Найти в Дзене

Подготовка к Таинству Крещения (оглашение)

Введение Прежде чем перейти к обсуждению Таинства Крещения, необходимо сначала несколько слов сказать о смысле подготовки к нему (т.е. о смысле оглашения). Оглашение — это краткое изложение основ христианской веры, изначально предназначенное для людей, готовящихся к Крещению. Сейчас же большинство из нас, хоть и крещены (а значит, оглашение для нас — как бы уже пройденный этап), однако же, никакого наставления в вере мы на деле не получили. Поэтому, мы фактически и не являемся христианами, поскольку христианин — это прежде всего человек, имеющий христианскую веру, а не только прошедший через определенные ритуалы. Для того чтобы восполнить этот чрезвычайно серьезный недостаток, в наше время возрождается практика проведения огласительных бесед, которые предшествуют Таинству Крещения. Для кого эти беседы предназначены? В таинстве Крещения душа человека получает освобождение от греховных оков и соединяется со Христом. Об этом пишет апостол Павел: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа
Оглавление

Таинство Крещения
Таинство Крещения

Введение

Прежде чем перейти к обсуждению Таинства Крещения, необходимо сначала несколько слов сказать о смысле подготовки к нему (т.е. о смысле оглашения).

Оглашение — это краткое изложение основ христианской веры, изначально предназначенное для людей, готовящихся к Крещению. Сейчас же большинство из нас, хоть и крещены (а значит, оглашение для нас — как бы уже пройденный этап), однако же, никакого наставления в вере мы на деле не получили. Поэтому, мы фактически и не являемся христианами, поскольку христианин — это прежде всего человек, имеющий христианскую веру, а не только прошедший через определенные ритуалы. Для того чтобы восполнить этот чрезвычайно серьезный недостаток, в наше время возрождается практика проведения огласительных бесед, которые предшествуют Таинству Крещения.

Для кого эти беседы предназначены?

  • Во-первых, для тех, кто сам готовится к Крещению — чтобы Крещение действительно стало для Вас началом новой жизни, а не просто одним из будничных событий.
  • Во-вторых, для родителей, желающих крестить своих детей — чтобы вы могли воспитать их в христианской вере (а без этого условия крещение ребенка абсолютно бессмысленно). Ведь невозможно передать ребенку того, чего не имеешь сам.
  • В-третьих, для тех, кто был крещен ранее, но только теперь пришел к осознанию необходимости начать жить по-христиански — чтобы Вы имели твердое основание в своей духовной жизни, т.к. истинное покаяние и изменение жизни невозможно без изменения мировоззрения.
  • В-четвертых, для абсолютного большинства верующих (и даже «воцерковленных») людей, т.к. редко кто из нас может похвастать глубоким знанием своей веры, а те знания, которые мы получаем от знакомых, не только обрывочны и недостаточны, но и часто просто неверны.

Таинство Крещения

-2

Крещение – это одно из семи Таинств Православной Церкви. Для человека, который желает стать христианином, оно является первым таинством, т.к. через него открывается вход в саму Церковь. Греческое слово «βάπτισμα», которое мы переводим как крещение, буквально означает погружение в воду.

В таинстве Крещения душа человека получает освобождение от греховных оков и соединяется со Христом. Об этом пишет апостол Павел: «Все вы во Христа крестившиеся, во Христа облеклись». Т.е. сама возможность именоваться и быть христианином (христианкой) даруется человеку именно через Крещение. В Крещении человек облекается благодатью Христовой, становится христовым, т.е. христианином.

Мы знаем, что самая известная молитва, которую Христос Сам дал в качестве некоего образца молитвы, - это молитва Отче наш. Первые слова этой молитвы показывают, что мы обращаемся к Богу не просто как к высшему Абсолюту, не только лишь как к Творцу мироздания, но в первую очередь как к Отцу. Отче – это отец. Именно эта возможность называть Бога Отцом, т.е. духовное родство, возникает между человеком и Богом в момент Крещения. Человек уже не чужой Богу. Бог становится человеку родным. И теперь важной (жизненной) задачей человека является поддержание правильных отношений с Богом.

Если мы обратимся к истории Древней Церкви, то увидим, что доступ в нее был весьма строг. Люди, желающие вступить в христианскую общину, долго научались истинам веры (они назывались «оглашенными» - от «оглашать», т.е. произносить вслух истины веры) и только потом, очень торжественно, крестились. Человек, предварительно узнавший о своей вере, принимая крещение, становился сознательным христианином. Это был праздник всей Церкви, приурочивалось Крещение обычно к таким праздникам как Пасха, Троица или Богоявление.

О некоторых подменах, связанных с Таинством Крещения

К сожалению сегодня нередко бывает так, что родители и крестные, принося на крестины своих детей, совсем никак не связывают это важное событие с осознанной верой в Бога. Очень часто таинство Крещения современным человеком воспринимается как семейная, национальная или еще какая-нибудь традиция. При этом личная осознанная вера (которая непременно должна быть), совсем не учитывается. Многим людям кажется, что можно быть христианином и при этом совсем не жить по-христиански. Это, конечно, опасная ошибка.

Незнание основ христианской веры в целом и смысла Крещения в частности, порождает также великое множество нелепостей и суеверий, искажающих в сознании современного человека подлинное значение церковных Таинств.

Нередко бывает так, что Крещение воспринимается как некий «магический обряд», совершаемый над ребенком. Этот «обряд» вроде как должен иметь духовное значение сам по себе, независимо от того понимают ли крестные и родители смысл происходящего, или не понимают. Вся надежда в этом случае возлагается на внешнее действие, совершаемое священником. Такой суеверный подход в церковной практике получил наименование «обрядоверия». Обрядоверие – это вера в то, что внешнее действие имеет само по себе важное значение независимо от внутренней духовной позиции участвующего в этом действии человека. Вполне естественно, что такая позиция не является христианской.

Как известно, Крещение детей – давняя церковная традиция, связанная, однако, с определенными, весьма строгими условиями. Дело в том, что по устроению Церкви Таинства должны приниматься человеком свободно, сознательно и осмысленно. Младенец лишен всех этих качеств, и, формально рассуждая, Крещение нужно откладывать на сознательный возраст. Церковь, однако, не мыслит формально: все ее действия есть выражение любви к людям, доверия к ним, уважения. Чтобы семья, в которой рождаются дети, могла быть совершенной домашней церковью – а именно такой должна быть семья, - чтобы не было так, что родители – члены Церкви, христиане, а дети – вне Церкви, дожидаются своего возраста, - Православная Церковь дозволяет крестить детей – именно чтобы не лишать целостности домашнюю христианскую общину. Но делает это Церковь под одним условием: чтобы дети, приняв Крещение, созревали и воспитывались обязательно как христиане. Для этого существуют восприемники, крестные – люди, произносящие за младенца обеты Крещения и обязующиеся перед Богом, совместно с родителями, воспитать дитя так, чтобы, придя в возраст, оно восприняло обеты крещения как свои.

Следовательно, только в том случае можно крестить детей, если после принятия этого Таинства дети будут помещены в имеющуюся в семье христианскую атмосферу и будут воспитываться родителями и крестными как православные христиане. В иных случаях всегда будет опасность профанации Таинства, попрания благодати Божией.

Крестные и родители, приступающие к Крещению ребенка, должны обладать элементарными знаниями о Православно-христианской вере, т.е. свободно отвечать на следующие вопросы:

  • В кого мы верим?
  • Почему мы крестим своих детей?
  • В чем заключается православно-христианское понимание смысла жизни?
  • Что такое молитва?
  • Что такое Библия?
  • Для чего православный христианин ходит в храм?

Постараемся дать краткие ответы на поставленные выше вопросы.

1. Что такое христианская вера?

Христианская вера - это свободное принятие и усвоение человеком, всеми силами души тех истин, которые Бог открыл во Христе Иисусе для нашего освящения и спасения.

2. Кто такой христианин?

Христианин - это человек, который старается жить по христианским заповедям.

3. Во что верят христиане?

Христиане верят в Бога-Троицу (Отца, Сына и Святого Духа). Основы православной веры кратко изложены в древнем тексте, который носит название "Символ Веры".

Вот этот текст:

-3

4. Что такое Крещение?

Крещение - это Таинство, принимая которое, человек, при троекратном погружении в воду, оставляет жизнь греховную и рождается в новую святую жизнь (Крещение - духовное рождение).

5. Кто такой крестный родитель?

Крестный (крестная) - это человек, который в момент совершения таинства КрещениЯ вместе с родителями приносит Богу обеты (обещания) стараться наставлять ребенка, т.е. объяснять ему суть христианской веры и жизни.

6. Что такое молитва?

-4

Молитва - это возношение ума и сердца к Богу. Молитвы бывают просительные (когда мы у Бога что-то просим), благодарственные (когда мы Бога за что-то благодарим), и хвалебные (когда мы Бога восхваляем за Его милость к нам).

7. Что такое Библия?

-5

Би́блия от греч. βιβλία – книги, множественное число, указывающее на то, что под одной обложкой не одна книга, а несколько. Так вот, Библия или Священное Писание – это собрание Книг (Ветхого Завета и Нового Завета), составленных по вдохновению Святого Духа (т.е. Бога) через избранных, освященных от Бога людей: пророков и апостолов. В православной Библии содержится 77 книг.

8. Зачем человек периодически ходит в храм?

Если ответить на поставленный вопрос кратко, то ответ будет звучать так: храм - это место встречи человека и Бога.

Ответы на часто задаваемые вопросы от родителей и крестных

-6

Обязательны ли крестные?

Для детей до 14 лет крестные обязательны. В исключительных случаях крестный родитель может быть один (должен быть одного пола с ребенком). Взрослые же могут креститься без крестных.

Кто может быть крестными?

Крестными могут быть родные, близкие друзья родителей, хорошие знакомые. Эти люди должны быть крещеными в Православной Церкви и искренне верующими, т.е. ведущими христианский образ жизни.

Кто не может быть крестным?

Крестными не могут быть:

- дети младше 17 лет

- люди безнравственные (ведущие греховный образ жизни)

- душевнобольные

- неправославные (представители других религий или христиане, крещеные не в Православной Церкви)

- муж и жена у одного ребенка

- монахи и монахини

- родители не могут быть восприемниками своих детей.

Могут ли родители присутствовать при крещении своего ребенка?

Родители могут присутствовать при Крещении своего ребенка. Нет никаких церковных правил, запрещающих родителям присутствовать при Крещении их ребенка.

До какого возраста можно креститься?

Креститься можно в любом возрасте.

Может ли беременная креститься или быть крестной?

Беременность не является препятствием для Таинства Крещения.

Кто не может быть допущен к Крещению?

Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве.

Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности. К участию в Таинстве Крещения не могут быть допущены также люди, желающие креститься по суеверным причинам. Таинство Крещения не совершается над людьми, которые уже были когда-то крещены.

-7

ПРИЛОЖЕНИЕ

Священник Константин Пархоменко о Таинстве Крещения

Крещение – первое Таинство, которым Церковь встречает приходящих к Богу людей . Вступление в Церковь, спасение своей души и приобщение к Жизни Вечной возможно через Таинства, «пропуском» для участия в которых является первое Таинство в духовной жизни человека – Крещение.

***

У Таинства Крещения очень странное, на первый взгляд, определение: «Крещение – это Таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа умирает для жизни плотской, греховной и возрождается Духом Святым в жизнь духовную, святую».

Что происходит с человеком при выходе из крещальной купели и чем он отличается от своих некрещеных братьев?

Что принципиально меняет в человеке Крещение?

Когда меня спрашивают, что такое Таинство Крещения, я отвечаю кратко: «Это Таинство духовного рождения». Все мы когда-то родились от земных родителей. Но Христос говорит: надлежит вам родиться свыше. Свыше – значит от Неба, от Бога.

Перед нами, если мы крестимся во взрослом возрасте, и перед малышом, которого держим на руках и собираемся крестить, стоит наполненная водой купель. Именно в этой купели человек рождается в новую, небесную жизнь. Как это объяснить? Каждый раз обращаюсь к людям, пришедшим креститься, и робею, оттого что боюсь не найти слов, выражающих тайну Крещения. Потому что это – Таинство. А само это слово – таинство указывает на тайну. Это то, что нам доступно понять лишь в самой малой мере.

Совершается Таинство, внешне очень земное, с несовременными обрядами, над которыми можно улыбнуться: помазуют из пузырька маслом, дуют на воду, окунают... Но в момент Крещения происходит нечто таинственное, невыразимое. Человек вступает в общение с Богом, приобщается к Нему. Момент Крещения – момент духовного рождения.

Крещение – не формальное членство в каком-то обществе или партии, Крещение – вхождение в новый опыт жизни – жизни с Богом. Многих людей тот факт, что они христиане, ни к чему не обязывает. Крестят детей, чтобы ребенок меньше болел, жизнь удачнее сложилась... Но крещение не спасает человека от неприятностей земной жизни, не гарантирует здоровья, денежного и семейного благополучия, не увеличивает продолжительность жизни и, наконец, оно не спасает от физической смерти. Здоровье, бизнес – категории жизни сей, временной, земной. А Господь прежде всего печется не о том, чтобы у Его чада было все в изобилии, а о том, чтобы его душа не забывала о небесной Родине, чтобы Его сын или дочь были открыты вечному.

Креститься может любой человек. И парадокс церковных Таинств (в том числе и Крещения) состоит в том, что с каким бы намерением человек ни приступал к ним, если только он принимает Таинства не насильно, они все равно совершаются, они действительны и объективны.

Но для самого человека важно, с каким расположением души он подходит к Таинству. Будет это для него красивым, но ничего в его жизни не меняющим обрядом или событием настоящего духовного возрождения.

Первые христиане очень хорошо это понимали, и подготовка к Таинству Крещения у них занимала порой несколько лет! Человек был некрещеным, но ему не запрещалось молиться, посещать некоторые богослужения, изучать основы веры. Этим он показывал, что его намерения действительно серьезны, что для него Крещение – самое главное событие в жизни.

В древней Церкви крестили в самые торжественные дни года, в самые значимые христианские праздники: Крещение и само по себе было тогда для верующих людей их важнейшим и всеобщим церковным праздником . Новокрещеные люди, облаченные в белые одежды, торжественно шли в главный собор, где впервые приступали к Евхаристической чаше; при этом вся община молилась и ждала, когда они придут из крестильного храма.

Ко мне как к священнику приходит много людей с желанием креститься. Спрашиваю, что привело к этому решению, и слышу самые разные ответы. И бываю счастлив, когда говорят, что желают начать новую жизнь, светлую, чистую, Божию.

Бывает, что приходят креститься по совершенно иным причинам: «Хочу крестить своего ребенка, чтобы он был здоровым», или «ну мы же русские, поэтому обязательно должны креститься». В таком случае я объясняю, что Крещение – нечто иное, не гарантия здоровья, не элемент русской национальной культуры. Но есть и те, кто подходит к крещальной купели с еще неоформившейся верой, но с чувством, что после Таинства что-то должно произойти: «Я не могу объяснить себе смысл Крещения, но я верю и знаю, что это мне нужно, что после этого мои отношения с Богом изменятся». Задача священника – объяснить, что такое жизнь христианина, что Бог потребует от новокрещенного. И если человек готов сделать шаг в веру – я крещу его.

И еще о подготовке к Крещению. И маленькому ребенку, и взрослому человеку, готовящимся войти в Церковь, нужны воспреемники (иначе – крестные). В древности воспреемники, выбранные из людей, известных своим благочестием и добродетельной жизнью, были поручителями за человека, желающего креститься. Воспреемники приводили такого человека к епископу на беседу, наставляли в основах христианской жизни. В момент совершения Таинства помогали своему крестнику выйти из купели – воспринимали от купели, поэтому и назывались воспреемниками.

Стать крестным почетно и радостно, с другой стороны – очень ответственно. В первую очередь, это означает, что каждый день до самой своей смерти крестный будет молиться за своего крестного сына или дочь, как за родного ребенка. Стать спутником на пути к Богу, научить молитве и основам духовной жизни – вот обязанности настоящего крестного. Чему же может научить крестный, который сам далек от духовной жизни, равнодушный к вопросам веры? Пусть уж он просто остается вашим другом или подругой, но не берет на себя такую великую духовную ответственность, не становится воспреемником. Стоит задуматься, что крестный будет держать ответ перед Богом за каждого своего крестника.

В случае, если нет людей, которые могут стать хорошими духовными сооветчиками, людей, имеющих опыт христианской жизни, крещение взрослого человека можно совершить и без крестных.

Крещение совершилось. После выхода из купели на христианина надевается нательный крест. Новокрещенного символически постригают, мужчин и мальчиков вводят в главную часть храма – алтарь, женщины и девочки поклоняются Господу перед Царскими вратами.

Крещение совершилось. Произошло духовное рождение нового человека. Однако сразу после троекратного погружения в купель, после того, как на христианина надели нательный крест, в Православной Церкви совершается еще одно Таинство. Оно называется Миропомазание.

-8

Внешне оно совершается очень быстро и просто – лоб, глаза, ноздри, губы, уши, грудь, руки, ноги новокрещенного помазуют миртовым маслом со словами: «Печать дара Духа Святого». Поэтому многие люди даже и не знают, что совершилось еще одно величайшее Таинство Церкви.

Миропома́зание (греч. Миро – благовонный елей) есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (т.е. способствующие духовному росту) и укрепляющие в жизни духовной.