Спорткар 911 Turbo – особая глава в истории компании Porsche, поскольку он стал первой серийной моделью марки, оснащенной турбомотором.
В этом году 911 Turbo отмечает полувековой юбилей – это прекрасный повод для Porsche подготовить спецверсию своей культовой машины.
Turbo-путь: пять славных десятилетий
Для начала вспомним основные вехи в истории турбированного 911. С турбонаддувом Porsche экспериментировала еще за несколько лет до дебюта первого 911 Turbo – в автоспорте. В начале 70-х годов немцы начали разработку самой быстрой и дорогой версии спорткара 911 – купе 911 Turbo.
Премьера «двухдверки» состоялась осенью 1974 года на Парижском автосалоне в самый разгар нефтяного кризиса. Она стала первым в мире дорожным спорткаром с наддувным двигателем. Визитной карточкой 911 Turbo стали широкие колесные арки и крупный задний спойлер – этот образ стал каноническим.
Трехлитровая оппозитная «шестерка» с воздушным охлаждением получила сложную систему регулировки давления наддува, позаимствованную из автоспорта – нагнетатель позволял уже на низких оборотах создавать необходимое давление и развивать больший крутящий момент. Мощность составляла 260 л.с., а разгон до 100 км/ч занимал 5,4 секунды.
В 1977 году объем «оппозитника» был увеличен до 3,3 л, а отдача – до 300 л.с. Максимальная скорость 911 Turbo 3.3 достигала 260 км/ч. В 1983 году двигатель был форсирован на 30 л.с., благодаря чему купе могло развивать 275 км/ч.
В 1987 году модельный ряд 911 Turbo пополнился новыми кузовными вариантами – это кабриолет и Targa. Производство 911 Turbo серии 930 продолжалось до 1989 года, когда на смену ей пришел спорткар поколения 964.
Он снова получил двигатель объемом 3,3 л, который развивал 320 л.с. В 1993 году 911 Turbo оснастили более мощным 3,6-литровым двигателем (360 л.с.), с которым размен первой «сотни» занимал менее 5 секунд (4,8 секунды). Машина оснащалась ABS и усилителем рулевого управления, став безопаснее при вождении.
Весной 1995 года на мотор-шоу в Женеве было представлено следующее поколение 911 Turbo – серии 993. Для Porsche это был следующий шаг вперед – 3,6-литровый мотор получил два турбонагнетателя, что позволяло ему развивать 408 л.с. Кроме того, спорткар обзавелся полным приводом с вискомуфтой в приводе передних колес (такая трансмиссия входила в базовую комплектацию). С места до 100 км/ч 911 Turbo 993 разгонялся за 4,5 секунды, максимальная скорость составляла 290 км/ч.
Четвертое поколение 911 Turbo (серия 996) было представлено в 1999 году на автошоу во Франкфурте. И это тоже автомобиль знаковый. Мотор 3.6 (420 л.с.) получил жидкостное охлаждение, а помимо механики для 911 Turbo был впервые доступен 5-ступенчатый автомат Tiptronic. Новшеством стали и карбон-керамические тормоза. Сохранился полный привод и двойной турбонаддув. До «сотни» за 4,2 секунды и максимальная скорость 305 км/ч – такова динамика этой машины.
В 2006 году появился 911 Turbo серии 997. Это был первый в мире серийный автомобиль, оснащенный бензиновым мотором, где использовались турбокомпрессоры с изменяемой геометрией направляющего аппарата. 3,6-литровый «оппозитник» (480 л.с.) позволял купе набирать 100 км/ч за 3,7 секунды, «максималка» составляла 310 км/ч.
В 2010 году, после планового обновления, 911 Turbo обзавелся новым 3,8-литровым мотором с непосредственным впрыском (500 л.с.). Среди опций появился 7-ступенчатый преселективный робот PDK с двойным сцеплением.
В 2013 году дебютировал 911 Turbo с индексом 991. Спорткар обзавелся новой системой полного привода, активной аэродинамикой и полноуправляемым шасси (с подруливающей задней осью). Мощность 3,8-литрового мотора – 520 л.с., а после «апгрейда» в 2015 году отдачу подняли еще на 20 л.с. (у версии Turbo S она достигала 580 л.с.).
Нынешняя же генерация 911 Turbo (992 серии) выпускается с 2020 года. Она также доступна в двух модификациях – на обычном 911 Turbo 3,75-литровая «шестерка» развивает 580 л.с., на S-варианте отдача мотора достигает 650 л.с. И именно топовый 911 Turbo S лег в основу юбилейной спецверсии купе.
Подарок к юбилею
Над ее названием долго думать не пришлось – 911 Turbo 50 Years. Внешность юбилейной модели характеризируют различные исторические отсылки и ностальгические нотки. На кузове тут имеются различные акценты и графические элементы в новом цвете Turbonite (темно-серый оттенок с металлической текстурой), также в него окрашены колесные диски.
За доплату доступен пакет Heritage Design – это окраска кузова в зеленый «металлик» Aventurine с декоративной белой графикой по бокам, золотистый шильдик «turbo 50» на корме и бело-серебристые колесные диски Sport Classic с центральным креплением. Интерьер – с отделкой в стиле семидесятых, включая клетчатую ткань на сиденьях.
Шестицилиндровый «оппозитник» у 50 Years остался без изменений, развивая 650 л.с. и 800 Нм крутящего момента. Коробка передач – 8-ступенчатый преселективный робот, привод – полный, с муфтой на передней оси: элементы трансмиссии те же, что у исходного 911 Turbo S. На разгон до 100 км/ч у купе уходит 2,7 секунды, максимальная скорость – 330 км/ч.
Тираж 911 Turbo 50 Years ограничен 1974 экземплярами (т.е. в соответствии с годом дебюта первого 911 Turbo). Поставки первых машин клиентам начнутся уже этой осенью, в Германии юбилейное купе оценивается минимум в €274 000.
]]>