Найти в Дзене
Ars et Sapientia

«Змеиный источник» или как подражали Хичкоку в России.

В 1997 году режиссёр-дебютант Николай Лебедев выпускает в прокат малобюджетный фильм «Змеиный источник», который быстро становится культовым, особенно среди «своих». Так о чём этот фильм и почему он до сих пор привлекает к себе зрителя? Хотя в сущности, не несёт в себе никаких открытий и берёт за основу триллеры самого Альфреда Хичкока, строя повествования по всем канонам оного. Молодая учительница (Екатерина Гусева) приезжает в провинциальный город, где орудует маньяк и... становится жертвой домыслов и сплетен. Девушка становится подозреваемым номер один, пока настоящий маньяк орудует в этом городке. Однако, в отличие от триллеров того же Хичкока, герои здесь не обладают той же динамикой. Фильм разворачивается не за счёт героев, а за счёт самого сюжета и за счёт работы оператора. Согласитесь, что герои здесь немного инертны, они ждут, а не вступают в бой. Поэтому до последних кадров не удаётся вычислить виновного, можно догадаться, но не вычислить. Это больше похоже на игру в мафи

В 1997 году режиссёр-дебютант Николай Лебедев выпускает в прокат малобюджетный фильм «Змеиный источник», который быстро становится культовым, особенно среди «своих».

Постер.
Постер.

Так о чём этот фильм и почему он до сих пор привлекает к себе зрителя? Хотя в сущности, не несёт в себе никаких открытий и берёт за основу триллеры самого Альфреда Хичкока, строя повествования по всем канонам оного.

Молодая учительница (Екатерина Гусева) приезжает в провинциальный город, где орудует маньяк и... становится жертвой домыслов и сплетен. Девушка становится подозреваемым номер один, пока настоящий маньяк орудует в этом городке.

Кадр из фильма.
Кадр из фильма.

Однако, в отличие от триллеров того же Хичкока, герои здесь не обладают той же динамикой. Фильм разворачивается не за счёт героев, а за счёт самого сюжета и за счёт работы оператора. Согласитесь, что герои здесь немного инертны, они ждут, а не вступают в бой.

Поэтому до последних кадров не удаётся вычислить виновного, можно догадаться, но не вычислить. Это больше похоже на игру в мафию, где требуется сохранять покерфейс, чем на фильм где есть тайна к которой нас приближает каждый поступок героев.

Приближает сам фильм, сама сюжетность, его нарративность, котроя проявляется именно в операторской работе.

Здесь больше имитации, чем хотелось бы видеть, которая не ложится на нашу действительность. Жуть есть, но она достигнута посредством операторского виденья, когда мы видим контраст между мирной жизнью и жизнью, которая происходит в городе ночью.

Сам сюжет, не продуман и не работает, поскольку он теряется где-то внутри самого этого фильма.

(Вы можете думать и по-другому, однако у меня возникли такие ассоциации). Что вы думаете?

Титры.
Титры.