Мое первое впечатление от работ Алексея Зотова странное: их хочется иметь у себя дома, видеть все время, но понимаешь, что лучше бы им висеть там, где людей много, потому что это для всех. Как всякий художник, я рассмотрела их «носом» и была поражена виртуозной техникой. Да! Действительно русская природа с ее ширью, свободой, сумасшедшими пространствами небес, вод и лесов, с вибрацией воздуха и света, а прописано, как миниатюра. Разнообразие и чрезвычайная уместность найденных приемов, любые состояния времени дня и ночи; органичное вплетение архитектуры, творения рук человека, и его незримое присутствие в этой невыразимой красоте. И это не просто удачная композиция.
Алексей Зотов очень осмысленный художник, он пишет жизнь, размышляя о ней, и делится со всем миром «глаза в глаза» раздумьями о прошлом и будущем через призму настоящего, столь хрупкого и скоротечного момента. На огромном полотне, изображающем ветреный, холодный день, с лесами и облаками, я высмотрела маленький полиэтиленовый парничок: «Кто его собрал? Как ему живется – можется? Почему один?» Каждая картина – рассказ. И люди чувствуют это.
Как всякому большому художнику, Алексею Зотову свойственен его собственный язык, некая условность знаковых символов. Мне кажется, что отражение вещественного мира в гладе воды (не забывайте при этом, что сама-то картина тоже отражение!) – прием привлечения особого внимания зрителя к «зазеркальному» моменту жизни и красоты.
«Все старо и вечно ново, день примчится, день умчится» – вместе с поэтом как бы говорят картины. Но какой-то от них веет благодарностью Создателю, самому гениальному художнику этого подлунного мира! Только очень чистый душой человек, по-моему, может так полно и гармонично состояться как пейзажист. Алексей Зотов всегда пребывает с Богом. И храмы Господни очень часто присутствуют на его картинах, живут среди вод, лесов и небес, как жемчужины людского духа.
Художник очень много работает с натурой, и наступление зимы не является для него препятствием. На своей, видавшей виды «Ниве» пробирается он в любые, понравившиеся, труднодоступные закоулки, по зимнему снегу или распутице «межсезонья», чтобы запечатлеть все ту же русскую дорогу, ведущую к часто разрушенному храму, ну так что же? Бывало, люди ходили помолиться в эти храмы, невзирая на отсутствие священника, и если бы художник жил сто лет назад, он точно так же стремился бы сюда, только средством передвижения была бы телега.
Алексей какой-то очень настоящий. В нем чувствуется связь с другими прежними поколениями. Может быть от того, что детство прошло с бабушкой и дедом, который присутствовал еще на коронации Николая II?
Первая персональная выставка в жизни Алексея состоялась еще в стенах родного училища «Памяти 1905 года». После летней практики, на которую юноша притащил огромное количество холстов и красок, так что педагог, – художественный руководитель училища, член союза художников, заслуженный работник культуры В.И.Пастухов не смог удержаться (так заразительно работал Алексей) и начал писать вместе. Студенту было предложено выставить свои пейзажи. Очень большая честь, которой удостаиваются лучшие из лучших.
Сейчас Алексею 30 лет. Он счастливый отец троих детей и муж Прекрасной Елены, первой помощницы и подруги. Он выстроил мастерскую в одном из красивейших мест Подмосковья, куда на целое лето уезжает все молодое поколение Зотовых.
Алексей Зотов умеет ставить себе цель и добиваться решения задачи. Когда ему нужно было проникнуться духом русской реки как таковой, посмотреть и почувствовать ее в разных состояниях и во всем многообразии, художник проехал путь по Оке и Волге в трюме теплохода. Он очень ответственный и надеется только на себя. Поначалу в его молодой семье было заведено так: половина денег после продажи картины – на материалы и инструменты. Быт семьи прост: все подчинено творчеству. Но уж что касается технической оснащенности – тут все «по высшему разряду». Алексей научился делать совершенно профессионально рамы (по его эскизам и чертежам на заводе изготовили специальное приспособление). Сам натягивает холст, делает подрамники и, вообще, все, что нужно для создания добротного произведения, и здесь нет мелочей.
Алексею удалось увидеть далекие страны: Америку и Канаду. И это очень хорошо потому, что любая картина должна восприниматься с разных точек зрения, не только с ближней, но и издалека. Пролетая на самолете над Северным полюсом, ощущаешь, как мала и велика Земля. Думаю, впечатления чрезвычайно обогатили ум и сердце художника. Да, бесконечно много красоты на свете, но нет для Алексея Зотова лучше места, чем Россия. Он убежденно русский художник. Забавно, что в Канаде у Алексея совершенно русский пейзаж купил индус, который захотел поместить в узорчатую декоративную среду своего жилища этот кусочек Севера. Мне кажется, что картины такого честного, влюбленного в свое дело, мастеровитого художника, как Алексей Зотов, легко находят дорогу к сердцу любого человека.
Что бы он ни писал – будь то канадский пейзаж или вид каньона ночью, не привычная для нас красота американского парка или брошенная русская деревня – любое его произведение – это произведение русского художника, последователя Саврасова, Левитана, Шишкина. Да и в роду Алексея был замечательный пейзажист – Николай Михайлович Чернышев, с которым у молодого художника есть несомненная связь. Та же осмысленность, основанная не на сюжетном построении, драматизме композиции, а на философско-лирическом подходе.
Единственно, что может заставить его оторваться от работы, когда она «пошла» – необходимость помочь человеку, действительно нуждающемуся в его помощи: чужого ребенка, повредившего себе ногу, он будет нести на руках и определять в больницу, раненого прохожего в любое время дня и ночи.
Алексей старший сын и старший брат, и этим все сказано!
Из всех котят в семье останется самый некрасивый, самый слабый и никому не нужный, и так решает папа Алеша.
Художник живет так, как считает подходящим для себя и своей семьи, и ему не указ общепринятые соображения моды и престижа. Это касается тематики его произведений, и местоположения жилища, и марки машины, и всего уклада жизни. Несмотря на свою молодость уникально мудр и избирателен.
Очень радостно, что в русской культуре наших дней есть такой чуткий и прекрасный художник. Здоровья ему и много-много работы.
Наташа Мещанинова
газета "Наш Изограф", М., июль 2002г., №7 (99), с.18
ХУДОЖНИК С РУССКОЙ ДУШОЙ. Библиография о Зотове Алексее.
21 сентября 202421 сен 2024
2
5 мин
Взгляните на эти темы