзала, и к тому же строить его меньше. Сейчас под штукатуркой не видно, но большую часть времени он существовал без оной, и там не было следов частичной перестройки, или он реставрировался грамотными реставраторами. Он оставался цельным.
В книге «Поклонимся Великим тем годам…» Амелин Николай Васильевич пишет: «Каким был поселок Суземка? После войны в нем остались вокзал, 2-х этажное здание жилого дома железнодорожников и водокачка. Все остальное было сожжено, как и многие села и деревни района».
И если степень разрушения ещё можно обсуждать, то насчёт «стала короче» это 100% не соответствует действительности. Вокзалы данного направления строились в едином стиле, по одному проекту, и такие же сохранившиеся в Алтухово и Холмечах полностью соответствуют суземскому. Вокзалы данного типа классом выше, и размером больше, имели несколько другое строение. В Навле как раз и был такой вокзал, классом выше. Внешне он похож на наш, и можно было бы допустить, что наш укоротили при перестройке. Но там несколько иное расположение окон-дверей, что вряд ли кто-то стал бы переделывать.

Вокзал ст. Навля
Вокзал ст. Навля

Да и изначально строить в Суземке вокзал большего формата не имело смысла, здесь не все поезда пассажирские останавливались.

Подтверждение этому есть в журналах Севского уездного земского собрания за 1908-1909 гг. в которых есть ходатайство к Министерству путей сообщения о хотя бы кратковременной остановке скорых поездов в Суземке и отказ министерства в этом.

-2

-3

Так же в статье неверно указаны сроки начала движения поездов на данном участке. Называется даже 1899г. как начало движения поездов Москва-Киев.
А в полную силу участок якобы заработал в 1903-1905 г.г.
Это не верно. По данному участку движение было открыто только 14 августа 1907 года. Именно в этот день было открыто движение поездов на участке «Конотоп – Навля».
Дело в том, что до Навли дорога была построена гораздо раньше. Так же в Середино-Буде железная дорога была открыта 1895г. Через Ворожбу, Сумы и Харьков она соединила С-Буду с Донецко-Криворожским промышленным районом.
А вот участок Навля - С-Буда был открыт только в августе 1907г.

-4

Тогда же и станция С-Буда была переименована в ст. Зёрново.

Почему? Существует такая легенда:

«Со слов В.Н. Безуглого, который много лет проработал начальником станции и занимался сбором информации для создания в помещении железнодорожного вокзала «Красного уголка», по проекту железная дорога должна была сделать «петлю» из-за имеющейся возвышенности, которая находилась на участке, где планировалось проложить железнодорожное полотно, и пройти по окраине города Середина-Буда. Предположительно, это участок от теперешней центральной площади города (ул. Вокзальная) до старинного двухэтажного здания по улице Коммунистической, сохранившегося до наших дней. В этом месте в то время находились роскошные купеческие сады. Они запросили компенсацию за вырубку садов – кругленькую сумму в золоте.

Выход из создавшейся ситуации нашел житель села Зерново (его имени и фамилии мы, к сожалению, не знаем), которое находится в непосредственной близости от Середина-Буды. Он предложил проложить железнодорожное полотно по прямой, и сказал, что жители села Зерново готовы помочь в решении этого вопроса. За определенную плату – полкопейки в день – три дня крестьяне на подводах (их для этой цели было выделено около 400) вывозили землю с этого участка в другое место. В результате возвышенность была ликвидирована, и железная дорога «пошла» по прямой. Это позволило сэкономить время, деньги и стройматериалы. Строительство железной дороги было завершено раньше намеченного срока.

На митинге, состоявшемся 14 августа 1907 года в честь открытия движения поездов на новом участке «Конотоп – Навля», руководством железной дороги было предложено переименовать железнодорожную станцию «Середина-Буда» в «Зерново» в честь зерновских крестьян, оказавших весомую помощь в строительстве железной дороги».

Митинг у вокзала ст. Зёрново. 1937 г.
Митинг у вокзала ст. Зёрново. 1937 г.

Есть подобная легенда и в Суземке. Вот как описывает события П. Моисеенков в газете "Рассвет" в 1980 г. :

"В начале нашего века началось строительство железнодорожного пути от Навли до Хутора Михайловского. По плану строительства этот путь должен был частично пройти через сад Ковалева, или Кузьмича, как его чаще всего называли. Расторопный Кузьмич тут же пригласил к себе в гости главного инженера строящейся дороги, угостил и вознаградил. За что? Да чтобы железнодорожный путь миновал его усадьбу.

Как договорились, так и было сделано. И сейчас, если вы едете со стороны Москвы, то при выезде из леса, поезд заметно делает отклонение вправо, минуя бывшую усадьбу Кузьмича, а за станцией Суземка при въезде в лес железнодорожный путь выравнивается"

Да, железнодорожные пути действительно как бы огибают южную часть Суземки. Это хорошо видно на спутниковых снимках.

-6

Вероятнее всего сады Ковалева дорога действительно обошла, но только ли в садах дело? Попробуем разобраться. Если провести прямую, убрать изгиб, то окажется что дорога должна будет пересекать как минимум ул. Горожанскую. Да, вероятно в начале 20-го века улица была короче, но по существующим на то время нормам первый ряд построек мог находиться не ближе 5 сажень (10,8 м.) от границы отчуждения ж.д. Эти постройки должны были быть построены из несгораемого материала, с такими же крышами, т.е., как вариант кирпичные дома крытые железом или черепицей. А Суземка была застроена преимущественно деревянными домами, крытыми соломой. А вот такие строения уже должны были находиться на расстоянии 20 сажень (43,5 м) от границы отчуждения. Вероятно кроме сада и ул. Горожанской существовали ещё постройки, которые попадали под снос, в случае строительства дороги по прямой. А ведь земельные участки не отбирались просто так, за них надо было платить собственнику.
Да и в случае отступления от утверждённого проекта надо было бы как то согласовывать это с другими собственниками земли.
Конечно, теперь мы никогда не узнаем точно, почему дорога пошла именно так. Свою роль безусловно сыграл и рельеф местности, и существующая на то время застройка, и границы земельных участков.

Друзья, не забывайте подписываться и ставить палец вверх. Спасибо!)