Найти в Дзене
Алексей Довнар

Слово в праздник Рождества Пресвятой Богородицы

В сию прекрасную субботу мы молитвенно вспоминаем и потому торжественно празднуем первый двунадесятый праздник нового церковного года - Рождество Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - событие, которым открывается начальная страница Нового Завета, причем ещё до того момента, когда с Небес на землю придет Сам Бог. Сам Бог ещё прежде сотворения человека знал о том, что Его венценосное творение подвергнется грехопадению, изгнанию из Рая, в болезнях будет рождать детей и со скорбью будет питаться от земли (Быт. 3:16-17). Но и Им одним было предрешено, как надлежит спасти падшее человечество от греха и смерти - через крестные страдания, смерть и Воскресение Единородного Сына Предвечного Отца.  Словами канона праздника Церковь возвещает: «Ко Го́споду в ско́рби непло́дства возопи́ша/ Богома́тере богому́дрии роди́тели/ и Сию́ в ро́ды родо́в роди́ша,/ на о́бщее спасе́ние и похвалу́». Что обращает на себя внимание? Правильно, неплодство и общее спасение,

В сию прекрасную субботу мы молитвенно вспоминаем и потому торжественно празднуем первый двунадесятый праздник нового церковного года - Рождество Пречистой и Преблагословенной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии - событие, которым открывается начальная страница Нового Завета, причем ещё до того момента, когда с Небес на землю придет Сам Бог.

Сам Бог ещё прежде сотворения человека знал о том, что Его венценосное творение подвергнется грехопадению, изгнанию из Рая, в болезнях будет рождать детей и со скорбью будет питаться от земли (Быт. 3:16-17). Но и Им одним было предрешено, как надлежит спасти падшее человечество от греха и смерти - через крестные страдания, смерть и Воскресение Единородного Сына Предвечного Отца. 

Словами канона праздника Церковь возвещает: «Ко Го́споду в ско́рби непло́дства возопи́ша/ Богома́тере богому́дрии роди́тели/ и Сию́ в ро́ды родо́в роди́ша,/ на о́бщее спасе́ние и похвалу́». Что обращает на себя внимание? Правильно, неплодство и общее спасение, которые из истории конкретного семейства приобрели поистине вселенское значение, лишь много позже воспринимаемое нами как Промысел Божий. 

Поскольку история мира развивалась от его сотворения и имела в своем развитии проявление последствий грехопадения, то можно утверждать: хотя Иоаким и Анна однозначно не были хуже других, но именно чрез них Господь судил явно продемонстрировать общее неплодство человечества - отсутствие альтернативы греху в жизни, где Рождение Богородицы стало зримым свидетельством начала спасения.

Примечательно, что хотя Премудрость Божия в Совете Святой Троицы, как уже было сказано ранее, знала о погибели человеческой, но не желая таковой (Иез. 33:11), предприняла активные действия по вызволению человечества из оков греха и смерти. Израильский народ долго томился в ожидании Миссии, но Господь все никак не являл Себя миру. От чего? Потому что искал Ту, Которая станет достойна быть Его Матерью. 

Здесь нам открывается необычайно глубокий смысл происходящего. Оказывается, Бог не мог прийти в мир просто от женщины, которая обладает способностью к деторождению, возникающему после попадания в матку мужского семени. Чисто физиологических функций организма, оказывается, недостаточно. В таком случае возникает непраздный вопрос: что же ещё было необходимо, чтобы не нарушить, но исполнить (Мф. 5:17) и исполнить всякую правду (Мф. 3:15). 

Ответом на поставленный вопрос вполне может служить отрывок из послания апостола Павла к Филиппийцам, читаемый сегодня за богослужением. В нем есть такие слова: «Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп. 2:5), а далее эти слова уточняются: «смирил Себя, быв послушным» (Флп. 2:8). Значит, главное, что необходимо было - смирение, которое явила Богородица в диалоге с Архангелом: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Будучи Сам кроток и смирен сердцем (), Христос пришел в мир через Ту, Которая была более всех достойной: пока человечество, сотворенное некогда по образу и по подобию Божию, утопало во грехе, будучи неплодным в явлении добродетелей, Пречистая Дева обожилась, став нерукотворе́нной пала́той Прему́дрости Бо́жией и огнеобра́зным престо́лом, Небе́сному Царю́ на земли́ угото́ванным (стихи канона Рождества Богородицы). 

Всякий раз и ныне торжественно празднуя Рождество Богородицы, мы невольно ставимся соучастниками не столько церковного праздника, сколько тайны, которую нам доверяет Сама Богоматерь, и эта тайна содержит в себе сокровище о даровании всем и каждому из нас невыразимого никаким словом счастья уже здесь, на земле, прикоснуться к наследию Царствия Небесного, а после, при переходе в Вечность, сполна получить радость богообщения. 

Ныне все мы соборно или каждый из нас в отдельности вновь и вновь воскрешаем в своей памяти подлинные смыслы Рождества Богородицы и прославляем едиными усты и единым сердцем Богородицу словами величания: «Велича́ем Тя,/ Пресвята́я Де́во,/ и чтим святы́х Твои́х роди́телей,/ и всесла́вное сла́вим/ рождество́ Твое́».