Русская православная церковь 22 сентября вспоминает святых Иоакима и Анны, родителей Божией Матери. Этот день следует за праздником Рождества Пресвятой Богородицы как дань уважения предкам Иисуса Христа. В народной традиции праздник известен как Аким и Анна, в этот день было принято чествовать повитух и супругов, желающих завести детей.
Житие праведных Иоакима и Анны
Происхождение святого Иоакима в изложении святителя Димитрия Ростовского представлено так: «Сын Давида Нафана родил Левия, Левий родил Мелхию и Панфира, Панфир родил Варпафира, а Варпафир родил Иоакима, отца Божией Матери».
Иоаким был женат на Анне, дочери священника Матфана из колена Левия и рода первосвященника Аарона. Этот брак объединял две значимые линии из Священного Писания: царскую линию Давида и священническую линию Аарона. В христианском вероучении это символизирует соединение в Иисусе Христе мессианских и первосвященнических черт. Однако в канонических Евангелиях имя матери Марии не упоминается.
Иоаким и Анна жили в Назарете Галилейском и долгое время оставались бездетными. Когда первосвященник отказал Иоакиму в принесении жертвы Богу из-за отсутствия наследников, праведник удалился в пустыню. Там ему было видение ангела с вестью о скором рождении дочери.
Джотто ди Бондоне «Сон Иоакима». Фреска в капелле Скровеньи в Падуе. 1303 г. Источник: wikipedia.org
Анне также явился ангел, сообщивший о грядущем счастливом событии. Женщина поклялась отдать ребенка на служение Богу. Супруги встретились у Золотых ворот Иерусалима, и Анна зачала Марию, родив ее 9 (22) сентября около 16—15 годов до н. э.
Православная церковь отмечает день зачатия Девы Марии 9 (22) декабря, а католическая — 8 декабря, причем считает его непорочным. По францисканской доктрине, зачатие произошло у Золотых Ворот и стало первым актом Божественного спасения. Рождество Пресвятой Богородицы в западной церкви отмечают, соответственно, 8 сентября.
Святитель Димитрий Ростовский отмечая, что Пресвятая Дева родилась через девять месяцев после зачатия, попутно опроверг утверждение о непорочном зачатии: «Говорили же некоторые, будто Пресвятая Дева родилась через 7 месяцев — и родилась без мужа, но это несправедливо».
Рождество Пресвятой Богородицы
Согласно традициям, новорожденной девочке на пятнадцатый день дали имя Мария, как указал ангел. Иоаким и Анна в благодарность Богу и по обету решили посвятить ее Храму.
В апокрифах рассказывается, что в шесть месяцев Мария сделала семь шагов, после чего Анна решила, что дочь не будет ходить по земле до ее введения в Храм, организовала отдельное место в спальне и поручила заботу о ней чистым девам.
Когда Марии исполнился год, Иоаким устроил пир для священников и старейшин, прося их благословить дочь. Священники исполнили это, а Анна поблагодарила Бога за то, что он избавил ее от бесплодия. На второй год Иоаким хотел выполнить обет, но супруга убедила его отложить исполнение на год, чтобы дольше оставаться с дочерью. В три года Мария была введена в Храм, куда ее сопровождали родители. Трехлетняя девочка самостоятельно поднялась по ступеням до самого верха, где ее встретил первосвященник Захария.
Джотто ди Бондоне «Сон Иоакима». Фреска в капелле Скровеньи в Падуе. 1304—1306 гг. Источник: wikipedia.org
Святой Иоаким отошел в мир иной в возрасте 80 лет, спустя несколько лет после введения дочери во храм. Святая Анна скончалась в 79 лет, прожив рядом с дочерью еще два года.
Они были погребены в Гефсиманском саду, рядом с будущей гробницей своей дочери и могилой Иосифа Обручника (ее мужа). Эти захоронения находились на краю Иосафатовой долины, между Иерусалимом и Елеонской горой.
Православное предание гласит, что Иоаким и Анна умерли в Иерусалиме, где ныне стоит православная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с криптой. А над гробницей Иоакима была построена церковь Успения Божией Матери.
В католической традиции также утверждается, что Анна после смерти Иоакима дважды выходила замуж и имела детей, а также присоединилась к Святому семейству в Египте, где помогала воспитывать внука. Эти легенды предполагают, что Анна была моложе и умерла позже.
За что христиане почитают святых праведных Иоакима и Анну
Праведная жизнь Иоакима и Анны была настолько угодна Богу, что он удостоил их чести стать родителями Девы Марии. Это свидетельствует о святости и чистоте их жизни. Считается, что они знали о судьбе своей дочери через божественное откровение, поэтому и оберегали ее с особой заботой. Церковь называет их Богоотцами как предков Иисуса Христа по плоти, в молитвах их просят о заступничестве.
Литургическое почитание родителей Матери Божией зародилось в восточной ветви церкви и было введено в устав византийским императором Юстинианом II в 710 году. На Западе он появился позже, начиная с X века.
Неканоничная икона святой Анны и Девы Марии. Источник: westfalen.museum-digital.de
На Руси храмы, посвященные Иоакиму и Анне, начали строить сразу после принятия христианства, почитание быстро распространилось. Их имена часто поминаются во время богослужений в православных храмах.
О чем и как молиться святым Иоакиму и Анне
Родители Девы Марии, Иоаким и Анна, всю свою жизнь посвятили молитве и праведной жизни, несмотря на трудности и бездетность. Они оставались верны друг другу и Господу, проявляя милосердие к окружающим. Их история стала примером любви и семейного единства, а иконы, изображающие эту пару, передают глубину их супружеских чувств.
Исторически сложилось, что молятся Иоакиму и Анне супружеские пары, которые очень хотят стать родителями, а также молодые люди, стремящиеся найти любовь и создать семью. Кроме долгожданного зачатия, святой паре молятся о терпении и милосердии, семейном счастье и взаимопонимании, благополучном воспитании детей.
В Москве, в храме Иоанна Воина на Якиманке, хранится древнейшая в России икона с изображением супругов. Сюда со всей страны приезжают пары, мечтающие о детях, чтобы попросить Господа о чуде, как когда-то просили Иоаким и Анна.
Традиции Дня Иоакима и Анны 22 сентября
Христианские традиции
В день памяти святых верующие посещают церковные службы, чтобы почтить память святых и попросить у них заступничества перед Богом. Это также время благодарности за дар жизни и молитвы о благополучии семьи.
Джотто ди Бондоне «Встреча у Золотых Ворот». Фреска в капелле Скровеньи в Падуе. 1305 г. Источник: wikipedia.org
Богослужение включает чтение священных текстов и молитвы, воссоздающие ключевые моменты их жизни. В рамках богослужений также могут быть введены особые традиции, например, отдельное благословение молодоженов или молитвы за тех, кто испытывает трудности в браке.
Народные традиции
Праздник в честь родителей Девы Марии, Иоакима и Анны, был любим на Руси. Его называли «Поднесенье» или «День рожениц»: святые считались покровителями беременных. Женщины просили их о помощи в зачатии, а молодым супругам дарили круглые пироги. Праздник был наполнен традициями и поверьями, включая чествование повивальных бабок и организацию праздничных застолий и гуляний. Люди пекли пироги с различными начинками и все вместе варили общий котел каши, чтобы привлечь удачу в каждый дом.
Новобрачные в этот день угощали родных, чтобы обеспечить семье здоровье и благополучие. Молодая хозяйка пекла пироги и готовила сытный обед, а после обеда супруги демонстрировали свое подворье гостям.
Не откладывали в сторону и дела насущные. В день Акима и Анны крестьяне заготавливали дрова, чтобы подготовиться к зиме. Летом времени на это не хватало из-за сельскохозяйственных работ. Также шла подготовка зерна на мельницах: там начинали обдирать просо, овес и ячмень, мололи пшеницу на крупу.
В день Иоакима и Анны крестьяне заготовку хлеба и отправлялись на мельницы. Фото: Ula Ulachka/Shutterstock/Fotodom
В этот день бытовали и традиции, связанные с осенним равноденствием. Дети обливались водой для здоровья, а взрослые угощали друг друга яблоками и приносили в дом веточки рябины на удачу.
Что запрещено делать 22 сентября
Основные запреты народного праздника касаются семейного благополучия, здоровья и финансов. В этот день запрещается:
- оставлять кошелек на столе, чтобы избежать финансовых потерь;
- переезжать на новое место жительства, это может привести к неудачам и проблемам;
- давать деньги в долг, чтобы должники не забывали о своих обязательствах и не становились врагами;
- завидовать чужому богатству, чтобы не потерять собственное;
- покупать веревку, чтобы не навлечь беду на семейные отношения;
- грустить бездетным супругам, им нужно думать о хорошем и молиться;
- спать при незашторенных окнах, чтобы лунный свет не лишил здоровья и красоты.
Существовали и другие ограничения. В Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы особенно строго запрещалось отказывать в помощи, уклоняться от похода в церковь, просить высшие силы наказать кого-то, заниматься рукоделием, употреблять спиртное, объедаться, выяснять отношения, начинать новые дела, употреблять бранные слова, лгать и лицемерить.
Приметы 22 сентября
Наши предки считали, что с праздника Акима и Анны начинается золотая осень, которая длится до Покрова Богородицы 14 октября. Погода в этот день служила предвестником зимы. Солнце давало меньше тепла, поэтому говорили: «Сани вывози, зима впереди!».
С праздника Иоакима и Анны на Руси начинали отсчет периода золотой осени. Фото: Marina Zezelina/Shutterstock/Fotodom
- Заморозки ночью предвещали сильный дождь.
- Сильный листопад указывал на суровую зиму, а наличие комаров — на теплую.
- Летающие паутинки — к долгой и ясной осени.
- Снег, выпавший 22 сентября, предвещал плохой урожай в следующем году.
- Если иголки лиственницы еще не опали, зима будет снежной, но снег быстро растает.
- Почти полностью облетевшая ива означала скорое наступление холодов и первого снега.
- Неопавшие листья с вишни — к теплой погоде.
- Много шелухи на луке — к холодной зиме.
- Скворцы и дикие гуси, не улетевшие на юг, — к долгой теплой осени.
Ранее мы рассказали о Захарии и Елисавете, родителей Иоанна Крестителя.
Самые важные и оперативные новости — в нашем телеграм-канале «Ямал-Медиа».