Найти в Дзене
Автодрайверо

Дела обстоят плохо: концерн Volkswagen приготовился к закрытию своих заводов в Китае

Имеющиеся производственные мощности в Китае у концерна Volkswagen в избытке, полностью загрузить их в ближайшей перспективе не представляется возможным, поэтому от части заводов придётся избавиться. В 2025 году планируется закрыть принадлежащий совместному предприятию SAIC-VW завод в Нанкине. Недавно концерн Volkswagen был вынужден закрыть часть предприятий в Германии, на прошлой неделе Bloomberg со ссылкой на инсайдеров сообщил, что в Китае в скором времени грядут сокращения производственных мощностей и персонала Volkswagen. У немецкого концерна сейчас насчитывается порядка 39 заводов в Китае общей численностью производства автомобилей более 3 млн машин в год, большее количество заводов работают в рамках совместного объединения SAIC-VW (основано в 1984 году) и FAW-VW (основано в 1991 году), общее число сотрудников превышает 90 000. Такое количество заводов Volkswagen построил с расчётом на доминирование на китайском рынке, однако за последние 10 лет в Китае выросли собственные автомо

Имеющиеся производственные мощности в Китае у концерна Volkswagen в избытке, полностью загрузить их в ближайшей перспективе не представляется возможным, поэтому от части заводов придётся избавиться. В 2025 году планируется закрыть принадлежащий совместному предприятию SAIC-VW завод в Нанкине.

Недавно концерн Volkswagen был вынужден закрыть часть предприятий в Германии, на прошлой неделе Bloomberg со ссылкой на инсайдеров сообщил, что в Китае в скором времени грядут сокращения производственных мощностей и персонала Volkswagen.

У немецкого концерна сейчас насчитывается порядка 39 заводов в Китае общей численностью производства автомобилей более 3 млн машин в год, большее количество заводов работают в рамках совместного объединения SAIC-VW (основано в 1984 году) и FAW-VW (основано в 1991 году), общее число сотрудников превышает 90 000. Такое количество заводов Volkswagen построил с расчётом на доминирование на китайском рынке, однако за последние 10 лет в Китае выросли собственные автомобильные компании, которые теперь теснят Volkswagen на всех фронтах.

Volkswagen и сейчас занимает крепкие позиции на рынке в Китае, но тренд негативный и пока ясно, что может его переломить: сегмент чисто «углеводородных» моделей, в котором немецкий концерн всегда был впереди, в Китае сейчас сокращается в пользу plug-in гибридных и чисто электрических моделей (их в Китае относят к NEV-сегменту), а NEV-модели концерна Volkswagen проигрывают конкуренцию «китайцам», так как отстают от них по уровню технологий и скорости обновления, да и цена к тому же слишком высока.

Вот, кстати, свежая статистика от CAAM (Китайская ассоциация автопроизводителей), показывающая продажи машин китайского производства: марка Volkswagen с января по август этого года реализовала в Китае 1 246 564 автомобиля (-8% по сравнению с АППГ), Audi — 385 959 (-5,4%), Jetta — 76 617 (-26,4%), Skoda — 10 138 (-37,8%). Volkswagen сейчас занимает второе место в рейтинге самых востребованных автомобильный марок в Китае, расположившись между BYD, которая с января по август реализовала 1 957 430 машин (+26,4%), и Toyota — 945 963 (-13%).

Положение Skoda в Китае можно назвать отчаянным с учётом того, что в прошлом десятилетии ей удавалось продавать здесь более 300 000 машин в год. По идее, с такими продажами Шкоду надо из Китая убирать, но решение об этом пока не принято — чешскому бренду будут искать в Китае новое позиционирование, а пока дилеры будут вынуждены делать упор на торговлю поддержанными автомобилями — благо их Китае предостаточноВсе Шкоды в Китае производит SAIC-VW, поэтому неудивительно, что заводы именно этого СП сейчас сильно недозагружены — используются только 58% от полной мощности. Завод в Нинбо (производит Skoda Karoq, Skoda Octavia, Audi Q6 и несколько моделей VW), как выяснилось, простаивает уже несколько месяцев и рассматривается как один из основных кандидатов на закрытие. Между тем завод в Нанкине (производит Skoda Kamiq, Skoda Superb и VW Passat), по данным инсайдеров, уже приговорён — его закроют в следующем году. Сборку VW Passat, который пока продаётся хорошо, вероятно, перенесут на другой завод.

Завод SAIC-VW в Нанкине
Завод SAIC-VW в Нанкине

В Антинге (часть Шанхая) у SAIC-VW находятся сразу четыре завода, первый и самый старый по счёту не работает уже два года — он будет превращён в центр НИОКР, второй сильно недозагружен и может быть закрыт либо реконструирован, третий и самый молодой завод (запущен в конце 1990-х) станет основным для «углеводородных» моделей. Четвёртый завод в Антинге стоит особняком: он запущен в 2020 году с расчётом на массовое производство «электричек» и при мощности в 300 000 машин в год тоже сейчас сильно недозагружен, но здесь через пару лет пропишутся новые модели электрические модели Audi, разработанные совместно с SAIC, то есть этому заводу пока ничего не угрожает.

Скромные по меркам китайского рынка продажи электромобилей марки Volkswagen немецкий концерн хочет поправить с помощью технологий китайского стартапа Xpeng — созданные на его платформе новые электромобили Volkswagen поступят в продажу в 2026 году и загрузят часть невостребованных сейчас производственных мощностей, но 39 заводов — это в любом случае перебор, и в ближайшие годы до половины из них могут быть закрыты либо проданы. Многое к тому же будет зависеть от положения Volkswagen в Европе, которое уже оценивается как критическое — концерн фактически перешёл в режим выживания.