Закон принят. Платите деньги, господа
Президентом России подписан Федеральный закон от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ, который вносит серьезные поправки в налоговое законодательство. Особенность нового закона – резкое увеличение размера большинства госпошлин, которые мы платим при обращении в суды. Причины такой меры могут быть разными, мы вправе только предполагать. Видимо, в первую очередь – экономические: все дорожает, расходы увеличиваются, причем у всех, включая государство. Однако, есть еще одна причина, не такая очевидная, но весьма вероятная. Во всяком случае, к такому выводу я прихожу все чаще, бывая в судах, общаясь с коллегами и подписчиками. Вот чем я объясняю резкое повышение размеров госпошлин при рассмотрении споров в судах.
Экономические причины – прежде всего
Главная причина очевидна, я ее уже назвал и не думаю, что в этой статье необходимо подробно это обсуждать. Давненько не повышались размеры госпошлин. Платили автоматически, не задумываясь, просто включали на сайте суда функцию «Калькулятор», вводили цену иска и получали результат. Никто ведь все эти годы не задавал себе вопрос, почему именно столько?
Давно пора
Последний раз судебные пошлины устанавливали в 2009 году, то есть 15 лет тому назад. Во что превратила инфляция за это время минимальные пошлины в размерах 300 рублей и 400 рублей? Очевидно, что такие суммы не соответствуют реальным издержкам судопроизводства. Верховный суд России считает, что предлагаемый уровень пошлин соотносится с размером пошлин за государственные действия в различных ведомствах, например, при регистрации сделок с недвижимостью.
Но есть, как мне кажется, еще одна причина, о которой я намерен порассуждать в этой статье. Как знать, может быть мое личное ощущение в этом случае знакомо и другим постоянным участникам судебных споров.
Задача и способы ее решения
Моё мнение – суды перегружены работой, требуются меры для усовершенствования судебной системы, обеспечения ее эффективности, увеличения численности и уровня профессиональной подготовки судейского корпуса. Ожидаемый результат - увеличение количества рассмотренных дел при безусловном соблюдении (сокращении) процессуальных сроков их рассмотрения. Это – необходимость, давно для всех очевидная. Но денег на судебную реформу нужно много, а денег нет (можно, видимо, не объяснять причины). Если нельзя позволить себе увеличение расходов на судебную систему страны, надо уменьшить количество дел, которые судами рассматриваются. Есть два способа решения этой проблемы:
- ввести новые процессуальные правила, ограничивающие возможности граждан и организаций обращаться в суды для урегулирования спорных правоотношений, а также ограничивающие возможности затягивать судебные процессы на длительные сроки;
- попытаться использовать отсутствие у граждан денег для оплаты государственных пошлин за рассмотрение дела, а также за отдельные процессуальные действия, что может привести к сокращению количества обращений с исками.
В первом случае можно, конечно, утверждать, что это – совершенствование процессуальных норм, улучшение условий, в которых работают суды (прядок никому еще не повредил). Но ведь вторая цель, это ограничение прав граждан на судебную защиту, как мне кажется? Конституционного права? Причем, граждан малоимущих… Или я ошибаюсь?
Кото-то может со мною не согласиться, но я встречаю в судах и в сети интернет все больше людей, которые вынуждены были самостоятельно защищать свои интересы в судах, из-за отсутствия денег. Людей, которым, как оказалось, это занятие доставляет удовольствие. В итоге, такие «самодеятельные юристы» ходят в суды даже не ради результата, а для самоутверждения, самовыражения, удовлетворения потребности в общении, чтобы было что рассказать соседке за чашкой вечернего чая. Процессуальные возможности они используют просто, чтобы продлить удовольствие от самого факта участия в судебных заседаниях. Выражаю сочувствие всем тем, кого угораздило быть оппонентом такого субъекта в суде, а также судьям, которые вынуждены все это терпеливо переносить. И если кому-то пришла в голову мысль использовать отсутствие денег у таких «самодеятельных юристов», как сдерживающий фактор, как препятствие для их появления в зале судебных заседаний, то я такого человека понимаю. Если раньше такой участник судебного процесса платил на «удовольствие» 300 рублей пошлины, то теперь нужно выложить 5000 рублей (и даже больше). Не каждый с легкостью эти деньги заплатит. Не каждый может позволить себе такое дорогое удовольствие. Тем более, что рассмотрение дел в вышестоящих судебных инстанциях тоже теперь обойдется дороже.
Но вернемся к принятому недавно Федеральному закону от 8 августа 2024 г. № 259-ФЗ. Увеличение размеров пошлин предусмотрено действительно серьёзное.
При подаче физлицами искового заявления имущественного характера в суды общей юрисдикции при цене иска до 100 тыс. руб. госпошлина составит 4 тыс. руб. Сейчас граждане должны уплатить 800 руб. и 3% суммы, превышающей 20 тыс. руб. (п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса).
Если же заявление имущественного характера не подлежит оценке или подано заявление неимущественного характера, то по новым правилам физлицам придется уплатить 3 тыс. руб. (вместо 300 руб.), а организациям 20 тыс. руб. (вместо 6 тыс. руб.).
Исковое заявление о расторжении брака также обойдется "дороже" – 5 тыс. руб. вместо 600 руб. При этом госпошлина при подаче заявления по делам о взыскании алиментов останется прежней – 150 руб. Вырастет госпошлина и при подаче заявления по делам особого производства – 3 тыс. руб. вместо 300 руб.
Устанавливается госпошлина за подачу заявления о пересмотре судебных постановлений по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Она составит 10 тыс. руб.
Помимо этого, значительно увеличится размер госпошлины за подачу апелляционных и кассационных жалоб. Он составит 3 тыс. руб. и 5 тыс. руб. для физлиц и 15 тыс. руб. и 20 тыс. руб. для компаний соответственно.
Все это – если строго следовать тексту закона. Но практикующие юристы уже столкнулись с иными непредвиденными расходами, которые никаким законом не регламентируются, но эти деньги тоже платить приходится, если хочешь, чтобы твой иск в суде рассмотрели, всесторонне и объективно. Статью под названием «Эксперт подкрался незаметно» опубликую, уже скоро.
На этом позволю закончить комментарий подписанного Президентом России 08.08.2024 года Федерального закона № 259-ФЗ, который вносит серьезные поправки в налоговое законодательство страны. Буду благодарен за ваши комментарии. Удачи вам, уважаемые подписчики.