Найти в Дзене
АиФ–Тюмень

Читают стихи, рисуют картины. Как проводят операции на мозге в сознании

Нейрохирургам порой приходится проводить операции на головном мозге в сознании. Пациент в этом случае не просто больной, а участник процесса. Если доктор попросит, он споет или произведет простейший математический расчет, вспомнит и продекламирует любимые стихи. Лет 15-20 тому назад такая сцена могла бы лечь в основу фантастического сюжета, сегодня же это отработанная практика в современной нейрохирургии. Методика называется краниотомия в сознании, что в переводе с медицинского «операция на мозге в сознании». Подробнее – в материале tmn.aif.ru. Процесс сродни космическому полету: высокотехнологичный, требующий тщательной подготовки, командной работы, прикосновения к бесконечности. «Мозг человека – это целая Вселенная, он нам подсказок не дает. Мы вооружены лишь академическими знаниями о функциональной анатомии мозга, в остальном каждый случай индивидуален», - говорит заведующий детским отделением Федерального центра нейрохирургии Тюмени Юрий Якимов. Получение обратной связи во время оп
Оглавление
   Читают стихи, рисуют картины.
Читают стихи, рисуют картины.

Нейрохирургам порой приходится проводить операции на головном мозге в сознании. Пациент в этом случае не просто больной, а участник процесса. Если доктор попросит, он споет или произведет простейший математический расчет, вспомнит и продекламирует любимые стихи. Лет 15-20 тому назад такая сцена могла бы лечь в основу фантастического сюжета, сегодня же это отработанная практика в современной нейрохирургии. Методика называется краниотомия в сознании, что в переводе с медицинского «операция на мозге в сознании». Подробнее – в материале tmn.aif.ru.

В каждом из нас своя Вселенная

Процесс сродни космическому полету: высокотехнологичный, требующий тщательной подготовки, командной работы, прикосновения к бесконечности.

«Мозг человека – это целая Вселенная, он нам подсказок не дает. Мы вооружены лишь академическими знаниями о функциональной анатомии мозга, в остальном каждый случай индивидуален», - говорит заведующий детским отделением Федерального центра нейрохирургии Тюмени Юрий Якимов.

Получение обратной связи во время операции помогает специалистам контролировать сохранение всех важных импульсов мозговой деятельности. А импульс – это нечто, что не потрогаешь и не ощутишь.

«Понимание речи и способность говорить находятся в разных зонах мозга, так же, как и владение иностранными языками, наличие творческих талантов, математических связей, иных интеллектуальных функций, числа которым нет. Лишь когда пациент в сознании, мы можем понимать, на какие центры влияем. Ведь от точности нашей работы зависит сохранение всех жизненно важных функций мозга и дальнейшее качество жизни человека. К слову, мозг не имеет болевых рецепторов, в время операции человек не испытывает боли, однако, осознание того, что происходит некое вмешательство в твою Вселенную, многих пугает, - говорит Юрий Алексеевич.

Страшно, выключай!

Применение методики краниотомии в сознании требует не только высокого профессионализма и слаженной работы операционной бригады, не менее важна стрессоустойчивость самого пациента.

«Некоторые не готовы просыпаться во время операции, чтобы ответить на вопросы хирурга и пройти необходимую диагностику, - говорит доктор, - а бывали случаи, когда пациент готовился к операции в сознании, но в момент пробуждения испытывал тревогу и просил вернуть его обратно в сон. Тем не менее, только открытая хирургия с пробуждением во время операции дает шансы максимально сохранить речь, память, зрение, слух, движение и другие жизненно важные функции».

Поэтому решение о проведении операции в сознании принимается после длительной подготовительной работы с пациентом и исключительно с его согласия и готовности.

Репетиция операции – половина успеха

Операция в сознании начинается еще на этапе подготовки и тестирования пациента. Такая методика показана для сохранения жизненно важных функций при различных внутримозговых опухолях, расположенных вблизи к этим центрам, эпилепсии, аневризме и иных патологиях, влияющих на функционально значимые участки мозга. Сегодня в помощь медицинским работникам приходят современные аппараты и роботы. И, прежде чем человек окажется на операционном столе, весь путь действий хирурга будет досконально отработан на 3-D модели головного мозга пациента. До мельчайших подробностей каждый специалист мультидисциплинарной команды, а это от 10 до 20 человек, изучают особенности главного мыслительного органа пациента и принимают самое оптимальное решение по исключению возникшей патологии.

«Инженеры изготавливают точную модель мозга пациента, поэтому, когда приступаем к работе, картина нам частично уже знакома, - отмечает Юрий Алексеевич. – Это существенно ускоряет операционный процесс, потому что в момент возвращения пациенту сознания время для принятия решений ограничено.

Переживала вся страна

Несколько лет назад вся страна болела за 14-летнюю Тамару из Улан-Удэ. На главном федеральном канале показывали историю о том, как в Тюменском центре нейрохирургии девочке сделали операцию на мозг, подросток в это время находился в сознании, Тамара рисовала портрет оперировавшего ее тогда Альберта Суфианова. Будучи главным врачом ФЦН в Тюмени, заведующим кафедрой нейрохирургии Первого МГМУ им. И.М.Сеченова, директором Института нейронаук РУДН (Москва) Альберт Акрамович настойчиво и последовательно внедряет высокоточные технологии лечения пациентов, возвращая людям полноценную качественную жизнь.

«Под его началом в нашем центре эти операции поставлены на поток, - говорит Юрий Якимов.- Сформирована база самой современной медицинской техники, позволяющей проводить высокоточную диагностику и сложнейшие операции. К нам приезжают учиться, получать уникальный опыт со всего мира. Мы и сами всей командой выезжаем в ведущие клиники страны и зарубежья. Учимся и практикуем».

Сегодня портрет, который нарисовала юная Тамара, стоит на рабочем столе главного врача Центра. Сама же девушка успешно учится на 3 курсе ВУЗа, планирует стать социологом и показывает высокие результаты в учебе.

ФАКТЫ:

- Самая длинная операция в сознании на базе ФЦН Тюмени длилась около 7 часов. Хирургические вмешательства в сознании на базе Центра проводят с 2013 года;

- наиболее длинный отрезок времени, когда пациент находился в сознании во время операции, составляет 2 часа;

- в мультидисциплинарную команду для проведения операции в сознании, кроме нейрохирургов, входят трансфузиологи, нейропсихологи, нейролингвисты, нейрорадиологи, нейропидиатры, эпилептологи, неврологи, врач отделения лабораторных исследований, УЗИ, МРТ, инженеры-программисты, логопеды и даже переводчики. Это не полный список специалистов для проведения высокоточной операции в сознании;

- для граждан России операции в сознании проводятся бесплатно в рамках федеральной квоты высокотехнологичной медицинской помощи.