Кто может и должен удерживать ориентиры развития арктических и дальневосточных городов и осуществлять соответствующие перестройки?
Президент России Владимир Путин в ходе Восточного экономического форума–2024 сообщил, что на реализацию проектов мастер-планов арктических и дальневосточных городов выделят дополнительно 100 млрд рублей. О сути мастер-плана как документа развития города и о субъектности стратегического управления городской средой рассуждает эксперт ПОРА Александр Балобанов, заведующий кафедрой государственного управления и публичной политики ИОН РАНХиГС.
Мастер-план — это зона поиска новых форматов стратегического планирования городского развития. Генеральный план советского извода представлял собой достаточно жесткую пространственно-производственную конструкцию, часто расходящуюся с реальными процессами, происходящими на территории. Стратегическое планирование на городского развитие, получившее широкое развитие в последние двадцать лет, от подобных ориентаций отказалось, но не нашло себе отчетливого места в системах государственного управления, оставаясь результатом достаточно разношерстных усилий разных участников — консультантов, городских властей, девелоперских компаний. Мастер-план — попытка сделать новый шаг в этом направлении и, не возвращаясь к жесткости и узкой направленности планирования советского времени, сформировать принципиальные подходы к планированию городского развития, обладающие достаточной общностью, единством.
Один из важнейших вопросов стратегического управления — это вопрос о его субъекте. Стратегия должна обладать достаточной гибкостью, позволяющей управленческой системе перестаиваться в меняющихся обстоятельствах, сохраняя ключевые ориентиры, определяющие направление развития. Кто и как может или должен удерживать эти ориентиры и осуществлять соответствующие перестройки? В бизнесе это, в первую очередь, высший менеджмент. А в городе?
Город, по определению — «единство непохожих», и разработка и реализация стратегии развития — это формирование пространств и площадок, где эти «непохожие» могут согласовывать свои интересы и представления и превращать их в управленческие ориентиры. Эти два принципиальных уровня работы — организация взаимодействия всех заинтересованных субъектов и формирование управленческих решений, вырастающих из этого взаимодействия — и складывают суть работы над мастер-планом. Чрезмерная унификация здесь чревата потерей важных энергий, обеспечивающих реализацию создаваемых планов, когда те или иные участники перестают чувствовать свою причастность к общей работе и «отходят в сторону».
Вторым важнейшим вопросом здесь, конечно, выступает вопрос о инструментах и процедурах разработки управленческих решений и схем действия, связанных с городским развитием. Это — зона профессиональной работы «городских прогрессоров», как внутренних (городских управляющих), так и внешних (консультантов и специализированных агентств).
Наконец третье пространство представляют специалисты, исследующие практики и тенденции городского развития — урбанисты. Неверно думать, что они знают все ответы и «играют первую скрипку». Их знание носит принципиально общий характер и не может учесть многочисленных нюансов, определяющих жизнь конкретного города. Но столь же неверно пренебрегать их знанием, поскольку именно они выступают носителями разносторонности возможностей и практик современного городского развития, как и инструментов управления этим развитием. Помимо прочего, важным направлением в этой зоне сегодня выступает все, что связано с цифровыми инструментами, идеями «умного города».
Кто должен выступать в качестве ключевых участников разработки мастер-планов опорных арктических городов? Список потенциальных участников не мал. Представители федерации, работающие над вопросами развития Арктики как целого, удерживающие государственные ориентиры этого развития. Представители субъектов, на территории которых находятся эти города, ориентированные, в первую очередь на интересы региональные. Бизнес-структуры с интересами собственной деятельности. Наконец, сами жители городов и представители окрестных мест — то есть носители местных, локальных интересов. Сорганизовать взаимодействие этих очень разных участников и превратить результаты этого взаимодействия в системы управленческих решений — задачка не из простых. Но именно ее решение — залог успешности создаваемых мастер-планов.