22 марта нынешнего года четверо террористов атаковали концертный зал «Крокус Сити Холл» в подмосковном Красногорске. Жертвами теракта, крупнейшего со времён захвата школы в Беслане в 2004 году, стали 145 человек. Тем мартовским вечером вся страна неотрывно следила за событиями в Красногорске, скорбела о погибших и сопереживала пострадавшим. Стихийные мемориалы появились на следующий день в огромном количестве городов России.
Вместе с тем, граждане наблюдали за сводками правоохранителей о погоне за исполнителями этого бесчеловечного поступка. Террористы были задержаны 23 марта. Автомобиль, мчавшийся в сторону Украины, преследовали местные ДПСники. Они открыли огонь по колёсам – и автомобиль преступников перевернулся. Трое из убийц попытались скрыться в лесу, а одного задержали на месте.
Уже к вечеру каждый из них находился в Москве. Через время им будет предъявлено обвинение в атаке на «Крокус Сити Холл», а чуть позже – ещё нескольких будут обвинять в пособничестве. Директор ФСБ России Александр Бортников отметил, что более 20 человек задержаны по уголовному делу о теракте.
– В настоящее время мы устанавливаем весь круг причастных к злодеянию. Уже задержаны более 20 лиц, включая непосредственных исполнителей и пособников, – заявил Бортников.
На каком этапе дело?
Предполагаемым преступникам предъявили обвинение уже 25 марта. Фигурантов дела обвинили в совершении террористического акта. Их заключили в следственный изолятор до 22 мая. В дальнейшем заключение продлевалось ещё несколько раз. На текущий момент, срок следствия о теракте в «Крокусе» продлён до 22 ноября из-за большого объёма работы специалистов.
Некоторые юристы прогнозировали завершение расследования уже к концу лета. Сейчас стало очевидно, что материалов в разы больше, чем казалось на первый взгляд. Правоохранители устанавливают всю сетку преступников, действовавшую 22 марта, и планомерно ведут дело для дальнейшей передачи в суд. Вполне вероятно, что продлевать нахождение в СИЗО подозреваемым после 22 ноября не придётся.
Что ожидает террористов и что говорят их родственники?
Как уже говорилось выше, исполнители обвиняются по статье «Терроризм». 16 августа фигурантам были добавлены обвинения в обучении терроризму и в участии в террористической организации. Максимальное наказание – пожизненное лишение свободы, которое видится самым объективным и ожидаемым приговором.
Однако их родственники до сих пор не могут принять факт непреклонности закона в отношении предполагаемых преступников. Так, мать одного из них спустя несколько дней крайне цинично упрашивала экстрадировать человека, участвовавшего в убийстве 145 человек, на родину. Она просила учесть его юный возраст и то, что её сын мог «не понимать, что делает». Только кажется, нельзя не понимать то, что тебя толкают на массовое убийство людей.
Столь же странной выглядят просьбы родственников ещё одного предполагаемого преступника. Следователи установили, что задержанный перечислил деньги со своей банковской карты соучастнику за несколько дней до теракта. Близкие задержанного готовы предоставить ему собственную квартиру для перевода под домашний арест.
Тем не менее, правоохранители не дают даже надежды на смягчение условий приговора или формы содержания под стражей. Всё делается методично в целях будущего ответа преступников по всей строгости закона.