Два с лишним века искатели пытаются найти клад Наполеона - награбленные сокровища и утерянные при бегстве из Москвы. Несколько лет назад в прессе промелькнуло сообщение, что некие смоленские энтузиасты якобы сумели точно определить их местонахождение, но поскольку они так и не были предъявлены миру - опять вышла промашка. Почему? Некоторые утверждают, что на клад либо было наложено какое-то проклятие, либо его вообще никогда не существовало. Давайте разбираться... 19 октября 1812 года Наполеон, не получив от Александра ответа о "почетном мире", дал приказ своей армии возвращаться на родину.. За войсками тащился обоз с богатейшей добычей: около 18 пудов золота, 325 пудов серебра и неопределенное количество церковной утвари, икон в золотых окладах, старинное оружие, меха.. "Наполеон велел вывезти все кремлевские трофеи, забрать бриллианты, жемчуг, золото и серебро из церквей. Он приказал даже снять позолоченный крест с купола Ивана Великого, - писал офицер Вивьен Маренгоне, - Мы тащили за собой всё, что избегло пожара. Самые элегантные и роскошные кареты ехали вперемешку с фургонами, дрожками и телегами с провиантом. Зрелище напоминало мне войны азиатских завоевателей". Каждый наполеоновский солдат напоминал собой ходячий клад, столько в нем было рассовано повсюду всякого добра. "Великая армия двунадцати языков" превратилась в позорную орду мародеров.
Всё это богатство по мнению экспертов было равно годовому бюджету современной России. Куда же делось всё это несметное добро, если оно так и не прибыло во Францию? Чтобы ответить на этот резонный вопрос, надо разобраться в некоторых странностях этой войны: во-первых, почему Кутузов решил сдать Москву, если Бородинское сражение закончилось практически вничью, силы обеих армий были истощены одинаково, а для взятия Первопрестольной Наполеону необходим был двукратный перевес. Русские же были готовы отчаянно защищать любимый город. Во-вторых, наши войска покинули Москву уж как-то чересчур поспешно, оставив в ней 22 тысячи раненых при Бородине, при этом не был эвакуирован огромный арсенал оружия, который достался Бонапарту. Вместе с ним осталась и большая часть ценностей Монетного двора: золотые и серебряные слитки, мешки с медными монетами. Не взяли также с собой почему-то и сокровища Кремля: в одном только Успенском соборе было более 5 тонн серебра и 300 кг золота, которые достались врагу, зато прихватили весь пожарный инвентарь и, когда запылала древняя столица, тушить пожар было нечем. В итоге в огне погибло три четверти города, брошенные на произвол судьбы раненные и многие местные жители. Как же объяснить все эти странности? Для этого надо обратиться к личности главнокомандующего Кутузова, которого без преувеличения можно назвать счастливчиком и баловнем судьбы.
С молодых лет его хранила какая-то высшая сила. В июле 1774 года в бою с турками штаб-офицер "получил пулею, которая, ударивши между глазу и виска, вышла на пролет в том же месте на другой стороне лица",- как написано в рапорте его начальника Долгорукова. лекари были уверены, что у больного нет шансов на восстановление, но он всем смертям назло таки выздоровел, да еще и вернулся обратно в армию служить родине. Через 4 года, в 78 году при осаде Очакова он вновь получил такую же рану: пуля прошла навылет "из виска в висок позади обоих глаз". Лечивший его хирург Массот заключил: "Должно полагать, что судьба назначает Кутузова к чему-нибудь великому, ибо он остался жив после двух ран, смертельных по всем правилам науки медицинской". И действительно, пули того времени калибра 17-25 мм должны были размозжить голову великого полководца на мелкие кусочки, но она, хоть и пострадав, уцелела и сохранила свои умственные функции на прежнем высочайшем уровне. Что это было? Чудо? Не совсем.. Михаила Илларионовича хранила какая-то могучая неведомая сила.. Известно, что Кутузов был масоном. Посвящение в масоны произошло в регенсбурской ложе "К трем ключам", затем его приняли в ложах Франкфурта, Берлина, Москвы и Петербурга, и он достиг довольно высоких степеней посвящения. Но его масонство - это лишь прикрытие, дымовая завеса. На самом деле он обладал незаурядными магическими способностями, входил в Государеву колдовскую службу и Высший круг русских волхвов.
Именно по повелению последнего могущественного тайного ордена полководец и отдал приказ оставить Москву. При этом был проведен магический ритуал, на алтарь были принесены в жертву не только здания и имущество, но и православные святыни, население, раненые воины. А "позабытые" сокровища стали дополнительной приманкой для французской армии, которая должна была находиться в эпицентре магического воздействия. Очистительная жертва нанесла по земному воплощению зла (которого христиане называют антихристом) магический удар, помутивший его сознание и парализовавший волю. Вследствие этого Наполеон без всяких видимых причин отдал своей деморализованной армии приказ об отступлении. При этом французы вывезли все награбленные сокровища, в том числе и подсунутые им волхвами в качестве приманки, не подозревая, что на них наложено сильнейшее заклятие, потому гибель "армии двунадцати языков" стала неизбежной.
Так где же эти награбленные сокровища? Значительная часть награбленного была отбита у обессиленных французов казаками и партизанами или же стала собственностью местного населения, которое не упустило возможности поправить свое материальное положение за счет мародеров, но это были ценности в основном из домов москвичей. А вот судьба богатств Монетного двора и Кремля покрыта мраком... Известно, что значительную часть этих сокровищ Наполеону все-таки удалось вывезти.
Но это была лишь малая толика добычи. А где же остальное? 200 с лишним лет внимание кладоискателей было приковано к Семлевскому озеру на Смоленщине. Виной этому были мемуары французского генерала Филиппа-Поля де Сегюра, в которых было написано: "От Гжадска до Михайлова, села между Дорогобужем и Смоленском, в императорской колонне не случилось ничего замечательного, если не считать того, что пришлось бросить в Семлевское (Стоячее) озеро вывезенную из Москвы добычу: здесь были потоплены пушки, старинное оружие, украшение Кремля и крест с Ивана Великого. Трофеи, слава, все блага, ради которых мы пожертвовали всем, стали нам в тягость; теперь вопрос стоял не о том, каким образом украсить свою жизнь, а о том, как спасти ее". Но это, скорее всего, была уловка, пускающая кладоискателей по ложному следу. Никто в здравом уме не укажет место нахождение клада, если рассчитывает рано или поздно вернуться за награбленным? На Смоленщине, в Белоруссии, Литве, Польше - на всем пути бегства Наполеоновской армии не мало всяких водоемов и болот, куда можно было бросить сокровища. И вряд ли они были закопаны в землю: в октябре прятать их еще не было необходимости, а зимой долбить замерзший грунт у ослабевшей армии, не было ни сил, ни возможностей. Так что богатства покоятся где-то под толстым слоем торфа или ила, а в Париже или Марселе живут потомки тех, кому их предки поведали тайну клада, но откопать их помешает наложенное на них заклятие русских волхвов. Остается надеяться только на то, что когда-нибудь эти чары спадут...