Так как я собрал полную коллекцию исторических снимков монинского музея, то решил сделать серию статей с самыми ранними фотографиями экспонатов в музее. Это восьмая статья из серии.
В 1981 году музей продолжал пополняться пассажирскими самолётами. Из ГосНИИ МГА передали ближнемагистральный лайнер Ту-124 СССР-45025.
11 февраля совершил последний полёт Як-42 СССР-42302, переданный ОКБ Яковлева.
Следом поступила техника поменьше: палубный противолодочный вертолёт Ка-25. Его, видимо, тоже несколько лет прятали в ангаре, и лишь в 1987 году его смогла увидеть публика.
А вот экспериментальный лыжный вариант Су-7 под названием С-26 сразу выставили на открытой площадке.
Наконец, из ДПО «Радуга» поступил макет ракетного истребителя БИ.
В 1982 году в музей поступил редкий для Монино экспонат — дельтаплан А-20 «Альбатрос», созданный в МВТУ им. Баумана. Он сразу был подвешен под потолком ангара № 8, рядом с А-2 «Аист». Его видно в правом верхнем углу снимка ниже.
14 августа в музее состоялась пышная церемония передачи восстановленного бомбардировщика АНТ-40 (СБ), который по большей части представляет собой макет. Но пафоса и возвышенных речей было очень много, как и гостей в высоких погонах.
1982 год в музее прошёл под эгидой перевозки и сборки, наверное, самого уникального советского самолёта — Т-4 «изделие 100». Вот самое раннее его фото после сборки, датированное 1983 годом.
Традиция передачи в Монино опытных машин ОКБ Сухого продолжилась в следующем, 1983 году, когда в экспозицию поступил прототип бомбардировщика Су-24 под названием Т-6-1.
20 января из КБ Миля поступил уникальный опытный вертолёт В-7 с реактивными двигателями на концах лопастей. Он вплоть до 2000-х годов был «спрятан» на задворках ангара № 7.
Затем музей получил ещё один макет самолёта времён войны, на этот раз И-16. Вот уже в 1984 году макет «осваивается» маленьким посетителем музея.
В том же году был получен рекордный планёр ЛАК-9М «Летува», но самое раннее его изображение датируется 1990-ми годами. Планёр видно в левом верхнем углу.
Однако, другой мотопланёр, полученный в том же году, тогда же и занял место под крышей ангара № 8. Речь об экспериментальном планёре А-13М с реактивным двигателем. Вот он, висит над МиГ-21 б/н 92.
Также в 1983 году музей пополнился двумя небольшими самолётами. Это опытный пассажирский Бе-32.
И сельскохозяйственный реактивный биплан М-15 «Бельфегор».
Наконец, самым запоминающимся событием 1983 года стала эпичная посадка гигантского Ил-62 на летнюю грунтовую полосу монинского аэродрома. Причём, после прилёта самолёту пришлось пять лет стоять за забором музея и ждать расширения его территории. Поэтому его самое раннее фото в экспозиции датируется 1988 годом.