— А вот послушайте, барин, — отвечал мне один из них, — летось у земляка-то родился сынок, такой хворенькой, Бог с ним, без ручек, без ножек, в чём душа; не успели за попом сходить, как он и дух испустил; до обеда не дожил. Вот, делать нечего, поплакали, погоревали, да и предали младенца земле. Только с той поры всё у нас стало не по- прежнему… впрочем, Игоша, барин, малый добрый: наших лошадей бережёт, гривы им заплетает, к попу под благословение подходит...
В 1833 году русский писатель Владимир Одоевский в рамках цикла «Пёстрые сказки» издал рассказ «Игоша» о встречах ребёнка с этим существом.
В различных источниках Игошу описывают одинаково, но наделяют его различными способностями: от безобидного духа до поистине страшного ночного монстра. Давайте разбираться.
Как появляются Игоши и как выглядят
В восточнославянской мифологии игоша является мелким демоном. Становятся игошами души некрещенных детей, умершие до 2-х лет. В том числе, младенцы рожденные раньше срока и умершие сразу после рождения. К игошам относят детей, от которых избавились их нерадивые матери. На Русском Севере их называли ичетки.
Ичеток описывают как маленьких мохнатых человечков, склонных селиться в омутах и на мельницах и предвещающих несчастье, производя звук наподобие хлопанья по воде бичом.
Описывают игош как уродцев безрук и ног. Душа их прикована к месту, где похоронена. К примеру, новорожденные дети, утопленные своими горе-матерями в болоте или в проруби, или же оставленные в лесу попадали под заботу местных духов. На болоте игоши становились детьми кикиморы, в водоемах - анчутки, в лесах обитают потерчата. Человеку показываются в виде блуждающих огоньков и плачуще-умоляющих голосов, просящих забрать их домой. Следовать на голос ни в ком случае было нельзя, иначе они увлекали человека в такие топи, с которых уже не мог вернуться. Однако можно найти информацию о том, что игоша может перемещаться туда, куда захочет. В "Пестрых сказах" Одоевского, дух находил к кому пристать по своему желание. Думаю, верования в возможности игоши различались в различных культурах. Отсюда и имеем такой небольшой разброс.
В дополнительных источниках к игошей может стать младенец, мать которого дольше положенного срока оплакивает его кончину. Тогда дух может забрать ее с собой.
От озорничества до погибели живых
Хоронить некрещенных на христианских кладбищах запрещалось и, по языческой традиции, младенца хоронили в подполе или под порогом, как и других заложных покойников, на перекрёстках дорог и в болотах.
По мнению фольклориста Е. Е. Левкиевской, в дохристианский период смерть таких детей считалась «неправильной», «нечистой», как, к примеру, смерть самоубийц, поскольку они не успели прожить предназначенного им срока. После христианизации важным стало то, что они не дожили до крещения, поэтому их души не получат христианского спасения, а навсегда останутся во власти нечистой силы и сами станут демонами.
Источник: https://ru.ruwiki.ru/wiki
Существовало даже верование, что игоша мог расти в своей могиле.
Игоша требовал к себе почтения. его нельзя было обделять как в угощениях, так и в подарках: за столом необходимо было выделять место, тарелку и делиться едой.
— А вот зачем, — отвечал он тоненьким голоском, — затем, — прибавил он густым басом, — что твой батюшка всему дому валежки сшил, а мне, маленькому, — заговорил он снова тоненьким голоском, — ни одного не сшил, — теперь мне, маленькому, холодно, на дворе мороз, гололедица, пальцы костенеют.
Владимир Одоевский «Пёстрые сказки» рассказ «Игоша»
Если духа почитали, он заботился о доме и хозяйстве и вполне мог стать домовым. Если должного уважения не оказывалось, жди проделок от игоши.
...но если же ему лишней ложки за столом не положишь или поп лишнего благословенья при отпуске в церкви не даст, то Игоша и пойдёт кутить: то у попадьи квашню опрокинет; или из горшка горох повыбросает; а у нас или у лошадей подкову сломает, или у колокольчика язык вырвет, — мало ли что бывает.
Владимир Одоевский «Пёстрые сказки» рассказ «Игоша»
Есть верования о том, что игоша не так безобиден. Так, он может представлять опасность для самых беспомощных: маленьких детей и беременных женщин, которых он, по объективным причинам, ненавидит и завидует тому, что они живы. К последним, игоша приходит ночами и пьет кровь (или жизненную силу). Существовало поверье, что если женщина выйдет ночью на зов игоши, то может сильно заболеть и даже умереть.
Можно ли спасти игошу?
Души детей, не нашедшие покоя, витают близ своих могил или просто носятся в воздухе и жалобно кричат, прося крестить их. Чаще всего их крики слышны перед грозой, бурей или иной непогодой. Тот, кто услышит их мольбы должен снять с себя какую-либо часть одежды или оторвать рукав или кусок подола, бросить в том направлении, откуда слышится крик, перекрестить его и сказать: «Если ты пан, то будь Иван, а если ты панна, то будь Анна», совершая таким образом крещение неприкаянной души, которая затем будет принята в блаженное место, где обитают безгрешные души крещёных детей.
В случае, если игоша не будет крещен таким способом, его душа навечно переходит во власть темных сил и сама превращается в нечистую силу. Особенно эти демоны проявляют себя во время Святок, когда их отпускают из ада погулять. Они посещают дома, где не перекрещивают дверей и сундуков с одеждой, и берут себе всё, что понравится.
«Выкрестить» некрещёного младенца и ввести его в царствие небесное или хотя бы облегчить его участь можно на Троицкой неделе или в Семик, когда по традиции поминаются все умершие до крещения и мертворожденные дети. Для этого женщине, у которой были такие дети, следовало купить двенадцать крестиков (по числу апостолов) и раздать их чужим детям. Тогда апостолы помолятся, и двенадцать детских душ будет спасены. Накануне Троицы красили яйца в красный и жёлтый цвета, которые затем раздавали детям в поминовение некрещёных душ, а также угощали соседских детей варениками, пампушками и другими лакомствами. Для той же цели у перекрёстков дорог оставляли сотовый мёд, ожидая, что ночью души придут полакомиться и утром на песке можно будет увидеть их следы.
Источник: Левкиевская Е. Е. Мифы русского народа
Ниже приведена сказка об игоше. Её вы можете найти на просторах интернета. Для понимания контекста я дам краткий пересказ:
Родители уехали из дома на некоторое время и оставили дочь одну. Та забеременела, однако возлюбленный боясь гнева отца девушки, сбежал. Героиня решила извести ребенка, но ничего не получалось. Пытаясь спастись от позора, в ночь перед возвращением родителей, она совершает попытку суицида, но веревка обрывается, она падает и происходят преждевременные роды.
Ребеночек слабенький оказался: один только разочек крикнул да и умер. Закопала она на задах у забора, - тут и родители приехали.
Собрали праздничный стол в честь приезда, а как гости разошлись, и пошли хозяева спать, - под окошком кто-то скрестись начал и кричать тоненьким голоском: "Как меня зовут? как меня зовут?"
Отец с матерью понять не могут, откуда у них игоша взялся, а дочка лежит чуть жива. Знает, что это дитя ее некрещеное за окошком плачет. Кое-как ночь пережили, а на вторую то же самое. И на третью ночь голос опять под окном кричит "Как меня зовут?" Не выдержала дочка, подбежала к окошку и ответила "Егорушкой!". И ночную тьму перекрестила. Сразу игоша замолчал и больше не появлялся.
А если пол ребенка сразу не угадаешь и не то имя назовешь, игоша так и не отвяжется, будет каждую ночь кричать.
Мне знакомы многие персонажи славянской мифологии, но с игошей я столкнулась недавно в одном из видеороликов по теме. А вы слышали что-нибудь об игоше?