Первая половина 19го века - золотая эпоха, «ренессанс» Ниццы.
До 1860 года Ницца - интеллектуальный город, в котором рождаются, учатся и работают талантливые художники, краснодеревщики, поэты, историки. Помимо университетов, в городе были ремесленные мастерские, в которых старые мастера создавали настоящие произведения искусства и обучали новое поколение.
Самые талантливые художники отправлялись на международные выставки за счет Турина (столицы Сардинского королевства, частью которого была Ницца до 1860 г).
1860 год - переломный для Ниццы. Она становится частью Франции, что стало трагедией для нисуазцев. Графство было передано императору Франции, и это многое изменило в жизни города. Золотая эпоха сохранится ненадолго и после 1860 года, пока будет живо поколение Золотого века. Но старые университеты и мастерские закроются, многие семьи покинут город, закроются газеты… Золотой век начнет угасать, а Ницца постепенно превращаться из интеллектуального центра в город-курорт.
Сегодня существует Academia Nissarda, которая хранит работы старых мастеров Ниццы, но к их летописи надо относиться аккуратно, так как Академия была создана Францией и многое делает для пропаганды. Поэтому, помимо коллекции Академии я обращаюсь к воспоминаниям, дневникам и книгам жителей Ниццы. Только так можно узнать, что на самом деле происходило в графстве в то время и что чувствовали жители города.
В этом посте хочу рассказать про одного из уроженцев Золотого века Ниццы.
Антуан Трашель (Antoine Trachel)
родился в графстве Ницца в 1828 г. Здесь же учился рисованию и декоративным искусствам. Зарекомендовал себя способным художником, прекрасным миниатюристом, скульптором и краснодеревщиком, а потому был отправлен на международную выставку 1851 года, которая проходила в Лондоне.
Императрица Мария Александровна
"Во время пребывания российской императрицы в Ницце, в 1857 году, он выполнил для Его Величества довольно большое количество прекрасных произведений" - Огюст Бюрнель
Мария Александровна, супруга Александра II, помимо прочих прекрасных предметов искусства и безделушек, заказала у Антуана шкатулку.
Трашель, как изысканный краснодеревщик, выполнил ее из оливкового дерева, и украсил тонкой резьбой в виде листьев винограда и плюща, а его старший брат (тоже художник) нарисовал на каждой грани шкатулки миниатюрные виды Ниццы. Надо ли писать, что императрица пришла в восхищение? Сегодня шкатулка хранится в Историческом музее Петергофа.
Дружба с литераторами
Еще одна небольшая зарисовка, показывающая интеллектуальный уровень города того времени. Однажды в Ницце выпал снег, что вызвало у нисуазцев восторг. Антуан решил вылепить из снега две скульптуры: фигуру льва и бюст поэта Ниццы (лауреата) Жозефа Дабре. Обе снежные скульптуры поражали своей натуралистичностью, точностью деталей, красотой форм. Нисуазцы были в восторге! Жозеф Дабре в благодарность написал для Антуана Трашеля стихотворение и опубликовал его в местной газете. Два талантливых уроженца Ниццы обменялись талантливыми комплиментами.
Трашель дружил с писателями Ниццы и иллюстрировал их произведения. Герои его рисунков - всегда в натуралистичных, иногда комичных позах, в роли простых горожан со своими хлопотами и суетой, всегда помещены на улицы Ниццы.
Позже Трашель открывает собственную мастерскую рисования. Он много времени посвящает путешествию по графству Ниццы, делает акварели с изображением местных пейзажей, архитектуры. Особое внимание уделяет фиксации простой жизни местных.
«Традиционная жизнь Ниццы сохраняется, несмотря на вторжение современного мира на земли графства» - это послание художника, которое проходит через его документальные зарисовки.
Художник умер в Ницце, в своем семейном доме на Rue de France в 1903 году.
Больше историй про Ниццу – в моей книге «О чем молчит Ницца?». Скоро.