Мужчина, который совершил два глубоководных погружения OceanGate, чтобы увидеть «Титаник», дал показания во время слушаний Береговой охраны США по смертельному взрыву батискафа «Титан», что он понимал риск и знал, что может умереть, если что-то пойдет не так, в то время как соучредитель другой компании по производству батискафов сказал следователям, что, по его мнению, такие экспериментальные суда вообще не должны доставлять людей в глубокое море.
Фред Хаген, коммерческий строительный подрядчик и застройщик, был вторым специалистом по миссии — так OceanGate называла своих пассажиров, которые заплатили за погружения — который дал показания на четвертый день двухнедельных слушаний о своем погружении на «Титане».
«Это не должно было быть безопасным. Это должно было быть захватывающим приключением, — сказал Хаген в пятницу. — Так что в широком смысле я никогда не чувствовал себя в полной безопасности».
Хаген сказал, что понимал, что подводный аппарат «Титан» был экспериментальным и не сертифицированным. Он сказал, что в разговорах с такими людьми, как французский исследователь Поль Анри «P.H.» Нарголе — одним из пяти человек, погибших в результате взрыва в июне 2023 года — он понимал риск, если что-то пойдет не так во время погружения к затонувшему кораблю «Титаник», находящемуся на глубине 3800 метров ниже уровня моря.
«Разговор, касающийся меня, был о том, что на Земле мало ресурсов, способных достичь глубины, и что если что-то пойдет не так, то, вы знаете, мы все умрем, — сказал он. - P.H. неоднократно говорил об этом, и общей темой разговора, я думаю, на борту, было то, что ресурсы ограничены. Их, вероятно, нельзя было бы организовать логистически и вовремя собрать, чтобы спасти кого-то, если бы что-то пошло не так».
«Это была парадигма, с которой нам пришлось смириться», — продолжил Хаген.
Помимо Нарголе, в результате взрыва погибли британский бизнесмен Хамиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Дауд и его 19-летний сын Сулеман, а также основатель OceanGate Стоктон Раш.
Хаген запомнил Раша как «блестящего провидца» и человека, которым он восхищался за его усилия по исследованию морских глубин.
Помимо Наргеоле, в результате взрыва погибли британский бизнесмен Хамиш Хардинг, пакистанский бизнесмен Шахзада Дауд и его 19-летний сын Сулеман, а также основатель OceanGate Стоктон Раш.
Первое погружение Хагена на «Титане» в июле 2021 года было прервано после достижения дна из-за отказа правого подруливающего устройства, и они не смогли добраться до «Титаника», сказал он.
Он снова отправился на «Титан» в июле 2022 года и смог отправиться к затонувшему «Титанику». Хаген рассказал, что они «на мгновение застряли» у "Титаника"», но Раш «был абсолютно невозмутим».
Это конкретное погружение упоминалось несколько раз с момента начала слушаний в понедельник, фокусируясь на громком хлопке, который раздался, когда подводный аппарат поднялся. Хаген сказал, что он услышал «треск», и что все на борту были обеспокоены тем, что в корпусе есть трещина.
«Но оказалось, что при осмотре, после того как мы поднялись на корабль, корпус фюзеляжа «Титана» просто подпрыгнул в своей каретке, так что повреждений не было», — сказал Хаген, который сказал, что он был «удовлетворен этим объяснением».
На вопрос, чувствовал ли бы он себя в безопасности, снова спускаясь на глубину к «Титанику» после инцидента с громким хлопком, Хаген повторил, что путешествие изначально было небезопасным.
«Любой, кто чувствовал себя в безопасности, спускаясь на глубину Титана, был обманут или бредил, — сказал он. — Я имею в виду, что это было экспериментальное судно. Было ясно, что это опасно».
Он сравнил это с прыжком с парашютом.
«Вы не делаете этого, потому что это безопасно. Вы делаете это, потому что это выброс адреналина, — сказал он. — И да, я бы снова спустился. Я имею в виду, мы не спускались в поисках безопасности, мы спускались в поисках приключений и исследований».
Он сказал, что Раш действительно приложил сознательные усилия, чтобы «поддерживать ощутимую культуру безопасности вокруг высокорисковой среды», воплощённую в подробном наборе шагов, которые он предпринимал для погружений. Хаген сказал, что незначительные события или аномалии могут привести к «забастовке», или крупное событие может стать забастовкой, и что после трех забастовок погружение было прервано.
«Это было рискованное предприятие, в котором была предпринята целенаправленная попытка придерживаться безопасности, — сказал он. — Это было небезопасное погружение на «Титане», и оно никогда не должно было быть безопасным».
Бывший подрядчик OceanGate, которая также дала показания в пятницу, Антонелла Уилби, назвала одношение к безопасности в компании «театром безопасности», основываясь на своём опыте работы в отрасли.
«Ни один аспект работы не казался мне безопасным», — сказала Уилби, подрядчик по эксплуатации и инжинирингу, работавшая в OceanGate в 2022 году.
Она дала показания, что когда она подняла вопрос клиента о громком ударе, который слышали во время погружения в июле 2022 года, директор OceanGate сказал ей: «У вас плохое отношение. У вас нет мышления исследователя. Знаете, мы новаторы и ковбои, и многие люди не могут с этим справиться».
«Нельзя просто так взять и делать что заблагорассудится»
Другой свидетель, давший показания вчера, сказал, что хотел опровергнуть мнение о том, что погружение в батискафе небезопасно, и подчеркнул важность сертификации для судов.
«Я думаю, что люди в целом воспринимают подводные лодки как опасные, страшные и сложные, и что в них могут попасть только сумасшедшие. Но я могу вас заверить, что это совсем не так, — сказал соучредитель и генеральный директор Triton Submarines Патрик Лахи в начале своих показаний. — Это великолепные машины, и они позволяют людям посещать ту часть нашего мира, которую они не могли бы увидеть никаким другим способом, и делать это безопасно».
Лахи сказал, что сертификация независимым классификационным обществом важна, потому что это означает, что люди могут погружаться с уверенностью, а аппараты «прочные, долговечные, надежные». Он сказал, что все подводные аппараты его компании сертифицированы, включая его самое глубоководное судно, которое может погружаться на глубину 11 000 метров — полную глубину океана.
«Я настоял на том, чтобы батискаф был сертифицирован, и это сделало проект более сложным, более трудоёмким и более дорогим, — сказал он. — Но в конечном итоге я бы указал на эту сертификацию как на главную причину того, что батискаф регулярно погружается в самые глубокие места океана».
Он сказал, что, по его мнению, любое транспортное средство, доставляющее людей в глубокое море, должно быть сертифицировано.
«Я не считаю, что это подлежит обсуждению, — сказал он. — Я не считаю, что можно эксплуатировать экспериментальные транспортные средства в глубоком море».
Он дал показания, что не было никаких катастрофических взрывов или смертей, связанных с подводным аппаратом «Тритон».
Лэйхи сказал, что он «твердо верит в инновации» ради прогресса, но что «инновации должны осуществляться в рамках набора правил, которые устанавливают ограничения».
«Вы не можете просто действовать, как вам вздумается», — сказал он.
Он сказал, что, по его мнению, сертификация должна быть обязательной для таких исследований.
«Я думаю, пока мы настаиваем на сертификации как на обязательном требовании для продолжения исследований глубокого моря с участием человека, мы можем избежать подобных трагических результатов», — сказал он.
В своём заключительном слове Хаген выразил надежду, что «Титан» послужит «поучительным моментом», и поблагодарил Морскую следственную комиссию и Береговую охрану США за их попытки выяснить, что произошло, и предотвратить повторение.
«В то же время меня беспокоит, что большей трагедией, чем трагедия OceanGate, будет то, что мы используем это событие для подавления будущих инноваций, и что правила, вытекающие из этого, могут помешать такому инновационному подходу», - добавил он.
По словам сиетеля, с компанией OceanGate было «трудно» работать
В пятницу следователи также заслушали Дэйва Дайера из Лаборатории прикладной физики Вашингтонского университета, который работал с OceanGate примерно с 2012 по 2017 год, обеспечивая инженерную поддержку, пока компания наращивала свой инженерный штат.
Он описал инженеров OceanGate как «сложную группу для работы», и что они часто сталкивались лбами из-за «мышления и философии в области проектирования и разработки нового продукта».
По его словам, «у нас было слишком много конфликтов по поводу того, как мы будем это делать», что привело к разрыву отношений.
По его словам, одним из источников конфликта было использование стеклянных сфер для Титана. В 17-дюймовых стеклянных сферах размещались контроллеры двигателей, и они были внешними по отношению к сосуду под давлением, сказали в Береговой охране.
«Нам нравятся стеклянные сферы. Они используются в промышленности, они хороши и надежны, но у них бывают неожиданные отказы, которые большинство людей не могут объяснить, обычно на значительной глубине, - сказал Дайер. - Нам не понравилась идея использования стеклянных сфер на пилотируемом аппарате, особенно на той глубине, на которую они собирались уйти».
Он сказал, что на такой глубине, если бы произошла имплозия стеклянных сфер, это было бы «катастрофой». «Мы не знали, что это может потенциально сделать с сосудом под давлением, с корпусом», - сказал он.
Дайер сказал, что слышал анекдотические случаи, когда исследователи использовали стеклянные сферы в глубоководных океанских работах, и когда они выходили из строя, «они теряли весь аппарат».
Лэйхи сказал, что его также беспокоит использование стеклянных сфер. По его словам, во время осмотра прототипа подлодки «Титан» на Багамах в марте 2019 года он сказал изданию OceanGate, что такие сферы не могут быть в аппарате с человеком, а если и будут, то их нужно будет заполнить жидкостью.
«Меня не особенно впечатлило то, что я увидел, и я рассказал им об этом, - сказал он о своей экскурсии. - Они были очень милыми людьми и, похоже, с добрыми намерениями. Я просто сказал, что мне показалось, что многие из этих вещей еще не готовы к прайм-тайму».
Уилби сказала, что её беспокоит основная навигационная система «Титана», которая, по её словам, может легко привести к ошибкам. По ее словам, во время одного из погружений пилот не смог найти носовую часть «Титаника» из-за проблем с навигационной системой и связью.
«Я думаю, что в какой-то момент я сделала замечание, что это идиотский способ навигации, что было не самым тактичным способом сказать это, я полностью признаю, но я остаюсь при своем мнении, - сказала она. - Вся система была абсолютно идиотской. Но это, конечно, было воспринято не лучшим образом».
По её словам, после этого её вывели из состава команды по связи и навигации.
После смертносного взрыва компания OceanGate приостановила все разведочные и коммерческие операции.
По материалам зарубежной прессы.
Продолжение слушаний по этому делу запланировано на 27 сентября.
Все мои предыдущие публикации о прошлогодней гибели батискафа «Титан» и о расследовании этой трагедии на слушаниях береговой охраны США вы можете найти в подборке «Пропавший "Титан"»: