Найти тему
muscult.ru

Джазовая среда с Юлией Шегай. МЭЙНСТРИМ

МЭЙНСТРИМ-ДЖАЗ (анг. mainstream) – главное течение, основное направление) – ведущий стиль джаза, оформившийся в 30-е годы прошлого века. Этот термин придумал в 1950-х годах музыкальный журналист Стэнли Дэнсом, который считал все в рамках популярного джаза эпохи свинга «мейнстримом».

После окончания господствующей моды больших оркестров в эпоху биг-бэндов, когда музыку больших оркестров стали теснить маленькие джазовые ансамбли, свинговая музыка продолжала звучать на сцене.

Бен Уэбстер — американский джазовый музыкант, тенор-саксофонист, выдающийся исполнитель стиля свинг. Обладатель феноменального субтонового звука.
Бен Уэбстер — американский джазовый музыкант, тенор-саксофонист, выдающийся исполнитель стиля свинг. Обладатель феноменального субтонового звука.

Многие знаменитые свинговые солисты после концертных выступлений в болл-румах любили поиграть в своё удовольствие на спонтанно устраиваемых джемах в небольших клубах на 52-й улице в Нью-Йорке. Причем это были не только те, кто работал в качестве «сайдменов» в больших оркестрах, такие, как Бэн Уэбстер, Коулмен Хоукинс, Лестер Янг, Рой Элдридж, Джонни Ходжес, Бак Клэйтон и другие. Сами руководители биг-бэндов – Дюк Эллингтон, Каунт Бэйси, Бенни Гудмен, Джек Тигарден, Гарри Джеймс, Джин Крупа, будучи изначально солистами, а не только дирижёрами, тоже искали возможности поиграть отдельно от своего большого коллектива, в малом составе. Не принимая новаторские приёмы наступающего бибопа, эти музыканты придерживались традиционной для свинга манеры, демонстрируя при этом неиссякаемую фантазию при исполнении импровизационных партий. Основные звезды свинга постоянно выступали и записывались в небольших составах, получивших название «комбо», в рамках которых было гораздо больше простора для импровизаций. Стиль этого направления клубного джаза конца 1930-х получил с началом подъёма бибопа название мейнстрим, или главное течение. Некоторых из самых прекрасных исполнителей этой эпохи можно было услышать в прекрасной форме на джемах 1950-х, когда аккордная импровизация уже получила преимущественное применение по сравнению с методом раскрашивания мелодии, характерного для эпохи свинга. Вновь возникнув как свободный стиль в конце 1970-х и 1980-х, мейнстрим впитал в себя элементы кул-джаза, бибопа и хард-бопа. Термин «современный мейнстрим» или постбибоп используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создавать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север. Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал её «горячей», подняв её накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы.

Американский джазовый музыкант, гитарист, композитор, бэнд-лидер. Обычно ассоциируется с так называемой Чикагской школой раннего диксиленда, «белым» джазом. Считается, что именно Эдди Кондон создал эталон звучания гитары в ритм-группе джаз-оркестра.
Американский джазовый музыкант, гитарист, композитор, бэнд-лидер. Обычно ассоциируется с так называемой Чикагской школой раннего диксиленда, «белым» джазом. Считается, что именно Эдди Кондон создал эталон звучания гитары в ритм-группе джаз-оркестра.
Американский корнетист. Он работал с Эдди Кондоном, Артом Ходсом, Джином Крупой, Бенни Гудманом, Джеком Тигарденом и Томми Дорси, часто руководя собственными группами. Он был женат на пианистке Мэриан Макпартленд.
Американский корнетист. Он работал с Эдди Кондоном, Артом Ходсом, Джином Крупой, Бенни Гудманом, Джеком Тигарденом и Томми Дорси, часто руководя собственными группами. Он был женат на пианистке Мэриан Макпартленд.

К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счёте в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. В то время, как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как «Минтон Плейхаус», «Коттон Клаб», «Савой» и «Вилидж Вэнджуард», а также такими аренами, как «Карнеги Холл». Музыканты мэйнстрима:

Дюк Эллингтон (оказал большое влияние на мейнстрим джаза);

Дюк Эллингтон (при рождении — Эдвард Кеннеди Эллингтон) — американский руководитель джаз-оркестра (Duke Ellington Orchestra), джазовый композитор, аранжировщик и пианист. Один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века.
Дюк Эллингтон (при рождении — Эдвард Кеннеди Эллингтон) — американский руководитель джаз-оркестра (Duke Ellington Orchestra), джазовый композитор, аранжировщик и пианист. Один из наиболее известных джазовых музыкантов XX века.

Коулман Хокинс (внес значительный вклад в музыку биг-бэндов до того, как ввел бибоп в свой стиль);

Коулмен «Хок» Хокинс — американский джазовый музыкант, один из известнейших тенор-саксофонистов, создавший собственную исполнительскую школу и оказавший существенное влияние на таких мастеров, как Лестер Янг и Бен Уэбстер.
Коулмен «Хок» Хокинс — американский джазовый музыкант, один из известнейших тенор-саксофонистов, создавший собственную исполнительскую школу и оказавший существенное влияние на таких мастеров, как Лестер Янг и Бен Уэбстер.

Джонни Ходжес (был членом оркестра Дюка Эллингтона и стал узнаваемым голосом в самом оркестре);

Джон Корне́лиус «Джо́нни» Хо́джес — американский альт-саксофонист, мастер свинга, яркий мелодист. Сыграл важную роль в становлении знаменитого оркестра Дюка Эллингтона и оказал значительное влияние на многих музыкантов джаза.
Джон Корне́лиус «Джо́нни» Хо́джес — американский альт-саксофонист, мастер свинга, яркий мелодист. Сыграл важную роль в становлении знаменитого оркестра Дюка Эллингтона и оказал значительное влияние на многих музыкантов джаза.

Бенни Картер (оказал большое влияние на стиль биг-бэнда);

Бенни Картер - американский джазмен, один из первых и крупнейших мастеров альт-саксофона. Также известен как трубач-солист, кларнетист, бэнд-лидер, композитор и аранжировщик.
Бенни Картер - американский джазмен, один из первых и крупнейших мастеров альт-саксофона. Также известен как трубач-солист, кларнетист, бэнд-лидер, композитор и аранжировщик.

Рой Элдридж (был назван одним из самых влиятельных джазовых музыкантов как в эпоху свинга).

Рой Элдридж - американский джазовый трубач. Его утонченное использование гармонии, включая использование замен тритонов, его виртуозные соло, демонстрирующие отход от доминирующего стиля джазового трубача-новатора Луи Армстронга, и его сильное влияние на Диззи Гиллеспи, делают его одним из самых влиятельных музыкантов эпохи свинга и предшественником бибопа.
Рой Элдридж - американский джазовый трубач. Его утонченное использование гармонии, включая использование замен тритонов, его виртуозные соло, демонстрирующие отход от доминирующего стиля джазового трубача-новатора Луи Армстронга, и его сильное влияние на Диззи Гиллеспи, делают его одним из самых влиятельных музыкантов эпохи свинга и предшественником бибопа.

Мэйнстрим включает в себя три течения: Страйд (северо-восточный джаз), стиль «Канзас-сити» и джаз Западного побережья. Горячий страйд, ведомый такими мастерами, как Луи Армстронг, Энди Кондон, Джимми Мак Партланд, господствовал в Чикаго.

Для «Канзас-сити» характерны лиричные пьесы в блюзовом стиле. Джаз Западного побережья развивался в Лос-Анджелесе под руководством Майлза Девиса, и вылился впоследствии в кул-джаз.

Термин «современный мейнстрим» или постбибоп используется сегодня почти для любого стиля, который не имеет близкой связи с историческими стилями джазовой музыки.

В США антрепренеры Джордж Уэйн (организатор знаменитого джаз-фестиваля 1950-х годов в Ньюпорте, шт. Род-Айленд) и Норман Гранц поддерживали и фактически сформировали идею мейнстрима – классического джаза, строящегося по проверенной схеме (коллективно сыгранная тема – сольные импровизация – реприза темы на основе выразительных средств 1930-х годов с отдельными, тщательно отобранными приемами более поздних стилей).

В более широком значении мейнстрим – это фактически весь джаз до начала 1960-х годов, включая бибоп и его более поздние разновидности.

-10

It Don’t Mean a Thing (If It Ain’t Got That Swing) — композиция Дюка Эллингтона на слова Ирвинга Миллса (1931 г). В настоящее время она считается джазовым стандартом. Историк джаза Гюнтер Шуллер охарактеризовал эту композицию как «ныне легендарное» и «пророческое произведение и пророческое название». В 2008 году запись песни Эллингтона была занесена в Зал славы Грэмми.

Что ещё почитать?

- Почему начинающему вокалисту важно контактировать с другими артистами?
-
Чек-лист для подростка от психолога Музыкальной академии Ларисы Долиной Марии Осадчей: Восстановление мотивации к вокальному обучению
-
Джазовая среда с наставником Музыкальной академии Юлией Шегай

О главных событиях в Музыкальной академии Ларисы Долиной можно прочитать в дайджестах на официальном сайте: https://muscult.ru/digest
Календарь предстоящих событий вы найдёте по ссылке: https://muscult.ru/calendar

Подписывайтесь на социальные сети Музыкальной академии. Там вы найдёте:

  • информацию о предстоящих мероприятиях и мастер-классах,
  • обучающие видео,
  • выступления,
  • советы от педагогов и многое другое!
ВКонтакте: https://vk.com/muscultru
Telegram: https://t.me/muscultru
Телеграм-чат: https://t.me/+zbGT7rKGa4g3YjQy