Найти в Дзене
Дневник кинозрителя

Выпуск 91. «Троица». Что нам хотела сказать Ян Гэ?

В день, когда на ТВ отмечали юбилей Сергея Соловьёва, я посмотрела несколько передач о нашем замечательном режиссёре. Неожиданно для себя я узнала, что Ян Гэ, оказывается училась в мастерской Соловьёва. Ян Гэ я впервые увидела на шоу «Голос», уже довольно давно. Она тогда замечательно исполняла песни из фильмов Эльдара Рязанова. Исполнение мне очень понравилось, я сразу прониклась глубокой симпатией к искренней, душевной китаянке, сумевшей к тому же на очень хорошем уровне освоить русский язык. Помню, что узнавала о ней какие-то сведения и думала, что буду следить за её творчеством. На самом деле в определённый момент совершенно упустила её из виду и забыла о ней. А тут вдруг узнаю, что она, оказывается, уже стала режиссёром. У меня появился огромный интерес к тому, что сделала в кино ученица Соловьёва. Так я посмотрела фильм «Троица» 2019 года.

Сюжет, на первый взгляд, предельно простой. Марго (Я. Гэ) преподаёт китайский язык в вузе. Она неожиданно влюбляется в собственного студента по имени Антон (Г. Бликштейн) и решает откровенно рассказать обо всём мужу, чтобы уйти от него. Муж, Георгий (А. Курганов), преподаёт в этом же вузе. Узнав шокирующую новость, он пытается что-то предпринять, но, кажется, безуспешно. Зритель под ником Жура Жураев (кинокритик 27 уровня) высказался о картине Ян Гэ так: «Китайско-российский фильм для взрослых». Это крайне примитивная и неверная оценка. Ян Гэ сняла сильное кино с глубоким подтекстом. Я попытаюсь раскрыть своё понимание картины.

-2

Главных героев здесь трое, и ни одного из них нельзя назвать отрицательным в полном смысле слова. О каждом скажу отдельно.

Антон. Молодой темнокожий студент, очень симпатичный парень, но абсолютно не взрослый, ещё не подготовленный к самостоятельной жизни, устроился работать официантом, чтобы заработать на совместную жизнь с Марго. В первый же день жалуется напарнику на то, что болит спина. («Как ты здесь работаешь?») Понятно всё: спина болит, ноги устали, руки поднос не держат. Антон на жизненной дистанции не марафонец и не стайер, а всего лишь спринтер не из первых. К тому же он художник, а значит, представитель богемы. С молодым человеком из богемы редко когда можно серьёзные отношения выстроить. Потусоваться с ним можно, конечно, чтобы было что вспомнить, если сама молода и не обременена семьёй.

-3

Георгий. Муж Марго. Он, видимо, доказывал ей свою любовь только ночью, а кофе в постель не приносил. Но когда Марго ушла, он вдруг понял, что не может без неё жить, причём в самом прямом смысле слова. Георгий не может переключиться ни на что другое. Он сосредоточен только на внутренних переживаниях и постепенно теряет себя. К тому же я вижу, что, находясь в критическом положении, Георгий ведёт себя неправильно. В фазе острой боли лучше не делать резких движений, которые могут отнять последние силы, и ни в коем случае нельзя встречаться с человеком, который ушёл. Такие встречи только ухудшат ситуацию. Но я не могу осуждать Георгия, видя, как он мучается, я сочувствую ему.

-4

Марго. Главная героиня фильма. Именно через неё Ян Гэ доносит до зрителей основной смысловой посыл своей картины. Марго по настоянию мужа обращается сначала к священнику, а потом к психологу. Она встречается с Антоном на чужих квартирах и очень неуютно себя чувствует рядом с мужем. Она съездила к маме, а когда Антон занят, одна гуляет вечером по городу под красивую песню из шестидесятых. Иногда перед её внутренним взором появляются три китайских женщины, которые смотрят выжидающе и укоризненно. Это богини судьбы, сходные с древнегреческими мойрами. Так в сюжетный узор искусно вплетается философская нить.

-5

Если смотреть картину просто как фильм об адюльтере то можно считать такой посыл: пошла на поводу у своих желаний – будешь раскаиваться или даже рыдать. Это правда. Но фильм Ян Гэ много глубже. Он показывает, как человек, выросший в традиционном обществе, соблазняется стандартами запада. «Поступай только так, как хочешь ты». Неслучайно здесь даже Москва не похожа на нашу столицу, а скорее напоминает западный город. Марго хочет принять установки западного мира и жить по ним, но для того, чтобы сделать это, нужно изменить свой менталитет. А Марго не может не думать о другом человеке, не может исключить сомнения, избавиться от чувства вины и в какой-то момент Марго торопливо, почти бегом возвращается к себе настоящей. Западные стандарты не для героини Ян Гэ. Они ни в коем случае не для всего мира, они не для нашего общества. Вот это и есть главное в картине «Троица».

-6

Хочу сказать, что фильм лучше смотреть в одиночестве. Не потому что там много откровенных сцен – по-настоящему откровенных сцен там нет. Просто кино сделано талантливо, насыщено драматизмом и цепляет глубоко, заставляя вспоминать и думать о личном. В такие минуты лучше, чтоб никого не было рядом.

Я ещё очень внимательно смотрела кино, стараясь углядеть в творческом почерке Ян Гэ следы влияния Сергея Соловьёва. Этого не увидела, зато заметила существенное влияние Эльдара Рязанова. Эльдар Александрович ведь не только комедии снимал, но мог и очень жёсткую вещь сделать. Диапазон мастера был широк. В любом случае Ян Гэ, именно живя в России, стала талантливым режиссёром нашей школы. Фильм «Троица» стоит посмотреть именно в Год семьи, чтобы подумать над ним.