Приступаем к подготовке. Почему 1 и 26 в одном флаконе? Если вы уже знакомы со структурой и содержанием заданий, то ответ вам известен. Потому что объём информации, необходимой для решения указанных заданий, практически совпадает. Сравним.
Формулировки задания
Что необходимо знать?
Первое, что бросается в глаза при сравнении формулировок: необходимо уметь различать, как минимум, части речи. Второе (менее очевидное): надо уметь устанавливать логико-смысловые отношения между предложениями в тексте.
Зачем? В задании 26 явно сказано, что необходимо найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью указанных средств связи. В задании 1 в тексте пропущено это самое средство, его необходимо отгадать и вставить самостоятельно.
Что такое средства связи в тексте?
Разумеется, следует иметь в виду, что не все на свете синонимы или наречия являются средствами выражения логико-смысловых отношений между предложениями. А только такие слова и выражения, благодаря которым мы видим взаимосвязь.
Например.
(34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.
Предложение 35 связано с предыдущим при помощи указательного местоимения "такой", потому что такой - это тот, "кто любит и дарит свою любовь". То есть местоимение в предложении 35 заменяет группу слов из предложения 34. Таким образом, мы можем проследить связь между двумя предложениями.
В задании 1
необходимо самостоятельно подобрать подходящее по смыслу слово (названную часть речи или союзное слово) и вставить на месте пропуска. Вы можете сказать, что совсем не обязательно при этом различать части речи - достаточно уметь логически мыслить и иметь мало-мальский запас слов.
Это если повезёт. А может и не повезти. Например, вставьте "загаданное" слово в такое предложение:
Написание непроизносимых согласных в корне слова проверяется путём подбора формы слова или однокоренного слова, [ ... ] этот согласный произносится.
Какие варианты? Первое, что приходит на ум: "в котором". Замечательно, если вы остановились и задумались о том, что "форма слова" - она. "Однокоренное слово" - оно. И догадались, что кроме относительного местоимения в данной ситуации возможно и более уместно наречие "где".
Согласитесь, что если бы вы сразу знали, что необходимо было вставить наречие, а не местоимение - было бы, по крайней мере, быстрее. Не говоря уже о том, что, разумеется, вообще замечательно, если вы это самое наречие с местоимением не путаете.
Ещё одна задачка.
Люди, подобные Гумбольду, часто воспринимаются окружающими как чудаки, жизнь которых противоречит здравому рассудку. <...> человек высший смысл видит в куске прожаренного мяса, то ему, конечно, подвиг Гумбольда покажется вздорным сумасбродством.
Скажу честно, открыла самый любимый бесплатный сайт с материалами и никак не ожидала наткнуться на такой "подарок". Привожу пояснения:
Пояснение (см. также Правило ниже).
<ЕСЛИ> человек высший смысл видит в куске прожаренного мяса, то ему, конечно, подвиг Гумбольда покажется вздорным сумасбродством.
Подчинительные союзы условные: «если», «когда» (в значении «если»), «при условии если», «ежели», «коли», «если… то», «раз… так», «как… так» и т. д.
Союз «когда» в ОБЗ ФИПИ не считается верным ответом, как и «при условии если». Остальные не подходят по стилю или по строению.
Ответ: если.
Источник: ОБЗ ФИПИ
Очень надеюсь, что искушённый читатель очень удивится такому "пояснению". А почему союз "если..., то" перечислен, но не замечен? Разве не очевидна грамматическая ошибка в предложении "Когда человек высший смысл видит в куске прожаренного мяса, то ему, конечно, подвиг Гумбольда покажется вздорным сумасбродством"? Что за "когда видит..., то покажется"? Вовсе не случайно "в ОБЗ ФИПИ не считается верным ответом" ни когда, ни при условии... Просто надо знать особенности употребления союзов, тогда выбор сужается иногда до единственного варианта.
Но приведённые выше примеры не переубедят сторонников интуитивного подхода. Потому что, соглашусь, здесь вполне достаточно быть внимательным и практически грамотным.
А как вам такое предложение?
Вчера книга была ещё не нужна, тем более — позавчера. Нужна <...> сегодня.
Какое слово напрашивается? "Она"? Но задание "просит" вставить уточняющую частицу. Всё-таки проще уже. Не так ли? (Нужна именно сегодня.) Опять же замечательно, если мы имеем представление об уточняющих частицах и знаем, из чего выбирать.
Вывод: умение различать части речи и определять их смысл значительно упрощает задачу.
В задании 26
следует найти предложение(-я), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи чего-то там. Чего именно?
Предложения связываются между собой при помощи служебных частей речи, местоимений и наречий, а также вводных слов, синонимов (антонимов) и повторов.
Одним словом, что делать - понятно. Осталось решить, как это сделать. Как овладеть обозначенным объёмом информации?
Презентация
Предлагаю вашему вниманию ознакомительный фрагмент, которым учитель сможет воспользоваться на уроке или консультации, включив свою фантазию, разумеется. Полную версию можно приобрести здесь. Она пригодится и для самостоятельной подготовки к экзамену.
Презентация содержит теоретический и практический материал, необходимый для выполнения заданий 1 и 26 ЕГЭ по русскому языку (2025). Подойдёт как для изучения материала на уроке, так и для самостоятельной подготовки или закрепления изученного. Представленные разделы: разряды местоимений, группы наречий по значению, в том числе вводные слова, виды союзов, группы частиц, роль предлогов в предложении, различение лексического повтора, шпаргалка с советами по практическому выполнению заданий 1 и 26.
Оставляйте отзывы. Задавайте вопросы. Подписывайтесь на канал.