Найти в Дзене

Ренессанс Ниццы. Каким был город до присоединения к Франции. Художник Антуан Трашель

Оглавление

Первая половина 19го века - золотая эпоха, «ренессанс» Ниццы. 

Антуан Трашель «Английская набережная»
Антуан Трашель «Английская набережная»

До 1860 года Ницца - интеллектуальный город, в котором рождаются, учатся и работают талантливые художники, краснодеревщики, поэты, историки. Помимо университетов, в городе были ремесленные мастерские, в которых старые мастера создавали настоящие произведения искусства и обучали новое поколение.

Самые талантливые художники отправлялись на международные выставки за счет Турина (столицы Сардинского королевства, частью которого была Ницца до 1860 г).  

1860 год - переломный для Ниццы. Она становится частью Франции, что стало трагедией для нисуазцев. Графство было передано императору Франции, и это многое изменило в жизни города. Золотая эпоха сохранится ненадолго и после 1860 года, пока будет живо поколение Золотого века. Но старые университеты и мастерские закроются, многие семьи покинут город, закроются газеты… Золотой век начнет угасать, а Ницца постепенно превращаться из интеллектуального центра в город-курорт.

Сегодня существует Academia Nissarda, которая хранит работы старых мастеров Ниццы, но к их летописи надо относиться аккуратно, так как Академия была создана Францией и многое делает для пропаганды. Поэтому, помимо коллекции Академии я обращаюсь к воспоминаниям, дневникам и книгам жителей Ниццы. Только так можно узнать, что на самом деле происходило в графстве в то время и что чувствовали жители города.

В этом посте хочу рассказать про одного из уроженцев Золотого века Ниццы.

Антуан Трашель (Antoine Trachel)

родился в графстве Ницца в 1828 г. Здесь же учился рисованию и декоративным искусствам. Зарекомендовал себя способным художником, прекрасным миниатюристом, скульптором и краснодеревщиком, а потому был отправлен на международную выставку 1851 года, которая проходила в Лондоне.

Антуан Трашель «Набережная дю Миди и Итальянский театр в Ницце»
Антуан Трашель «Набережная дю Миди и Итальянский театр в Ницце»

Императрица Мария Александровна

"Во время пребывания российской императрицы в Ницце, в 1857 году, он выполнил для Его Величества довольно большое количество прекрасных произведений" - Огюст Бюрнель

Мария Александровна, супруга Александра II, помимо прочих прекрасных предметов искусства и безделушек, заказала у Антуана шкатулку.

Трашель, как изысканный краснодеревщик, выполнил ее из оливкового дерева, и украсил тонкой резьбой в виде листьев винограда и плюща, а его старший брат (тоже художник) нарисовал на каждой грани шкатулки миниатюрные виды Ниццы. Надо ли писать, что императрица пришла в восхищение? Сегодня шкатулка хранится в Историческом музее Петергофа. 

Антуан Трашель, шкатулка для императрицы. Фото Галины Шведовой
Антуан Трашель, шкатулка для императрицы. Фото Галины Шведовой

Дружба с литераторами

Еще одна небольшая зарисовка, показывающая интеллектуальный уровень города того времени. Однажды в Ницце выпал снег, что вызвало у нисуазцев восторг. Антуан решил вылепить из снега две скульптуры: фигуру льва и бюст поэта Ниццы (лауреата) Жозефа Дабре. Обе снежные скульптуры поражали своей натуралистичностью, точностью деталей, красотой форм. Нисуазцы были в восторге! Жозеф Дабре в благодарность написал для Антуана Трашеля стихотворение и опубликовал его в местной газете. Два талантливых уроженца Ниццы обменялись талантливыми комплиментами.

Трашель дружил с писателями Ниццы и иллюстрировал их произведения. Герои его рисунков - всегда в натуралистичных, иногда комичных позах, в роли простых горожан со своими хлопотами и суетой, всегда помещены на улицы Ниццы.

Антуан Трашель, сепия и чернила
Антуан Трашель, сепия и чернила

Антуан Трашель «Нем и Любен беседуют между стенами Старого дворца в квартале Семье», сепия и чернила
Антуан Трашель «Нем и Любен беседуют между стенами Старого дворца в квартале Семье», сепия и чернила

Антуан Трашель, сепия и чернила
Антуан Трашель, сепия и чернила

Антуан Трашель «Нем стучится в дверь на улице Старой Ниццы», сепия и чернила
Антуан Трашель «Нем стучится в дверь на улице Старой Ниццы», сепия и чернила

Позже Трашель открывает собственную мастерскую рисования. Он много времени посвящает путешествию по графству Ниццы, делает акварели с изображением местных пейзажей, архитектуры. Особое внимание уделяет фиксации простой жизни местных.

Антуан Трашель, «Начало Rue de France в Ницце»
Антуан Трашель, «Начало Rue de France в Ницце»

Антуан Трашель, «Прачки на мосту Маньян в Ницце»
Антуан Трашель, «Прачки на мосту Маньян в Ницце»

Антуан Трашель «Cours Saleya (рыночная улица) в Ницце»
Антуан Трашель «Cours Saleya (рыночная улица) в Ницце»

«Традиционная жизнь Ниццы сохраняется, несмотря на вторжение современного мира на земли графства» - это послание художника, которое проходит через его документальные зарисовки.

Художник умер в Ницце, в своем семейном доме на Rue de France в 1903 году. 

Больше историй про Ниццу – в моей книге «О чем молчит Ницца?». Скоро.

-11