Предисловие
Привет, я уже больше 10 лет варюсь в IT-ишечке и за это время повидал всякого разного. Хотел бы поделиться своими наблюдениями, развеять несколько мифов, а самое главное, хочется дать объективную инфу о том, как же все-таки на самом деле живется в IT.
Реклама IT курсов врет?
На самом деле не врет, то, что на рынке не хватает высококвалифицированных специалистов и то, что рынок IT растет из года в год — это правда. То, что зарплаты выше среднего по рынку — это тоже правда. Но все же, как-то все слишком радужно, почему так много курсов, открытых источников информации. По факту курсы вообще не нужны, возьмите любой курс из открытых источников и этого на самом деле уже достаточно и это бесплатно. Я лично обучался и заходил в IT, исключительно по бесплатным и общедоступным материалам (личную историю, как я попал в IT в след. статьях). Но почему-то тех, кто попадает в IT и продолжает этим заниматься, значительно, на порядки меньше (я бы сказал 1 из 100, а может и того меньше), чем людей, которые изначально заинтересовались, оплатили курс...
Начну немного издалека, поскольку блог личный, поделюсь своими наблюдениями:
Я сам, по пунктам расписывал что и как делать, чтобы влиться в сферу, могу вспомнить человек 12 точно, а по факту и того больше, у которых, в моем лице был личный проводник в IT. Ни один не стал этим заниматься, один из этих людей в то время работал доставщиком и установщиком пластиковых окон, он сказал следующее: "Я лучше буду окна таскать, чем этой херней заниматься".
Работая в разных местах, наблюдал, как годами, компании, даже на начальные позиции не могли найти специалистов.
Почему так? Потому что IT — это не просто сложно, это п***ц, как сложно. Если бы это было бы легко, не было бы таких зарплат. И тут плавно подходим к тому, где же реклама IT курсов все же врет, а точнее не договаривает, попробую распаковать по пунктам:
Залетаем в IT на 100к+ ЗП
Часто встречается подобная формулировка: "Зарплаты начинающих специалистов начинаются от 100 тысяч рублей". Но никто не уточняет, что значит "начинающий" :). Постараюсь расшифровать: обычно — это человек, за плечами которого уже есть несколько собственных проектов, обычно собранных с нуля, либо это человек, который проходил в какой-либо компании стажировку и уже имеет опыт работы, а скорее всего и то и другое. Скорее всего этот человек обладает узкой специализацией, прошел не один курс и прочитал не одну книгу о технологиях, которыми он пользуется. Итого "начинающий" — это по факту тот, кто уже от 1 года до 3х лет плотно занимался темой. При этом, все это время, этот человек получал значительно меньше, чем условные 100к.
Но тут есть конечно нюанс, IT - одна из сфер, где очень большой разрыв в зарплатных вилках, если вам удалось адаптироваться и зацепиться, рост зарплаты будет быстрее (я бы сказал в несколько раз быстрее) чем в среднем по рынку. Некоторые специалисты, которые обладают узкими знаниями о какой-либо системе, внутри какой-либо крупной и не очень компании, могут спокойно получать в разы больше денег, чем многие топ менеджеры в тех же компаниях.
Сказочные условия труда
"Работаю в перерывах между кофе, массажем и лежанием на пляже".
Не работа, а сказка. По факту же, например, "выгорание" — это термин, который наиболее часто встречается именно в IT. Что это такое и почему если вы даже будете работать лежа на пляже, отличного самочувствия у вас не будет? Работа — это все-таки работа, деньги платят не за просто так. Разработчики создают продукт, без которого платить зп-эшку будет нечем. По факту разработка — это постоянные, высокоинтенсивные нагрузки. Вспомните, когда вы готовились к экзаменам в университете. Каждый день что-то учили до головной боли, так вот, в IT вам не только придется каждый день учить что-то новое, вам придется это не забывать и постоянно повторять, вам также придется это применять, искать альтернативные подходы, помнить и понимать, как именно работает текущая система, и как именно эту систему необходимо обслуживать и совершенствовать, с учетом, что над вами постоянно стоит бизнес и делает заказы на новые фичи. А вот дедлайн через неделю, а у вас пачка микросервисов, пара прототипов и из этого всего необходимо создать продукт, который не развалится в проде, иными словами, вам будет не до кофе и не до пляжа. Особенно если проект на стадии так называемого "стартапа", будьте уверены, следующие N месяцев вашей жизни пройдут просто а*****о. Переработки, головная боль, красные глаза...
Но справедливости ради, есть в IT проекты, в которых комфортно и нет там "кранчей"(переработок) и такой нагрузки. Но это проекты, в которых скорее всего уже состав команд укомплектован, рост там, как в проф., так и по зарплате обычно медленнее. Но это не значит, что работа в устоявшемся проекте — это легко, отнюдь, в этот проект необходимо, как минимум погрузиться и понять, как он работает.
Интересная работа
"Передовые технологии, разработка игр, виртуальной реальности, ИИ"
Конечно — это все есть в IT, но, все что летает в инфополе на хайпе — это либо результат трудов большого количества людей в смежных областях, которые зачастую даже отношения не имеют к теме, например разработчики, которые пилят инфраструктуру для раскатки сервисов, либо — это что-то сказочное из мира фантастики.
Более того чем более интереснее тема, тем зачастую меньше зарплата и больше переработок, яркий тому пример — это разработка игр. В общем, в реальности все прозаичнее, чем более скучная отрасль, тем меньше людей туда идет работать, тем больше специфики необходимо знать и тем больше зарплаты, тут яркий пример — это финтех (не весь), где уже необходимо понимать, азы бух. учета, когда в 90% случаев, дела нет, до даже каких-либо алгоритмов. А вот то что в действительности необходимо знать - поддерживает ли система новое правило ФЗ и где поставить новый if-else-ик чтобы это новое правило поддержать, так чтобы никакие другие правила не сломались по пути внедрения , а это монотонная работа, состоящая из внедрения и отладки запросов, которые проходят десятки сервисов и не дай бог если вы выкатили фичу в систему платежей или бух. учета, и где-то, ваш запрос застопорился, в сервисе, который не имеет отношения к вашей команде. Идем к смежникам, ставим встречу, разбираемся, видимо у них фича еще не поддержана, а это уже необходимо планировать, дополнительно внедрять и отлаживать. Да чего уж там, даже в разработке игр, большую часть времени вы будете разбираться с тем, как правильно и оптимально спроектировать тот или иной модуль, чтобы игра как минимум не вылетала и работала. Это игрок видит 3д модельки и анимации, вы будете видеть вот это:
Итог
Реклама IT курсов не врет, но многое вам не договаривают. Да в IT хорошие заработки, да есть интересные и очень интересные проекты и да часто ваши усилия окупаются. Быть человеком, который, например создавал приложение известного банка или игру — это бесценный опыт. Но везде есть подводные камни и ничего просто так не дается.