Рецензия на фантастический фильм "Апгрейд".
"Апгрейд" мне вообще-то подсунули под видом киберпанковского кино, но после просмотра я себя чувствовал, как та бабка из древнего рекламного ролика, которая крушила уличную палатку с криком "Это был не Нескафе!". И у меня были на то основания.
Сюжет, если совсем коротко, таков: в результате нападения бандитов герой теряет жену и получает почти полный паралич тела. Случайно знакомый гений-миллиардер-мизантроп предлагает ему испытать свою новейшую разработку: нейроимплант, который может вернуть его телу подвижность. Подвижность возвращается, а бонусом герою достаются голос в голове и масса боевых навыков, чем он и решает пользоваться, чтобы отомстить за жену.
В финале, конечно, всё окажется не так просто, но... но финальный твист, во-первых, притянут за уши, во-вторых, считывается сильно заранее, а в третьих - главная проблема фильма вообще не в нём.
Давайте вспомним старую добрую классику, "Джонни мнемоника". Там герой - это курьер, с помощью импланта закачивающий в мозг информацию. Его наниматели - корпорации, его враги - мафиозные кланы, мир фильма - "high tech, low life" в полный рост. Фантдоп работает на полную катушку, но что ещё важнее - без фантдопа невозможна история, она просто не случилась бы в других декорациях.
В "Апгрейде" ситуация иная: фантдоп тут нужен, чтобы создатели фильма сделали очевидное социальное высказывание и прикрутили финал, прямым текстом говорящий "ИИ несёт опасность!". В остальном киберпанк больше мешает: небо кишит дронами, но полиция вынуждена оправдываться, что даже они не помогают расследовать преступления; автомобили давно оснащены автопилотами, но поворотной точкой в сюжете служит авария; мир вроде как полон фантастических приспособлений, но показывают нам только грязный дом в пригороде, грязный туалет бара, грязное гетто и полицейский участок, полностью идентичные современным; злодей-миллиардер мог бы купить себе тысячу подопытных кроликов из числа, скажем, бездомных (low life же, да?), но зачем-то решает нагородить огород, строя козни против наёмного механика-спеца по ретрокарам...
И такое вот в "Апгрейде" сплошь и рядом.
Возникает вопрос: а зачем нам в этой истории вообще фантастика? Зачем имплант, зачем дроны, зачем автопилоты? А ответ на него прост: чтобы создатели смогли показать страшилку о том, куда вроде как пытается идти человечество. Только она не пугает, как и любая страшилка, в которую не веришь.
Словом, это был не киберпанк. И не хорошее кино. Лучше того же "Мнемоника" пересмотреть, он, при всей бредоватости и наивности, хотя бы удовольствие от просмотра может доставить.