Книга Никки Мэй «Беда» — это история про разрушительные отношения четырех подруг
Дружба — это сила и опора в жизни. Но что произойдет, если одна из подруг окажется не тем, кем кажется? Никки Мэй в дебютном романе «Беда» срежиссировала опасную игру, показывая, как любовь и доверие могут превратиться в завуалированную вражду. Это история о том, что скрывается за гламуром и дружескими улыбками.
Совсем не «Секс в большом городе»
Что делать, если люди, которых мы считаем самыми близкими друзьями, вдруг оказываются совсем не теми, за кого их принимали? В романе «Беда» главные героини сталкиваются с куда большими трудностями, чем они могли бы предположить. Никки Мэй показывает, что на первый взгляд идеальные отношения могут быть не такими уж и идеальными, когда в игру вступает новый человек — загадочная, манящая и разрушительная Изабель.
Три подруги — Ронке, Сими и Бу — связаны общими корнями: все они наполовину нигерийки, наполовину англичанки. Каждая из них по-своему справляется с этим двойным наследием. А их дружба на первый взгляд кажется крепкой и проверенной годами. Ронке — стоматолог, которая больше всего на свете хочет найти «того самого» и построить настоящую нигерийскую семью. Бу задыхается в домашних обязанностях, растит дочь и жаждет хоть какого-то освобождения от рутины. Сими успешна в карьере, но ее постоянно преследует синдром самозванца и страх неудачи. А потом появляется она — Изабель. Женщина с блестящими волосами, шикарными нарядами и чарующей улыбкой, которая становится катализатором разрушительных изменений в жизни подруг.
Так Никки Мэй вводит в сюжет элемент хаоса — персонаж, который с первого взгляда кажется дружелюбным, но с каждым шагом медленно разрушает доверие и заставляет всех остальных ощущать ускользающую почву под ногами. Что происходит, когда в дружбе появляется некий «четвертый лишний»? И почему порой кажется, что это не просто зависть, а продуманный план?
Изабель, безусловно, превосходит подруг во всем — и в материальных проявлениях, и в своем влиянии. Ее образ вызывает двоякое чувство: с одной стороны, она очаровательна и притягательна, с другой — ее манипуляции постепенно начинают обнажать трещины в жизни героинь. Можно ли назвать ее злодейкой? Или же она просто помогает разоблачить то, что уже давно скрывалось под показной презентацией жизни подруг?
Дружба, конкуренция и поиск себя
Мэй не просто рассказывает о трех женщинах в поиске счастья, но и задает важные вопросы о природе женской дружбы и ее границах. Почему мы так легко сравниваем себя с другими и почему внутренние разногласия могут перерасти во вражду? Одним из ключевых моментов романа становится понимание, что у каждой из подруг свои страхи и сомнения в себе, которые могут быть усилены влиянием извне. Что заставляет нас терять уверенность в себе и своих решениях, когда кто-то новый проникает в наш мир?
В «Беде» нет единственного взгляда на то, как должна развиваться жизнь. Например, Бу со своей семьей и ребенком представляет ту самую модель «идеальной матери», но оказывается, что внутреннее недовольство собой разъедает ее изнутри. Ронке со своей решимостью создать семью с нигерийским мужчиной сталкивается с тем, что ее бойфренд оказывается не таким надежным, каким она себе его представляла. Сими с успешной карьерой оказывается в конфликте с желанием ее мужа завести детей, что добавляет еще большее напряжение в жизнь женщины. Никки Мэй словно приглашает читателя задуматься: насколько наши мечты и цели действительно наши, или же это результат давления окружающих?
Культурная идентичность и ее двойственность
Один из самых интересных аспектов романа — это культурное наследие героинь. Мэй вплетает в текст нигерийские обычаи, язык и, конечно же, еду. Живописные описания нигерийских блюд — джолоф с тушеной курицей или жареной говядиной, суя из говядины, додо, мойн-мойн — превращают еду в своеобразного еще одного главного героя книги. Через пищу автор погружает читателя в атмосферу города Лагос, где росли героини, и в реальность Лондона, где они пытаются найти баланс между своими культурами.
Но культурная идентичность для этих женщин — это не просто гордость за свою родину, это еще и борьба. Для Ронке нигерийское наследие — это способ поддерживать связь с семьей и строить свое будущее. Для Бу — это то, от чего она пытается уйти, стремясь вписаться в британское общество. А для Сими — это постоянное чувство неполноценности, боязнь не соответствовать ожиданиям ни одной из сторон.
Вопрос о том, как найти свое место между двумя культурами, пронизывает весь роман. Мы видим, как героини по-разному сталкиваются с тем, что значит быть «и там, и здесь», и как каждая из них ищет собственный путь. Но удастся ли им найти этот баланс? И смогут ли они сохранить свою дружбу в условиях, когда их идентичности, ожидания и желания сталкиваются друг с другом?
«Токсичная» дружба и ее последствия
«Беда» — это не просто роман о дружбе и культурной идентичности, это также мощное исследование того, как внутренняя неуверенность и зависть могут разрушить даже самые крепкие отношения. Изабель, с ее деньгами и внешней привлекательностью, становится неким воплощением того, чего каждая из героинь, возможно, тайно жаждет, но боится признать. Она манипулирует ими, но в то же время вынуждает их столкнуться с собственными страхами и сомнениями.
Мэй поднимает вопросы, которые актуальны для многих женщин: можем ли мы радоваться успехам других, не чувствуя зависти? Как мы справляемся с собственными неудачами и почему порой легче всего винить других в своих проблемах? В «Беде» автор подчеркивает, что все эти эмоции, как и дружба, невероятно сложны, и их нельзя рассматривать через черно-белую призму.
Стоит ли доверять людям, которые легко проникают в нашу жизнь и так же легко начинают влиять на нее? Как определить момент, когда дружба начинает приносить вред? И что делать, если в отношениях с близкими людьми появляется кто-то третий, кто постепенно захватывает всю власть над ситуацией? Эти вопросы остаются открытыми на протяжении всей книги, и читатель сам решает, где провести черту между дружбой и манипуляцией.
В своем дебютном романе Никки Мэй исследует сложные и острые темы, предлагая читателю задуматься о природе человеческих отношений, культурной идентичности и, конечно, о том, как легко беда может проникнуть в нашу жизнь, маскируясь под дружбу.
Издательство: «Строки»
Перевод: Маргарита Черемисина
Количество страниц: 464
Год: 2023
Возрастное ограничение: 16+
Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».