Собеседник "Грапарак" - Вардан Осканян, глава комиссии по коллективной репатриации и другим фундаментальным правам народа Арцаха
- Как-то вы сказали, что если мы не займемся вопросом Арцаха, то арцахский вопрос займется нами. Вы имели в виду вопрос безопасности РА. Почему так важно внесение вопроса о возвращении в повестку переговоров?
- Конечно, если мы не займемся вопросом Арцаха, то арцахский вопрос займется нами. И занимается. Выглядит странно, когда считающий себя дипломатом человек до сих пор не понял этого, потому что это неопровержимый факт. Наивно полагать, что арцахский вопрос для нас закрыт и его действительно нет. Сегодня все шаги Азербайджана нужно рассматривать сквозь призму событий, произошедших в Арцахе за предыдущие 25-30 лет. Сегодня Алиев мстит нам за события прошедших 30 лет: и требование предоставить коридор, и претензии на территории Армении, и требование изменить Конституцию Армении, и требование заключить договор, которым это вопрос будет закрыт раз и навсегда. Все эти проблемы связаны с Арцахом и их следует рассматривать как ответ на происходившие в годы арцахского конфликта события. Следовательно, наивно полагать, что, считая арцахский вопрос закрытым, можно надеяться получить гарантии безопасности Армении. Наоборот, только вернув вопрос Арцаха в повестку переговоров мы можем чувствовать себя более защищенными.
Я проведу здесь параллель: когда в течение 30 лет у нас был Арцах и прилегающие территории, Армения была более защищена, ее границы были нерушимыми, у нас была военно-политическая и стратегическая глубина, и мы ощущали себя в большей безопасности. Мы потеряли Арцах, прилегающие территории, границы Армении стали уязвимыми, Азербайджан уже вторгся в пределы Армении и грозит еще большими потерями. Сегодня Армения действительно в опасности, потому что нет Арцаха, нет прилегающих территорий. Та же логика работает и на переговорах. Когда на переговорном столе у вас нет вопроса Арцаха, на повестке остаются только вопросы, касающиеся Армении: демаркация границы, вопрос коридора, возвращение азербайджанцев в Армению и т.д. Повестка дня настолько суживается, что у вас не остается возможности для торга, а Армения становится все более уязвимой уже на переговорной площадке. Поэтому, внося вопрос Арцаха, вопрос возвращения арцахских армян на родину в повестку, мы углубляемся в переговоры. тезис о том, что, внося этот вопрос в повестку, мы можем спровоцировать войну или актуализировать вопрос возвращения азербайджанцев в Армению, - неприемлемый аргумент и абсолютно не соответствует действительности.
Напротив, внося этот вопрос в повестку, мы способствуем более стабильному миру. А что касается возвращения азербайджанцев, то это вопрос совершенно другой плоскости. Посмотрите последнее интервью Тойво Клаара, представителя ЕС, в котором он говорит, что одно не имеет ничего общего с другим: в начале 90-х азербайджанцы покинули Армению, а армяне покинули Азербайджан, а Арцах совершенно другой случай. И сравнивать их - способ ввести людей в заблуждение.
- То, что произошло в 2020 году и после, является провалом дипломатии. В результате компетентной и правильной дипломатической работы можно исправить ситуацию в условиях, когда вопросы, касающиеся нас, долгое время решались без нас, договариваясь друг с другом.
- Да, после смены власти в 2018 году у новых властей Армении не было дипломатического опыта, и они отказались использовать накопленный ранее опыт, выбрали свой собственный путь. Отсутствие необходимого опыта и дипломатических навыков привели к церии неудач. Неверно полагать, что за 6 лет власти накопили опыт, поскольку накопленный ими опыт - это опыт неудач и поражений. Это негативный опыт. Трудно себе представить, что на базе 6-летнего дипломатического опыта можно что-то исправить и добиться успеха Однозначно, властям нужна помощь, но они не просят и не хотят этой помощи и идут своим путем. Поэтому мы обречены идти по тому пути, который, действительно, может поставить Армению в еще более трудное положение. Ситуация вокруг нас довольно сложная, глобальная ситуация сложная, а у сегодняшней власти не хватает навыков правильной ориентации. В сложившихся на сегодняшний день условиях у нас нет союзников. Старых мы потеряли, новых не приобрели и не можем выбрать какое-то политическое направление и руководствоваться им. Посмотрите, у всех предыдущих властей был какой-то ориентир: во времена Тер-Петросяна это была политика баланса, в наше время, в течение 10 лет, мы проводили комплементарную внешнюю политику, которая однозначно дала положительные результаты как в вопросе Арцаха, так и в региональных отношениях.
После этого, во времена Сержа Саргсяна была провозглашена так называемая многовекторная политика. Вне зависимости от того, какой смысл они туда вкладывали, по крайней мере, был ориентир. Я не увидел этого ориентира от действующих властей Армении, и в этой неопределенной ситуации, действительно, было бы наивно ожидать, положительных результатов. Это, конечно, довольно обширная тема для отдельного интервью. Я затронул ее в общем, потому что под каждым словом может быть глубокое содержание. "Комплементарный" - это одно слово, но под ним серьезный контент, и я думаю, что для Армении это был бы верный путь. Приведу пример. После холодной войны политика США в отношении Советского Союза определялась одним словом - политика сдерживания, containment. Но она имела очень глубокое содержание, вокруг этого одного слова были написаны целые тома. Внешняя политика характеризуется одним словом, но это слово имеет свое содержание. Сегодня в Армении этого нет абсолютно, и основная причина этого - отсутствие опыта, навыков и, что еще более опасно - негативный шестилетний опыт.
- Какой бы сложной ни была геополитическая ситуация и как бы Алиев умело не пользовался этим, не преувеличен ли имидж «непобедимый» страны?
- Конечно, Азербайджан - очень уязвимое государство во всех отношениях: с точки зрения демократии, прав человека, экономики, даже с точки зрения истощения запасов нефти, падения цен на нефть. Не надо надеяться, что все это будет способствовать достижению силового превосходства над Азербайджаном. Сегодня наша конкуренция с Азербайджаном должны быть в дипломатической плоскости, поэтому дипломатическое мастерство становится приоритетом. Все обсуждаемые в ходе этого интервью вопросы, касаются дипломатии, и в этом отношении я думаю, мы сможем обеспечить преимущество и добиться результата. Конечно, наряду с этим, немало проблем и внутри страны, связанных с демократией, экономикой и перевооружением армии. Параллельно с дипломатической работой, возвращением арцахцев и сохранением актуальности арцахского вопроса, все эти проблемы нужно решать, укреплять государство, добиваться внутреннего единства. Мы должны уметь правильно строить наши союзнические отношения, иметь четкий внешнеполитический курс, проводить эффективную политику. Но снова возвращаясь к главному вопросу, в первую годовщину патриоцида, нужно выйти из роли жертвы и вступить в борьбу. У нас есть все основания для того, чтобы поставить вопрос о возвращении армян Арцаха в свои дома на повестку дня и попытаться совместными усилиями сделать это в кратчайшие сроки.
Марианна Каграманян