Несколько лет назад с мужем ездили в отпуск на юг. Там нам довелось познакомиться с интересной многодетной семьей, чьей активной жизни можно было только позавидовать: в то время как мы лежим на диване после работы, они ходят в походы, посещают музеи, не пропускают городские мероприятия и занимаются волонтерством.
Я специалист помогающей профессии. Мне было очень интересно узнать об опыте этих людей в качестве волонтеров. Мать семейства обмолвилась, что они часто посещают детский дом в своем районе, даже организуют сборы вещей для воспитанников, делают пожертвования в фонд.
Она гордо рассказала, как недавно её супруг подарил одному мальчику кепку. Когда они приехали туда через месяц, то узнали, что он её потерял. И тогда она подарила ребенку кепку своего сына. Воспитанник детдома брать её не хотел. Как описала женщина, он очень стеснялся. Но она уверила, что сын будет очень рад, если мальчик будет носить кепку с удовольствием. Под натиском семьи ребенок принял подарок.
Мне кажется, что ребенок выражал другое чувство, не стеснение. Я считаю, что скорее это был страх, потому что за прошлую кепку, возможно, ему пришлось драться.
Сейчас расскажу, почему сделала такой вывод и почему не стоит дарить личные подарки воспитанникам детских домов.
Личный подарок — повод для зависти
В детских домах дети живут большими группами, и любое выделение одного ребенка перед другими может привести к зависти или чувству несправедливости. Личные подарки могут способствовать возникновению конфликтов, поскольку один ребенок может получить более ценный или привлекательный подарок, чем другой. Это обострит уже существующие конфликты внутри коллектива и заденет и так заостренное чувство несправедливости. А там далеко не все разногласия решаются без кулаков.
Вещь останется, а человека не будет
Дети из таких учреждений не имеют объекта надежной привязанности: они часто мечутся от родителей к воспитателям и преподавателям. Личные подарки могут усиливать связь между дарителем и ребенком, что приведет к формированию сильных привязанностей. Это может быть проблемой, если волонтеры приходят лишь на короткий срок или эпизодически, ведь после их ухода ребенок будет ощущать потерю.
Формирование ложных ожиданий от реальной жизни
В детских домах свой микроклимат. Там ребенок приобретает не особо реалистичные представления о повседневной жизни. Дети не готовят, не занимаются домашними делами, не учатся обращаться с деньгами. Систематические личные подарки могут мешать ребенку развить внутренние ресурсы для решения проблем и мотивацию для личных достижений. Ведь когда-нибудь, может не сразу, но взрослый удовлетворит его потребности.
Если очень хочется что-то подарить — дарите впечатления и навыки
Вместо личных подарков лучше подготовить коллективную активность для воспитанников. Например, пригласить с собой знакомого, который умеет рисовать, взять индивидуальные (самые простые) наборы для рисования и провести мастер-класс для группы по написанию простой картины, посильной каждому. Там рассказать о том, как этот навык может пригодиться в жизни, в каких профессиях он точно пригодится, как его развивать. Такой формат поможет сплотить группу вокруг творчества, дети узнают что-то новое, отвлекутся от однообразных будней. Кто-то может найти новое хобби или увлечься профессией.
Подобные мероприятия дадут детям возможность учиться новому, чувствовать поддержку и внимание, не акцентируя внимание на материальных ценностях. Это помогает детям ощущать заботу, не связывая ее с личной выгодой.
Можно также дарить группам воспитанников коллективные подарки. Лучше, чтобы они не противоречили доводам против личных подарков, а значит:
- подарки должны быть одинаковой ценности
- акцент на развитие навыков и талантов (книги, наборы для творчества, спортинвентарь)
- фокус на сплочении коллектива (настольные игры, наборы для коллективных проектов типа создания интерактивной мини-копии вулкана)
- на общих праздниках важно учитывать, какие традиции чтят дети и адаптировать подарки к их представлениям, потому что в детских домах собраны дети разных культур
Не нужно причинять добро
Когда я слушала рассказ этой женщины, я понимала, что они делали это исключительно из лучших побуждений. Однако, как клиническому психологу, который проходил практику в детском доме и хорошо знаком со спецификой таких учреждений, мне было важно объяснить, что эта ситуация может повториться и почему это не есть хорошо.
Тогда я поделилась с ней своими рассуждениями.
Я очень уважаю то, что ваша семья делает для детского дома. Это действительно важная и нужная помощь, которую многие дети ощущают. Знаешь, я думаю, что дети в детских домах часто могут испытывать не только стеснение, но и другие сильные эмоции, например, страх или чувство ответственности. Иногда они могут переживать, что не смогут сохранить подарок, как это было с кепкой. Возможно, этот мальчик очень боялся потерять её снова и из-за этого не хотел принимать. У детей в таких учреждениях часто возникает чувство тревоги, когда им дарят что-то личное. Это может быть связано с тем, что они не привыкли к постоянным личным вещам или боятся, что другие дети начнут завидовать. В некоторых случаях за такие вещи им приходится буквально бороться. Мне кажется, что ваша семья делает потрясающую работу. Может быть, есть смысл обсудить с воспитателями, как можно лучше поддержать детей эмоционально, чтобы ваша помощь приносила ещё больше радости и пользы.
Хочется верить, что тогда я осталась услышанной.