В годы Великой Отечественной Войны, механики самолетов были одной из самых многочисленных категорий техсостава на аэродромах, сроки подготовки были весьма сжатыми и для обучения вчерашних рабочих, студентов и школьников, в ВВС массово издавались технические инструкции по конкретным типам самолетов. А сразу после окончания Войны, этот вопрос встал еще более остро, так как механики прошедшие войну массово демобилизовывались, а им на смену приходили 18-летние выпускники технических школ и училищ. Для правильного обслуживания и выполнения всех видов работ на самолете Як-3 с двигателем ВК-105ПФ-2, в 1945 году Управление ВВС КА, разработало и издало инструкцию самолета Як-3, предназначенную именно для авиамехаников. Данная инструкция была введена в действие указанием главного инженера Военно Воздушных Сил Красной Армии №389 от 9 августа 1945 года. Составителем инструкции был инженер-майор Мурза. Мы познакомим Вас с экземпляром, изданным в военном издательстве Народного Комиссариата Обороны в 1946 году.
Инструкция очень небольшого объема и практически полностью удовлетворяет необходимому объему знаний для авиамеханика, которому предстояло обслуживать истребитель Як-3. Утверждена инструкция 8 августа 1945 года, Начальником Управления технической эксплоатации ВВС Красной Армии генерал-лейтенантом инженерно-авиационной службы Шульговским. Эту небольшого формата книжку, механик мог иметь при себе и сверяться с ней при выполнении работ.
В 72 страничном издании, рассмотрены все моменты подготовки самолета к полетам, осмотры, такие как предполетный, стартовый и послеполетный. Целая глава выделена под описание выполнения регламентных работ, ведь на самолетах тех лет выполнялись даже пятичасовые регламенты!
Но начинается инструкция с главы "Предостережения".
Эта глава очень небольшая и включает в себя всего 9 пунктов, которые прямо влияют на безопасность выполнения работ по подготовке самолета к вылету.
Далее идет предполетный осмотр.
Здесь список пунктов весьма внушителен и включает в себя пункты по всем системам самолета от осмотра, до проверки вооружения на возможность случайного выстрела.
Следующей глава "Запуск мотора", посвящена подготовке к запуску ВК-105ПФ2
После главы "Запуск мотора" как и положено идет "Стартовый осмотр", эта глава включает в себя всего 6 пунктов, которые выполняются перед выруливанием на старт.
Следующая глава "Послеполетный осмотр" имеет весьма значительный объем, так как включает в себя перечень осматриваемых систем самолета, включая снятие капотов двигателя.
Обращает на себя внимание пункт, включающий в себя проверку целостности фанерной обшивки крыла, а также хвостового оперения.
Очередная глава " Заправка самолета охлаждающей жидкостью, горючим, маслом и воздухом". Эта глава написано прямо таки сверхпросто, не допуская разночтения и возможности перепутать точки заправки различными жидкостями. Все пункты написаны кратко и четко.
Ну самой объемной главой данной инструкции, безусловно является глава "Регламентные работы".
В этой главе, рассмотрены все регламентные работы по самолету, винтомоторной группе и вооружению. Очень подробно расписаны периодические регламенты, 5, 10, 25, 50 и 100-часовые регламентные работы.
Кроме регламентных работ в отдельный раздел вынесены Периодические работы, которые привязаны не к наработке самолета и двигателя, а к числу посадок.
Завершающей главой данной инструкции стала "Подготовка к зиме". На современных инструкциях, это название расползлось до примерно "Подготовка самолета и его систем к условиям зимней эксплуатации". В те годы, простота и минимальный объем текста были в явном приоритете.
Еще раз о простоте данной инструкции, на всю книгу механик видит всего три таблицы, с минимальным количеством параметров. Конечно, нельзя забывать, что Як-3 был очень простым по конструкции и оборудованию самолетом-истребителем. Но подход к книге, которую будет изучать и выполнять работы на самолете по ней молодой авиамеханик, на наш взгляд крайне правильный.