Найти тему

Как и почему возникает внутренний кризис

Кризис – это всегда переход на некий новый уровень. Кризисное состояние – это часть определенной периодичности нашего психологического и физического развития.

То есть мы всегда рождаемся в некой точке ноль, и дальше мы развиваемся.

Мы отчитываем это годами, некой периодикой. И в возрастной психологии, психологии развития, есть понятная периодичность этих стадий.

И это не какие-то концепции просто для того, чтобы поговорить, она подтверждена исследованиями на протяжении всего существования психотерапии. То есть со времен появления психоанализа.

Именно психоанализ начал рассматривать пациента, как человека, который когда-то был рожден и проходил некий опыт, который он не помнит, но он очень сильно на него влияет. Теория раннего детского развития началась с Фрейда, но потом она дорабатывалась разными течениями: эго-психология, неофрейдизм, школа объектных отношений и т.д.

Суть в том, что на данный момент мы имеем очень большой пласт качественно подтвержденной информации о том, что мы проходим свойственные всем, или, как говорят психологи,архетипические стадии развития. Все дети их проходят

на протяжении своего взросления от точки своего рождения и далее.

Архетипические стадии развития

Если вы посмотрите на маленьких детей, заметите, что плюс-минус они все где-то в одно время начинают сначала фокусировать взгляд, потом улыбаться, ползти, говорить первые слова, делать первые шаги… То есть они осваивают навыки и мир, все примерно в одно и то же время.

То же самое происходит во внутреннем мире. Все мы проходим определённые стадии внутреннего развития, которые решают разные задачи:

приспособиться к этому миру, понять, что это безопасное место,

убедиться, что здесь есть возможность получить заботу и любовь,

понять, что я могу что-то делать самостоятельно и меня в этом поддержат,

увидеть, что меня принимают таким, какой я есть,

получить опыт проявления своей автономности и воли без её подавления,

раскрыть свою сексуальность…

В идеале, все эти задачи выполняются. Но в реальности это не так. И когда на определённой стадии не происходит адаптация, то случается травма развития. Ничего плохого в этом нет. Такие травмы есть у каждого человека. Но после этого мы от каких-то сценариев начинаем защищаться.

Почему не происходит адаптация? На это может миллион быть причин. От того, что блокировались какие-то проявления ребёнка, до того, что просто у матери и у ребёнка разные темпераменты. И она делает вроде бы со своей стороны всё правильно, как ей кажется, но для ребёнка надо как-то по-другому. В итоге мы получаем так называемые защиты, которые нас потом, с одной стороны, встраивают в социум,потому что через эти механизмы защит мы удерживаем аффекты внутри и можем решать разного рода задачи.

Но с другой стороны эти же вещи защищают нас от возможностей и очень часто закрывают угол зрения. То есть, на самом деле, всё решается проще или вообще по-другому, но ты просто не видишь этого варианта, потому что мешают защиты.

Как сделать психологические защиты более гибкими

Защиты запускают автоматические паттерны, автоматические стратегии поведения и часто водят нас по одному и тому же кругу. А кризис существует как раз для того, чтобы мы эти автоматические паттерны могли сделать гибче, какие-то, возможно, даже очень хорошо пересобрать. И дальше пойти уже более свободным. И тогда ты шире видишь, ты больше охватываешь, лучше понимаешь, у тебя появляются новые возможности, ты можешь делать то, что не мог раньше. Для этого и даётся кризис.

Но очень часто происходит наоборот. Ведь кризис – это стресс. А когда возникает стресс, сразу автоматически у нас включаются наработанные нами защиты. И здесь такая развилка: либо я начинаю пробовать делать по-другому, либо я регрессирую и ухожу в защиты глубже, усиливаю их.

В зависимости от выбранного варианта ты либо проходишь кризис, либо стоишь перед этой стеной. Потом накал спадёт и эти вещи не настолько тебя будут триггерить, где-то ты адаптируешься к ним на своих защитах. Но парадокс в том, что пройдёт время и ты опять окажешься у той же стены. Частая история, когда люди приходят с жалобой: я хожу по кругу, у меня был кризис, потом прошло время, и я чувствую, что всё ещё стою в этом же месте, меня уже всё это задолбало, я устал ходить по кругу, как мне перестать это делать?

Периодичность кризисов

7 лет – это петля более серьёзных кризисов, но каждые 3 года психика у нас меняется. Потому что именно 3 года – это самая важная часть раннего развития. Именно к 3-м годам первый раз сформируется эго, то есть отдельное я. И дальше вся возрастная психология построена на том, что мы развиваемся по стадиям кратным 3.

Первый серьёзный социальный кризис — это 7 лет. Это связано с внутренними психическими процессами, они первичные, плюс актуализируется тем, что дети идут в школу. Поэтому большие кризисы кратны 7.

Вы можете проследить свою жизнь, и увидите, что именно в эти периоды происходили глобальные изменения: 3, 7, 14, 15, 21, 28, 30, 35.

С этой точки зрения очень важен подростковый возраст и подростковый кризис, когда мы получаем шанс всё, что было заложено, укрепить или сделать более гибким.

Ну, а дальше у нас начинается взрослая жизнь и здесь всё будет зависеть от того, насколько честно смотреть на себя, принимать себя, и понимать, что тебе действительно мешает, как-то разбираться с этим, делать это гибче и двигаться дальше для того, чтобы выходить на следующую ступень своего развития.

Наше развитие похоже как спираль. Сначала человек рождается. Он совсем малыш, который только приземлился в этом мире и ничего не умеет. Есть только совсем простые рефлексы.

Дальше он развивается. В 3 года это уже почти самостоятельный человек, который при нормальном развитии уже свободно разговаривает, ходит, говорит про то, что он хочет, умеет кучу вещей.

В 7 лет это человек, который идет в школу, выстраивает социальные связи,

живет не просто игрой, а какими-то категориями,понимает, что нужно что-то сделать для того, чтобы что-то получилось.

В 15 лет это уже не ребенок, а, по большому счету, уже сформированный взрослый.

В 25 это уже совершенно другой человек, в 35 тоже совершенно другая история. Если в 25 он может еще ездить условно, автостопом по Европе, то в 35 это уже человек с детьми, домом, стабильной работой и так далее.

Мы постоянно расширяемся, все время обрастаем какими-то новыми навыками и новым опытом. От некой точки ноль и дальше по спирали, шире, шире. Ты как будто бы в игре, где проходишь уровни, совершаешь ошибки, набираешься опыта и вот приходит момент для сражения с главным боссом. Его нужно победить для того, чтобы перейти на новый уровень. Пока его не победишь, на новый уровень не пройдешь.

В жизни точно так же. Но это чудовище не внешнее, а внутреннее. И это не совсем чудовище, это неосознанные процессы, которые мешают. Ты должен осознать, принять, прожить, научиться, насколько ты можешь на этом витке делать по-другому, тогда победишь, перейдёшь на следующий уровень. И дальше опять идёшь, идёшь, идёшь, набираешься нового опыта. И так до встречи с новым боссом.