Найти тему

Чего хочет от нас Господь? И на что способны мы ради веры? Рассуждение из проповеди отца Димитрия Смирнова

Оглавление

Ровно год назад мой друг был успешным предпринимателем и, по его словам, «счастливым человеком».

Семья буквально купалась в изобилии всевозможных благ. Хотите на Бали? Да легко! Колечко с бриллиантом просит жена? Да пожалуйста! Потом появилась новая крутая машина, новый коттедж – в старый почему-то стало стыдно гостей звать… И понеслось-поехало!
Господи Иисусе Сыне Божий, прости мя, грешного! Источник: https://ru.pinterest.com/pin/981644050024382852/
Господи Иисусе Сыне Божий, прости мя, грешного! Источник: https://ru.pinterest.com/pin/981644050024382852/

Новая богатая жизнь сама развела нас по разные стороны. Я сокрушался, что нет у нас больше тихих уютных вечеров с бесконечными душевными разговорами. Рухнула многолетняя мужская дружба…

И вот однажды звонок в мою дверь. Открываю – Егор собственной персоной. Говорит, «зашел на минутку – попрощаться». Спрашиваю: «Что случилось?». – «Бизнес рухнул… Я в долгах, как в шелках. Уезжаю добровольцем на СВО – другого пути у меня нет. По кредитам тогда у меня будут льготы. Заработаю – вернусь и расплачусь». – «А ты не думал, дружище, что это все с тобой – не случайно?». – «Конечно, думал. Не от тебя одного - от многих людей тогда отвернулся… Вот Господь и вернул меня к тому, что было. Как в сказке про старика и старуху – помнишь? Бабуля хотела быть дворянкой столбовою, а рыбка её вновь к разбитому корыту усадила…».
Великолепный совет! Источник: https://ru.pinterest.com/pin/981644050024397133/
Великолепный совет! Источник: https://ru.pinterest.com/pin/981644050024397133/

В общем, проговорили мы с Егором допоздна. Я сказал ему, как думал, – что сбегает он сейчас от ответственности на фронт. А трое детей, жена, пожилые родители-пенсионеры – как они будут одни с его кредиторами разбираться? Запутать их и обмануть легко. Егор – юрист по образованию. А жена – педагог… Не по-христиански это как-то оставлять их всех в такой трудный момент. А может, Егору надо сейчас не на СВО, а в храм? Исповедаться, причаститься. Успокоиться, обдумать все хорошенько? Глядишь – и решение другое найдется…

Жизнь, как качели. То вверх подбросит, то вниз. И не каждый сразу сориентируется, как ему поступить. Но мы же верующие! У нас такая армия защитников во главе с Господом! Нам ли отчаиваться и унывать?!!
Икона "Путешествие в Эммаус" рассказывает о явлении Христа апостолам Луке и Клеопе. Источник: https://pl.pinterest.com/pin/664843963756003718/
Икона "Путешествие в Эммаус" рассказывает о явлении Христа апостолам Луке и Клеопе. Источник: https://pl.pinterest.com/pin/664843963756003718/

Эта обычная житейская ситуация настолько всколыхнула меня, что захотелось перечитать одну из глубоких и невероятно вдохновляющих проповедей протоиерея Димитрия Смирнова о вере. Предлагаю её и вам, друзья, в некотором сокращении:

- Сегодня мы читали Евангелие о том, как Лука и Клеопа (святые апостолы. – Прим. Авт.) на пути из Иерусалима встретили Христа, но не узнали своего Учителя. А когда на трапезе Господь преломил хлеб, они Его узнали, но Он стал невидимым. Почему так? Неужели Он сразу не мог открыться им? И зачем Он стал невидим, в чем тут дело?

Господь всемогущ. Неужели Ему трудно прийти сегодня вечером к каждому домой и сказать: ты почему не веруешь? Выключи телевизор, пойдем в церковь. Вряд ли кто откажется, так с ужасом и пойдут и даже бегом побегут.

Вообще выволочь всех из постелей и заставить молиться не так уж трудно. Только Богу это совсем не нужно. Господь хотел бы, чтобы мы жили верой. А что такое вера? Вера – это тот Божественный дар, который невидимые вещи делает видимыми. Это сила, которая Христа, невидимо здесь присутствующего, делает явно видимым, но не глазами тела, а очами души.

И вот именно поэтому Господь удержал глаза ученикам: Он хотел их веры. А когда вера была явлена, Он им открылся, а потом стал невидим, потому что нет нужды в том, чтобы Ему явно присутствовать. Если бы Он явно присутствовал, тогда зачем вера? Она не нужна.

Отец Димитрий умел сказать доходчиво и просто. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/981644050024397124/
Отец Димитрий умел сказать доходчиво и просто. Источник: https://ru.pinterest.com/pin/981644050024397124/
Вот мы сегодня совершали всенощное бдение, славили воскресшего Христа, и Он стоял среди нас и сейчас стоит. Знаем мы это или не знаем? Каждый раз, когда мы собираемся в храм, помним ли мы о том, собственно, к Кому мы идем на встречу, зачем мы идем? И, стоя уже в храме, не забываем ли мы о том, в Чьем присутствии мы находимся?

Господь хочет от каждого человека подвига веры, чтобы человек жил бы именно этой Божественной силой, которая невидимое делает видимым, и причем делает его настолько важным, вот как для Луки и Клеопы: они шли по какому-то делу, отошли от Иерусалима уже довольно далеко, а когда узрели Христа, то бросили все и вернулись назад.

Потому что все житейское попечение, когда человек встречается со Христом, становится ненужным пустяком. Поэтому настоящие христиане всегда поступают не по целесообразности мира сего, а все свои поступки сообразуют с душевной пользой. Вот то-то и то-то мне предлагается. Будет это полезно моей душе или не будет полезно? По-житейски вроде так лучше, а для души вредно – тогда нет, я лучше поступлю так, как для души полезно, потому что этим я сделаю шаг навстречу к Богу.

Все-таки самое главное в нашем бытии – это встреча с Богом, а еще лучше сказать – не только встреча, а, собственно, жизнь с Ним, постоянное духовное видение того, что Он пребывает в мире, и действует, и участвует в нашей жизни. Поэтому вся духовная жизнь – это есть постоянное возвращение к Богу, постоянная память о Нем, постоянное сообразование всех своих слов, мыслей, поступков, чувств именно с Его волей – так, как будто мы Его уже узрели, как будто действительно мы Его видим.

Потому что вера наша говорит, что Бог вездесущ и Бог всеведущ. Следовательно, даже если мы Его не видим, даже если мы Его не чувствуем, Он нас видит, и Он нас чувствует. И мы должны руководствоваться не своими чувствами – наши чувства врут, они все искажены грехом, – а мы должны руководствоваться верой в то, что Он видит нас, и чувствует, и знает, и любит, и хочет спасти.

Поэтому если бы мы веровали Ему, то тогда бы мы и не отчаивались и не унывали. Мы все время к Нему бы обращались и ждали бы ответа; мы всегда бы у Него просили, что нам необходимо, и Он бы нам всегда давал. А мы просим как бы в пустоту, не веруя, что Он даст, поэтому и не получаем.

Он Сам об этом сказал: если ты просишь, то проси с верой. А мы остаемся наедине сами с собой и в гордом ослеплении, собственно, о Нем-то и забываем. Мы вместо того, чтобы просить у Него спасения, продолжаем заниматься каким-то бессмысленным самосовершенствованием, которое абсолютно бесплодно, потому что мы никак не делаемся лучше.

Преподобный Гавриил был прозорливцем и никогда не ошибался... Источник:  https://ru.pinterest.com/pin/70437486179686/
Преподобный Гавриил был прозорливцем и никогда не ошибался... Источник: https://ru.pinterest.com/pin/70437486179686/
Сам себя исправить человек не может – просто одна страсть может вытеснить другую, и больше ничего. Это же понятно. Только Господь, Который нас создал, только Он нас и может исправить. И причем Он этого еще и хочет. И если бы мы не упирались в своем безумии, то тогда бы все шло гораздо лучше.

Вот апостолам это удалось понять, усвоить, и поэтому Господь дал им благодать, которая очистила их «от всякия скверны». И нам нужно стараться жить не своим разумом, а верой. По милости Божией, у нас есть Священное Писание. Мы можем в него вникать умом, и Господь через Священное Писание будет нас вразумлять, что нам делать, как нам быть.

Очень поучительно всегда наблюдать людей, высоко поставленных над другими, какие они бывают несчастные и убогие в старости, когда уже никому не нужны и всю эту власть, все почести у них отбирают. Потому что если человек живет не Богом, то, когда он теряет что-нибудь земное, эта катастрофа для него всегда ужасна.

Человек прилепился к земному, а Господь-то хочет всех к Царствию Небесному привлечь. Поэтому Он старается человека как-то от мира оторвать, направить его взор к духовному, понемножку старается отнять вот это все земное, опять же для пользы человека, а человек приходит в ужасное расстройство, в отчаяние.

Поэтому нам надо стараться в себе веру возгревать, приумножать. Вера – это изначала, конечно, дар Божий. Если Бог не даст, то хоть все книжки прочитай, хоть лоб расшиби об пол церковный, веры от этого не будет. Вера – дар Божий, но ее можно возгревать, потому что вера – это есть еще и добродетель (от слова «делать»). То есть, если все время совершать дела веры, она будет расти. Допустим, если обстоятельства нашего бытия предлагают нам нечто совершить, но мы отвергнемся этого, потому что это противоречит нашей вере, то сразу сделаем большой шаг вперед навстречу к Богу.

(Для информации: проповедь прочитана отцом Димитрием вечером 14 сентября 1991 года в Храме Святителя Митрофана Воронежского).

Читайте также:

Читайте Священное Писание, друзья, и молитвы! Не забывайте благодарить Господа Нашего, Матушку Богородицу, святых и Ангелов. И никогда, ни при каких обстоятельствах не падайте духом!