(цикл "Директор Цирка", о том, как понять стихи)
Есть люди -- странные формы сознания, а есть -- дыры в осознание.
Иногда я теряю понимание о чём пишу, и что именно описывают мои слова. Иногда -- вновь нахожу.
Допустим, сегодня предо мною стихотворение dy Елена Родина
«Осень пришла» -- см фото.
Смотрю и сама с собой разговариваю:
"Капитан Очевидность, тебе на втором стихе башню не взорвало? А мне от восторга взорвало: какой яркий пример семантического противоречия!" Не буду даже типизировать, расшифровывать эту фразу -- просто поверь, пример прекрасен.
Но и коней гнать не буду: как обещала, запускаю читателя в свою голову. Ниже -- первая скоропись моего потока мыслей при прочтении.
"Вот деревья уж жаром пылают" -- напряглась: вроде про осень, прохладу, зачем здесь жар?
"Розовеет быстрее закат" -- нудно-въедливо маленький Капитан Очевидность внутри меня, поправив очки, обьективно рассуждает о том, что закат той же скорости как и летом. Однако, день световой короче -- это да...
"С тихим шелестом листья слетают
И алеет осенний наряд" -- взгляд возвращается в начало строфы, потому, что там было нечто про жар. Осенило: ясень-ельник, это ж про цвет листьев все строки! Описание момента, когда листья цвета костра, кажутся краснее (алее) в лучах закатного солнца. Совпадение? Не думаю. Толя (автор) -- такой гипер-тонко чувствующий. Толя (я) -- слишком умная... А мне ещё и прилетает от тихого шелеста листьев, которые слетают -- прямой и однозначной ассоциацией: слетает шурша шифером, как правило, только крыша.
Отдохнула. Едем дальше.
"Моросят за окошком капели" -- без комментариев, просто вау!
"Шелестят в лужах лодки-листы" -- банально, конечно: листья-лодки, но чем они шелестят, если лодки? Они ж шелестят пока самолёты (грустной улыбки смаил, привет от улетевшей крыши)
"Мы тепла бы немного хотели,
Но всё ближе промозглые дни" -- это оставляю без внимания. Хромоногая фраза. Проглотила не жуя, без соли, воды и перца. На мой личный вкус это -- безвкусная пошлость, как ни крути.
Все. Стихотворение закончилось. А мысли всё ещё крутятся возле вау-стоки. Что ж там такого интересного?
Но прежде чем раскрыть интригу, хочу услышать твоё мнение. Как считаешь, что меня так впечатлило? Или что-то впечатлило и тебя тоже? Расскажи в коментах -- продвинь нашу лингвистическую историю.
Отшелестели лодки в лужах моего промозглого ума, крыша окончательно отлетела в розовеющий закат стаей листьев-журавлей, скорее всего, зажареных на костре из осенних лодок. Стишок -- разрыв шаблона. Отвал башки.
Я переспросила Капитана: а почему, собственно, моросит капель?
Он же -- плечами пожал, мол, читай ниже: очевидная ж риторика.
"Капель-апрель" -- как развидеть эту рифму?
"Моросит" -- дождь или компьютер?
Может это глючит капели, потому и шелестят лодки в первой строфе? Самолёты, кстати, когда летят, не шелестят, бумажные если только...
Короче, Кэп, ты не только капитан очевидного, ты ещё и мастер упихать глобус в сову!
Согласись, есть же разница: упихать глобус в сову, или саму сову натянуть на глобус?
Над тобой пролетала тень рыбы-сома в этом абзаце? Полный абзац... Значит ты из наших -- ловишь на лету мемы.
Если ты не согласен, то как могу я теперь доверять словам?! Везут ли они в составе предложения хоть какой-то смысл или это только эхо и отголоски чужих голосов в моей собственной голове?
По ходу, этот состав -- перегружен. Оставим на завтра. Хотя нет я перепишу стихотворение и забуду о нём навсегда.