В современных странах Персидского залива, кажется, есть все, что может пожелать, или о чем может подумать человек. От страны к стране, конечно, есть нюансы, к примеру, Кувейт, который я поместила на главном фото к статье, явно скучает по многим технологиям, которые для всех прочих являются привычными, но это издержки местных правил и консерватизма.
Я долго перебирала в памяти, чего же в арабских странах точно не найти, и получился вот такой список:
1. Эксгибиционизма
Я не знаю, как с этим сейчас дело обстоит в России, но в моем подростковом возрасте и в молодости мужчин в плащах на голое тело было как-то подозрительно много.
Встретить этих товарищей можно было хоть на детской площадке, хоть в парке, хоть на железнодорожной станции. Один обитал возле вуза, где я училась. Любимым его временем года была золотая осень (хозяйство, видимо, застудить боялся), и ошивался он возле учебного корпуса, чтобы, завидев стайку студенток, распахнуть плащ, продемонстрировав свои "красоты".
Его в каком-то смысле было даже жаль, потому как вместо ожидаемой реакции страха или шока, барышни чаще выдавали реакцию смеха. Никакого удовольствия больному человеку, безобразие)))
Еще один любитель острых ощущений жил неподалеку от моей институтской подруги. Этот деятель на улицу в непотребном виде ходить боялся, а потому облачался в прикупленный по случаю кокетливый кружевной комплект женского бельишка и стучал прохожим из окна, стараясь попозировать со своего лучшего ракурса.
Ничего подобного я никогда не встречала ни в одной арабской стране))) Не знаю, есть ли у них люди, испытывающие непреодолимое желание демонстрировать свое обнаженное тело незнакомцам, но даже если они и есть, то они сильно очкуют заниматься подобной деятельностью.
Да и, в целом, что-то мне подсказывает, что даже если они решатся осуществить задуманное, то очень скоро окажутся в полиции, а там им будет невесело совершенно.
Однажды, правда, одна дама в доме на набережной не задумалась о том, что защищающая от солнечных лучей пленка на панорамных окнах при включенном в помещении свете никак не защищает от любопытных глаз прохожих, а потому переодеться решила прямо стоя перед окном. Углядевший такое интересное зрелище водитель, стоявший на светофоре, от переизбытка чувств нажал на педаль газа, повредив стоящий впереди автомобиль.
2. Радужных парадов
Этого добра тоже нет и, хвала Всевышнему, пока и не предвидится, хотя представителей этой нынче говорливой части общества и среди арабов хватает.
Нетрадиционные люди, как мужчины, так и женщины, в странах Залива имеются, однако большинство из них шифруется. Но есть одна тонкая деталь - шифруют свою какую-то не такую ориентацию только мужчины, женщины же довольно демонстративно такого факта своей биографии не скрывают.
Есть среди заливских такое понятие, как "боя", то есть девушка, изображающая мужчину и по внешнему виду и по сути. Их отличительными особенностями являются: короткая стрижка, отсутствие косметики на лице, одежда, подходящая обоим полам, а также характерная походка, копирующая мужскую, и подобная же жестикуляция.
Если местный мужчина удумает слишком открыто демонстрировать свою нетрадиционность (а тех, кто намекает на это тут достаточно), то его либо заберут в полицию, либо он выхватит от кого-то воинственного прямо на улице. А, вот, дамам такая демонстрация вполне дозволена. Да, смотреть будут, могут даже похихикать, могут героически не пустить в женский туалет в каком-нибудь торговом центре, но никто не тронет и слова даже против вслух не скажет.
Почему такая разница в восприятии не очень понятно. То ли женщине такая нетрадиционность никак не помешает стать матерью, то ли мужчинами это воспринимается как нечто любопытное и перспективное к использованию с, так сказать, "перчинкой". То ли мужчины сильно трясутся над своей мужественностью и боятся поставить ее под сомнение, а нетрадиционные мужчины как раз и вызывают это сомнение, тогда как нетрадиционные женщины остаются в стороне от этой демонстрации маскулинности.
Так или иначе, но радужные парады вряд ли разрешат в странах Залива, по крайней мере, в обозримом будущем)))
3. Беспокойства за будущее
Ислам в некотором смысле толкает своих последователей к той мысли, что если ты беспокоишься за будущее, то ты не доверяешь Всевышнему, а это значит, что в Бога ты не веришь.
Разумеется, ислам никак не отменяет необходимость человека думать над своими поступками и обдумывать шаги, но арабы лишены той тревожности за будущее, которая присуща всем выходцам из стран бывшего СССР.
В пространстве СНГ беспокойство за будущее имеет какие-то маниакальные масштабы. Наши граждане мыслят категориями "не трогай, это на Новый Год", "покупай вещи на вырост", "храните сбережения в том-то", "не поносишь старого, не увидишь нового", "нужно иметь подушку безопасности", "не трогай, это на черный день" и так далее. У арабов такого мышления нет, они предпочитают мечтать о будущем богатстве, но живут они всегда сегодня и сейчас, не откладывая в долгий ящик.
Причем по эффекту для психики арабы как раз правы, так как они не живут ни прошлым, ни будущим, они просто живут, тогда как наши сограждане живут либо павшим величием прошлого (привет ностальгирующим по СССР или по РИ), либо трясутся и готовятся к будущему (привет тревожные расстройства, тревожные чемоданчики, судорожные размышления, в чем лучше хранить сбережения).
Как лучше для жизни каждого человека? А, шут его знает, как говорится, история нас рассудит, жаль только, что мы этого светлого момента, скорее всего, не увидим. Однако арабы по-своему правы, если ты живешь в прошлом или в будущем, то ты не живешь вовсе, а зачем тогда вообще являться на этот свет?
Кстати, мне уже некоторое время нравится наблюдать за иностранцами, которые не так давно переехали в арабскую страну и мечутся там, хватаясь за голову, что же произойдет, как защититься, где взять соломки, и куда ее подстелить. А потом их тревожность постепенно сходит на нет, они расслабляются, и спокойно взирают даже на то, как мир катится в какую-то черную дыру, даже не притормаживая на поворотах, не испытывая по этому поводу ни малейшего беспокойства. Правда, для всех иностранцев этот путь имеет разные временные рамки, кто-то адаптируется быстрее, кто-то медленнее, редкие индивиды никогда.
4. Самостоятельности или индивидуальности
Арабское общество консервативно и коллективно, тут нет места для "я", тут есть только место для "мы". Причем данная коллективность далеко не всегда идет им на пользу, но вряд ли они будут делать для чего-то исключение.
Как любой коллективный разум, то есть плотный социальный организм, они быстро поддаются коллективному гневу или панике, что не способствует в некоторых случаях стабилизации обстановки или поиску наиболее верного решения. В прочих же жизненных ситуациях, именно их коллективность и помогает им выживать. Я сейчас не говорю о правителях или каких-то государственных союзах, я говорю об обычных людях и их жизни.
Чем больше в социуме индивидуалистов, тем легче этот социум разобщить, а после разрушить. Если человеку становится искренне все равно на то, соответствует ли он социальным настройкам конкретной местности, то он может творить любую дичь, и на любую же дичь его удобно подстрекать, так как там отсутствует страх социального отвержения.
У арабов страх социального отвержения настолько высок, что за собственную жизнь они беспокоятся куда меньше. Одновременно с этим у них практически нет всевозможных "свободных художников" и фриков, которые так прекрасно и громко "выстреливают" в западных цивилизациях.
В Бахрейне возле Национального музея я посмотрела выставку скульптур арабских скульпторов на тему "женщина". Ну, что я могу вам сказать, во-первых, однозначно каждая скульптура прошла тщательный ценз по части отсутствия чрезмерной откровенности, а, во-вторых, именно на этой стадии и отсеяли работы слишком смелых скульпторов, выбившихся из повестки социума своим индивидуализмом. В итоге очень многие скульптуры сильно отдаленно напоминают женщин:
Именно отсутствием индивидуализма и самостоятельности и объясняется малое число в современном арабском обществе выдающихся научных деятелей, им просто не дают высовываться, но все меняется тогда, когда эти люди уезжают в другие страны, где индивидуализм ставится во главу угла. Тогда пожалуйста, тут же появляются мировые знаменитые ученые с гражданствами США или стран Европы, но чисто арабскими именами и фамилиями (если кто-то сомневается, то сходите по ссылке в Википедию). Кто-то из них потом возвращается в родные пенаты, а кто-то навсегда остается применять свои умения на новом месте.
Индивидуализм не всегда плох, а коллективизм не всегда хорош, только, к сожалению, золотую середину соблюдать сложнее всего.
5. Открытой уличной преступности
Страны Персидского залива демонстрируют удивительное единодушие по части борьбы с уличной преступностью, которую тут практически полностью искоренили, причем разными способами. И это на фоне того, что в маленьких странах Залива количество мигрантов превышает количество местных жителей, в среднем, в 2-3 раза.
Если ОАЭ с их технологичностью просто все пространство утыкали камерами слежения и собрали со всех мигрантов их отпечатки пальцев и сканер сетчатки глаза, то в Саудовской Аравии за доказанные провинности запросто казнят, а потому там мало находится охочих до "секир башка" в обычной жизни.
Бахрейн настолько крошечный и имеет "по суше" (это мост через Залив) всего лишь один выезд, что там заниматься уличной преступностью практически всегда билет в тюрьму, а если власти Бахрейна договорятся с КСА о выдачи, если успел сбежать, то и билет на плаху. Из Катара по суше тоже только один выход - в КСА, да и камер в общественном пространстве много, как и в тюрьму могут посадить без особого напряга.
Кувейт решил свою проблему с теоретической уличной преступностью иначе - тут мало уличных камер, в общественных прогулочных зонах их практически нет совсем, даже дорожных камер очень мало, особенно на шоссе. Зато в Кувейте дорогая национальная валюта, которая вполне выгодна приезжим, а потому они ведут себя тише воды и ниже травы. Ну, и, разумеется, депортация за местными властями не заржавеет, а отпечатки пальцев и сканеры сетчатки глаза и Кувейт со всех собрал, включая своих граждан.
В Омане и вовсе такая обстановка, что к преступности никак не располагает. Во-первых, там тоже есть смертная казнь и тюрьмы с совсем не курортными условиями, а, во-вторых, общая обстановка в стране как-то дисциплинирует, что ли, хотя ни полиции по улицам мотающейся, ни армии в постах не выставлено, но так чисто и тихо, будто в музее, что любой нарушитель этого дзена сразу выделяется, будто в круг света попал.
Поэтому по улицам этих стран можно смело ходить, считая ворон, хоть ночью, а забыв что-то на улице, можно вернуться через несколько часов и найти свою пропажу на том же месте. Некоторые даже машины на открытых парковках не закрывают, так как нарваться на воришек тут так же легко, как и на НЛО.
Единственная страна, которая несмотря на всю строгость своих наказаний все еще не до конца справилась с воришками и потенциальными насильниками - это КСА, да и то, подобные вещи больше распространены в местах паломничества и промышляют там не местные или работающие в КСА мигранты, а как раз те, кто приехал на омру или хадж из других стран. Что ж, "в семье не без ...", ну, вы поняли.
Вот такой у меня получился список явлений, которых в странах Залива нет, мои уважаемые читатели. Если у вас есть, чем дополнить, или имеются рассуждения на обозначенные пункты, то милости прошу в комментарии)))