Жизнь и поступки обершарфюрера SS Вальтера Керера подробно раскрываются в материалах нескольких судебных процессов, которые проводились против него после 1945 года. Предметом судебных разбирательств были два крупных комплекса нацистских преступлений с участием Керера. При этом, случай с Вальтером Керером может являться образцом того, как обычные люди становились преступниками в национал-социалистической системе: Керер сам являлся выходцем из Советского Союза, как и подчинённая ему «Кавказская рота», решая кому жить а кому умереть в оперативной зоне айнзатцгруппы D.
Вальтер Георг Керер родился 28.12.1912 года и был первым ребёнком в семье супругов Георга и Иоханн Кереров, проживавших в населённой немцами колонии Хеленендорф на Кавказе. Их предки иммигрировали на Кавказ в 1815 году из Ройтлингена. Отец Вальтера был виноделом и совладельцем винодельческого кооператива «Конкордия». В 1927 году, после подавления локального восстания в том районе, советская власть изымает все сельскохозяйственные предприятия, в том числе и «Конкордию», переформировывая их в колхозы и совхозы. В 1929 году отец Вальтера арестовывается и депортируется. Это вынуждает Вальтера Керера к бегству из Советского Союза. В 1930 году Керер прибывает в Берлин, живёт и работает у родственников.
В декабре 1932 года Керер вступает в NSDAP (номер партийного билета - 1414487). Через год он уже командует кавалерийским полком SA 6/152 в Обереммеле. В 1937 году Гестапо предлагает ему место в своей системе. Главной причиной этой любезности было отличное знание Керером русского и турецкого языков. Он также владел персидским языком. В июле 1937 года его переводят из SA в SS и, наконец, накануне операции «Барбаросса», в июне 1941 года его переводят в группу персонала для комплектования айнзатцгрупп SD и полиции безопасности. Керера назначают на должность переводчика в подразделение айнзатцгруппы D – айнзатцкоманду 12 (EK 12).
Теперь в карьере Керера начался новый этап – движение от переводчика к военному преступнику. Еще находясь на марше в Румынии, EK 12 была разделена на две части – EK 12a и EK 12b. Керер попадает в айнзатцкоманду 12а, состоящую из 25 человек и командиром оберштурмфюрером SS Максом Дрекслером. Это подразделение с конца августа по конец сентября 1941 года располагается в Дубоссарах. Здесь айнзатцкоманда занималась уничтожением всего еврейского населения города и ближайшего района. 12 сентября 1941 года и в последующие дни жертвами акции пали 2500 человек. Сначала люди были сконцентрированы в городе под предлогом дальнейшего переселения. Затем примерно 1500 человек были направлены к месту казни. Керер участвовал в этой акции. Он являлся связным между командиром айнзатцкоманды и местными властями. После получения приказа от Дрекслера, он ехал к бургомистру с поручением подготовить место расстрела. Однако не только его знания русского языка имели в этом деле решающее значение. Керер активно участвовал в организации расстрелов. В материалах судебного процесса сообщается:
«Обвиняемый Керер непосредственно определял последовательность расстрела, он давал жертвам, спускающимся в яму, необходимые указания. Он даже часто давал команду на открытие огня».
В один из следующих дней в Дубоссарах были убиты следующие 1000 евреев: мужчин, женщин и детей, которые были пригнаны в город из населенных пунктов Окна и Котовск. За последовательностью этой акции уничтожения Керер также наблюдал, а также давал команды на открытие огня для стрелков. После этого Керер лично убил 4 человек:
«На краю массового расстрела обвиняемый Керер застрелил 4 девочек в возрасте от 16 до 18 лет из собственного пистолета. Когда девочки подошли к яме с трупами, они сказали, что они – русские. Сначала их пощадили, но потом к ним подошел Керер и начал их допрашивать, причем ему удалось установить их еврейское происхождение. После этого с криком «еврейки!» он выхватывал из кобуры свой пистолет и убивал всех 4 девочек выстрелом в затылок».
Вскоре после этих событий EK 12а покинула Дубоссары. Однако Керер с двумя немцами, по поручению айнзатцгруппы D, остался в городе как ответственное лицо по контролю за производством кожи, алкоголя и табачных изделий.
Для местных жителей Керер был неоспоримым «хозяином города», который обращался с жителями как с крепостными. На основе своих знаний русского языка и своих функций, Керер рассматривался жителями Дубоссар как шеф немецкой команды. Настоящий командир айнзатцкоманды, оберштурмфюрер SS Макс Дрекслер, практически не появлялся на публике. Таким образом, Керер, даже спустя много времени оставался для советских свидетелей главным участником и руководителем убийств жителей Дубоссар. Даже когда EK 12а покинула город, местные всегда видели в нём «коменданта», хотя он не исполнял командных административных обязанностей.
В конце 1941 года прояснилась значительная недооценка военных возможностей Советского Союза. Исходя из этого, SS решили использовать потенциал советских военнопленных, значительная часть которых состояла из национальных меньшинств, жителей кавказских и центральноазиатских регионов Советского Союза. Они в значительной степени пострадали от гражданской войны и коллективизации. Также были сильны национализм и сепаратистские стремления этнических меньшинств Советского Союза. Немцы умело воспользовались этой ситуацией и привлекли на свою сторону значительное число коллаборационистов из вышеописанных категорий советских военнопленных.
На этой волне, летом 1942 года, айнзатцгруппа D сформировала из коллаборационистов собственное подразделение, получившее название «Кавказская рота». Вальтер Керер был откомандирован из Дубоссар в Симферополь, где получил в своё подчинение «Кавказскую роту». Во время послевоенных допросов, Керер подробно рассказал о новом подразделении:
«Рота из пленных добровольцев создавалась с целью её применения в борьбе с партизанами. Рота состояла из очень надёжных людей разных народностей, таких как украинцы, татары, грузины и других народов Кавказа. Я был руководителем этих добровольцев. Командиры взводов и отделений также выбирались из состава этой роты. Я сам имел двух надежных офицеров в качестве своих заместителей». Керер также описал вовлечение «Кавказской роты» в структуру айнзатцгруппы D (EG D): «Моё кавказское подразделение было непосредственно подчинено штабу EG D. Ещё я хотел бы упомянуть, что в подразделении были грузинский и русский командиры роты. Я передавал им приказы штаба и принимал участие при всех использованиях подразделения».
В течении судебного разбирательства Вальтер Керер пытался рассеять впечатление о том, что он был активным командиром роты и пытался представить дело таким образом, что свои командные функции он исполнял лишь формально, подчиняясь вышестоящим командирам. Он также пытался переложить ответственность на младших командиров из числа коллаборационистов. Однако прокуратура Штутгарта пришла к заключению, что Керер был бесспорным, активным и инициативным командиром роты. В целом в делопроизводстве были собраны 31 свидетельство от 21 свидетелей, среди которых были бывшие коллаборационисты, а также бывший начальник снабжения роты гауптшарфюрер SS Курт Вайдауер.
«Кавказская рота» состояла из трёх взводов: грузинского, азербайджанского и смешанного армяно-русского взвода. В каждом взводе был командир и три командира отделений. Ротой командовал обершарфюрер SS Вальтер Керер. Его заместителем был грузин Вазо Элисбарашвили. Начальником снабжения являлся гауптшарфюрер SS Курт Вайдауер. В качестве переводчиков в роте действовали фольксдойче Иван Гирт и Альфонс Гецфрид. Точных данных по общей численности роты обнаружить не удалось. По показаниям Керера численность роты составляла максимум 150 человек. Некоторые оставшиеся в живых свидетели указывали на численность в 160 человек.
«Кавказская рота» внешне не отличалась от немецких подразделений. Керер так описывал это на допросах: «Члены моей роты носили обычную полевую форму без знаков различия SS, имея лишь черные погоны на плечах. Командир отделения моей роты носил на петлицах одну белую тесьму, а командир взвода – 2 тесьмы». В следующих показаниях Керер указывал, что коллаборационисты стремились внешне приравнять себя к SS: они в частном порядке приобретали кокарды SS в виде черепа и крепили их на пилотки. Рота была хорошо моторизована и имела 10 собственных грузовиков.
Рота имела собственную казарму рядом со штабом айнзатцгруппы D (EG D) в Симферополе. Там же располагалась тюрьма, в которой находились арестованные после облав евреи. Эти узники были убиты весной 1942 года двумя автомобилями для газификации. Автомобили представляли из себя переделанные трейлеры. Жертв убивали выхлопными газами, которые подавались в герметичный кузов через шланг от работающего двигателя. Общее число жертв, убитых таким образом не известно, однако известно, что за одну поездку убивалось от 20 до 60 человек. Убивали людей всех возрастных групп, в том числе и детей. Узников загоняли в трейлер, находившийся во дворе тюрьмы, после чего примерно после 10 минут работы мотора, машина отъезжала к противотанковому рву в окрестностях Симферополя. Там трупы убитых выхлопными газами людей сбрасывали в ров. Такие казни «Кавказская рота» проводила с мая по август 1942 года. Вальтер Керер участвовал минимум в 3 таких эпизодах. Он следил за погрузкой жертв и избивал их. Когда проходила разгрузка в противотанковом рве, Керер добивал из своего пистолета ещё живых узников. «Кавказская рота» и позже использовалась таким образом в различных частях Восточной Европы.
После трёх месяцев пребывания в Симферополе, «Кавказская рота», вместе с EG D, присоединилась к быстрому немецкому наступлению и в августе 1942 года достигла Ставрополя. Штаб айнзатцгруппы расположился в здании НКВД, а «Кавказская рота» разместилась через несколько улиц в здании школы. Дислоцируясь в Ставрополе, рота использовалась в Прохладном, Нальчике, Армавире, Кисловодске, Георгиевске, Пятигорске и Будёновске. В целом, в сферу действий «Кавказской роты» входила вся оккупированная немцами территория Кавказа.
Кроме того, в Ставрополе в роту поступили два кавказских добровольца. Свидетель Гадшив сообщал после войны, что ему и его приятелю немцы обещали скорый захват Тбилиси. Командир EG D, оберфюрер SS Вальтер Биеркамп говорил им, что они выбраны как освободители родины.
Однако дело до боевого применения «Кавказской роты» так и не дошло, исключив тем самым активный вклад в «освобождение родины». Вместо этого рота была задействована в охране штаба EG D в Ставрополе и в использовании машины для газификации людей. Вальтер Керер бурно оспаривал эти факты – якобы рота, вместе с подразделениями Вермахта и полиции была задействована в борьбе против партизан. Однако ни один из бывших членов роты в своих послевоенных показаниях не указывал на использование роты в Ставрополе против советского подполья.
В Пятигорске, примерно 1000 человек были убиты айнзатцкомандой 12 (EK 12) с применением машины для газификации. При этом, оцепление места казни производилось «Кавказской ротой». Также установлено, что в окрестностях Георгиевска (примерно в 50 км) кавказцы убивали еврейское население, а также поблизости от Минеральных Вод с применением машины для газификации.
В январе 1943 года «Кавказская рота» была отведена в Мелитополь. Весной 1943 года основная часть айнзатцгруппы D перебрасывается на Балканы. Оставшиеся силы, в том числе и «Кавказская рота», обозначаются теперь как боевая группа «Bierkamp» (Kampfgruppe Bierkamp) и в апреле 1943 года перебрасываются в белорусско-украинский пограничный район, в район населенного пункта Овруч. Там находятся другие части SS и полиции, которые применяются для борьбы с партизанами. В том числе и части 8-й кавалерийской дивизии SS, известной своими масштабными преступлениями. Все эти части были использованы при проведении антипартизанских операций.
Несмотря на то, что «Кавказская рота», в основном, использовалась для охраны немецких колонн снабжения, известен один эпизод, когда рота устроила стандартную для таких операций бойню: одна из деревень была окружена ротой, жителей группами загоняли в дома и расстреливали. После этого все дома были сожжены.
18 мая 1943 года на автомобильную колонну «Кавказской роты» напали партизаны. При этом 3 солдат роты были убиты. Керер был тяжело ранен и помещён в военный госпиталь в Овруче. Оправившись от ранения, Керер вернулся в роту в начале октября 1943 года. Тем временем «Кавказская рота» была переброшена во Львов и подчинена управлению охранной полиции.
Дата переброски роты во Львов не известна, тем не менее, исходя из показаний бывших членов роты, их подразделение оказалось во Львове в июне или июле 1943 года. «Кавказская рота» была подчинена командованию SD и полиции безопасности Львова. Рота была расквартирована на окраине Львова в многоквартирном доме. Каждый день несколько еврейских арестантов тюрьмы гестапо конвоировались в расположение «Кавказской роты», где проводили ремонтные работы, кололи дрова и готовили еду. С возвращением Вальтера Керера рота стала действовать очень активно, участвуя в самых масштабных акциях массовых убийств за всё время своего существования. Главным толчком подобных действий стала ухудшающаяся военная ситуация: отступление немецких войск в 1943-1944 вынуждало SS устранять следы преступлений, а также уничтожать все оставшиеся гетто в районе Галиции и на территории генерал-губернаторства. Также уничтожались узники трудовых лагерей, пригнанные на принудительные работы. Подобными действиями были затронуты примерно 30 лагерей с общей численностью в 10 000 - 12 000 узников, которые были задействованы в демонтаже так называемой «Сквозной трассы IV» (Durchgangsstrasse IV) от Львова через Днепропетровск в Ростов. Один из самых больших таких лагерей находился в Каменках в районе Тернополя, примерно в 100 км от Львова. Этот лагерь был разделён на 4 филиала: Каменки I, Каменки II (Романово село), Каменки III (Подволочиска) и Каменки IV (Скалат). Более 1000 узников этого лагеря были заняты в демонтаже трассы. Начиная с конца июня и до середины июля 1943 года все узники этих четырёх лагерей были убиты. «Кавказская рота» была два раза задействована в мероприятиях по ликвидации узников. Руководил ликвидациями инспектор лагерей для пригнанных на принудительные работы района Галиции унтерштурмфюрер SS Фридрих Хильдебранд. Он также являлся референтом по решению еврейского вопроса фюрера SS и полиции (SSPF) Галиции.
Схема массовых убийств была одна и та же: Хильдебранд приезжал в лагерь с полицейским нарядом или с другим подразделением, после чего узников расстреливали на территории лагеря в специально подготовленных траншеях. 10 июля «Кавказская рота» убила примерно 750 узников. Через два дня «Кавказская рота» убила еще 250 человек.
Далее следовали «Акции возмездия» за действия партизан в районе Ивано-Франковска, в результате которых рота убивала еврейское население, прятавшееся в лесах, а также украинское гражданское население.После восстания в Варшавском гетто (апрель 1943), а также восстаний в лагерях Треблинка и Собибор (август – октябрь 1943), Генрих Гиммлер приказал убить всех евреев, находящихся в лагерях для интернированных в районе Люблина. Эта акция получила название “Erntefest”. Для проведения этой акции были откомандированы части SS, Waffen-SS и полиции. В том числе и «Кавказская рота». 3 ноября 1943 года были расстреляны все узники евреи лагеря Травники. Также убийства проходили в лагерях Майданек и Понятова. Итогом акции “Erntefest”, в этих трёх лагерях, стало убийство примерно 42 000 человек, из которых 18 000 были убиты в Майданеке, 15 000 в Понятове и 7000 в лагере Травники. В этом деле также принимала участие «Кавказская рота». Свидетель Иван Гирт указывал, что рота в течении двух дней участвовала в расстреле примерно 25 000 – 30 000 человек. Обершарфюрер SS Вальтер Керер также лично участвовал в расстрелах, убивая узников из своего пистолета. После этих событий рота вернулась во Львов.
В мае 1944 года «Кавказская рота» была переброшена в Варшаву, где вошла в подчинение начальнику SD и полиции безопасности штандартенфюреру SS доктору Людвигу Хану.
Первоначально рота охраняла здание SD. 1 августа 1944 года, с началом Варшавского восстания, «Кавказская рота» была втянута в тяжелые бои. По показаниям свидетеля Заришвили, во время подавления восстания, по приказу Вальтера Керера было расстреляно около 30 женщин и детей.
После событий в Варшаве рота имела несколько преступных эпизодов в Чехословакии со сравнительно небольшим количеством жертв. В январе 1945 года рота прекратила своё существование как отдельная боевая единица и была распределена между отступающими частями Вермахта. Члены роты не желали попасть в руки Красной армии и стремились уйти на запад. Однако они почти все были репатриированы в Советский Союз летом 1945 года.
Вальтер Керер не попал в плен и прошел денацификацию вскоре после окончания войны. С 1948 года он работал торговым агентом в мебельной отрасли и в оптовой торговле кондитерскими изделиями. В 1967 году он занимался оптовой торговлей грузовиками компании Вольво, представительство которой было открыто в Баден-Вюртенберге. Уже вскоре после возвращения домой Керер неоднократно конфликтует с законом. Между 1948 и 1963 он 12 раз был осуждён к штрафам и коротким тюремным срокам за езду без водительских прав, нарушения ПДД, бегство с места аварии, за мошенничество, уклонение от уплаты налогов и нанесении телесных повреждений. В 1962 году в отношении него начинается следствие по подозрению в участии в военных преступлениях. В 1965 году Керера арестовывают, но выпускают через две недели. В 1970-х годах прокуратура Мюнхена начинает следствие в отношении бывших членов айнзатцгруппы D. На процессе фигурируют обвиняемые из айнзатцкоманды 12. Среди них – Вальтер Керер. Он получает пять лет тюрьмы. В 1976 году прокуратура Штудгарта начинает дополнительное расследование, однако Керер по состоянию здоровья уже не предстает в качестве обвиняемого. Он умирает 3 января 1992 года в Оффенбурге.
Источник:
Henning Pieper: SS-Oberscharführer Walter Kehrer und die „Kaukasier-Kompanie„ Eine Sondereinheit und ihre Rolle im Zweiten Weltkrieg 1942-1944, ZEITSCHRIFT FUR GESCHICHTSWISSENSCHAFT, 56, 3; 2008, S. 211-219.
Источники:
Henning Pieper: SS-Oberscharführer Walter Kehrer und die „Kaukasier-Kompanie„ Eine Sondereinheit und ihre Rolle im Zweiten Weltkrieg 1942-1944, ZEITSCHRIFT FÜR GESCHICHTSWISSENSCHAFT, 56, 3; 2008, S. 197-200.
https://feldgrau.info/other/19426-obersharfyurer-ss-valter-k...
Источники:
Henning Pieper: SS-Oberscharführer Walter Kehrer und die „Kaukasier-Kompanie„ Eine Sondereinheit und ihre Rolle im Zweiten Weltkrieg 1942-1944, ZEITSCHRIFT FUR GESCHICHTSWISSENSCHAFT, 56, 3; 2008, S. 201-210.