Найти в Дзене
Исторический архив

Всё о первых домашних спектаклях🏛️

В XIX веке театральные представления были одним из основных развлечений дворян и обеспеченных горожан. Спектакли часто ставили и дома. Мы собрали цитаты из книги «Моя жизнь в искусстве» — они рассказывают, как Константин Станиславский устраивал маленькие домашние спектакли вместе с братьями. Читайте, как собрать свою постановку: где можно найти деньги на декорации, из чего сделать костюмы и кого пригласить на премьеру. В XIX столетии обеспеченные городские семьи ездили в музыкальные или драматические театры часто, иногда каждые выходные. Тогда не существовало детского театра в современном понимании, он появился только в XX веке. Но младших членов семьи часто брали с собой — и показывали им спектакли, гораздо более пышные и условные, чем сегодня. Ведь домашних развлечений до изобретения радио и телевидения было не так много.  Дома ставили любительские спектакли. К ним долго готовились: обдумывали, как и что разыграть, репетировали, иногда даже продавали самодельные билеты. В основном
Оглавление

В XIX веке театральные представления были одним из основных развлечений дворян и обеспеченных горожан. Спектакли часто ставили и дома. Мы собрали цитаты из книги «Моя жизнь в искусстве» — они рассказывают, как Константин Станиславский устраивал маленькие домашние спектакли вместе с братьями. Читайте, как собрать свою постановку: где можно найти деньги на декорации, из чего сделать костюмы и кого пригласить на премьеру.

В XIX столетии обеспеченные городские семьи ездили в музыкальные или драматические театры часто, иногда каждые выходные. Тогда не существовало детского театра в современном понимании, он появился только в XX веке. Но младших членов семьи часто брали с собой — и показывали им спектакли, гораздо более пышные и условные, чем сегодня. Ведь домашних развлечений до изобретения радио и телевидения было не так много.

 Дома ставили любительские спектакли. К ним долго готовились: обдумывали, как и что разыграть, репетировали, иногда даже продавали самодельные билеты. В основном спектакли устраивали в поместьях. Обитатели усадеб сами становились актерами, а приглашали на представление родных и друзей. Часто на домашней сцене играли только дети или подростки, но иногда участвовала и вся семья.

ДЕКОРАЦИИ ДЛЯ СПЕКТАКЛЯ

-2

Оформление постановки — одна из самых важных и трудоемких задач. Начинающие антрепренеры и артисты обычно стремились повторить своими силами реальные театральные декорации. В ход шли предметы домашнего обихода: простыни и занавески вместо рисованных задников, картон и даже оберточная бумага.

Мы уже принялись за декорации. Первое время пришлось писать их на оберточной бумаге; она рвалась, мялась, но мы не унывали, так как со временем, когда мы разбогатеем (спектакли будут платные, на настоящие серебряные деньги, по 10 копеек билет), мы купим картон и наклеим на него разрисованную оберточную бумагу.

ВЫБОР ПУБЛИКИ

-3

Представления устраивали для близких — родных, друзей, соседей. Аудитория обычно была к труппе лояльной, а любительский театр старался отблагодарить постоянных зрителей ответными почестями.

Публики собирается мало… Одни и те же, домашние. На свете не существует самого плохого театра или актера, которые не имели бы своих поклонников. Они убеждены, что кроме них никто не понимает скрытых талантов их протеже, все другие люди не доросли до этого. И у нас были свои поклонники, которые следили за нашими спектаклями и ради собственного (а не нашего, заметьте) удовольствия приходили на них. Одним из таких «ярых» был старый бухгалтер отца, и за это он имел у нас… почетное место, что очень ему льстило.

ЗРЕЛИЩНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

-4

Артисты-любители старались ставить спектакли как в настоящих театрах: там, где не хватало артистических сил, использовали яркие приемы. Эпизодам старались добавить зрелищности, диалогам — эмоциональности, а еще продумывали сценические эффекты.

…[Мы ставили] много опер, балетов или, вернее, отдельных актов из них. Мы брали моменты катастрофического характера. Например, акт «Корсара», изображавший море, сначала тихое, при дневном свете, потом бушующее ночью, тонущий корабль, спасающиеся вплавь герои, появление маяка с ярким светом, спасение, восход луны, молитва, восход солнца… Или… акт из «Дон Жуана» с появлением Командора, с провалом Дон Жуана в ад, с огнем из люка (детская присыпка), с разрушением дома, превращающим сцену в раскаленный ад, в котором клубы огня и дыма играли главную роль. Не раз эта декорация сгорала и заменялась другой. Мы ставили балет под названием «Роберт и Бертрам» — два вора; ночью они вылезали из тюрьмы, а потом лазали в окна городских жителей»

ОТ ЗАНАВЕСА ДО ЗАНАВЕСА

-5

Домашние спектакли должны были скрасить будничную жизнь семьи. Пока дети и родители разучивали пьесу, рисовали декорации и продумывали детали, будущее представление становилось центром домашней жизни. Хоть иногда и заканчивалось разочарованием.

Спектакль начинался чинно, но после обычного скандала брата публика расходилась, и представление обрывалось. На душе оставалась окись, а впереди — длинный-длинный ряд унылых дней, вечеров предстоящей учебной недели.