О том, что Шервашидзе и вдовствующую Императрицу, мать Николая II, связывало нечто большее, чем деловые отношения, начали говорить сразу же после появления грузинского князя при царском дворе. Долгие годы влюблённые вынуждены были балансировать на грани между необходимыми приличиями и чувствами.
В 1888 г. Александр III и его супруга Мария Федоровна посетили монастырь на Новом Афоне в Грузии. Среди встречавших императорскую чету был и тифлиский вице-губернатор Георгий Шервашидзе. Императрица запомнила галантного и образованного князя и 10 лет спустя приблизила его к себе.
Супруга Александра III Мария Федоровна (1847-1928) осталась вдовой когда ей было всего 47 лет. Ещё долгие года она сохраняла свою привлекательность и благодаря присутствию рядом с ней абхазского князя с внешностью романтического героя вела насыщенную жизнь.
Князь Георгий Дмитриевич Шервашидзе (Чачба) происходил из старинного абхазского рода. Его предки были правителя Абхазии, позже его дед принял православие и перешёл на службу Российской Империи. Князь Георгий рано остался сиротой и воспитывался в закрытом пансионе в Санкт-Петербурге. Окончив юридический факультет Петербургского университета в 1865 г., Шервашидзе стал быстро продвигаться по государственной службе и в 1889-1897 годах был губернатором Тифлиса. С 1898 г. исполнял обязанности обергофмейстера (управляющего двора) при вдовствующей Императрице Марии Феодоровне, а также заведовал её канцелярией.
Отправляясь на новую службу в С.-Петербург, Шервашидзе разводится в Тифлисе со своей женой Марией Александровной, с которой он прожил в браке 18 лет.
На фото ниже: Князь Георгий Шервашидзе, его сын Дмитрий, тесть - барон Александр Павлович Николаи, Мария Александровна (Мака) Шервашидзе (урождённая Николаи). Барон А.П.Николаи (фон Николаи) был министром народного просвещения. О жизни Марии Шервашидзе почти ничего неизвестно, по некоторым данным она умерла в 1919 г. В Крыму.
Приступив к своим обязанностям гофмейстера, Шервашидзе находился при Марии Фёдоровне практически каждый день на протяжении многих лет. Князь сопровождал вдовствующую Императрицу во время всех визитов и приёмов, сопровождал её в поездках по стране и за рубеж. Всё своё личное время Мария Федоровна также отдавала Шервашидзе.
На фото ниже: торжества в Сарове по случаю канонизации Серафима Саровского в 1903 г. Фото явно показывает положение князя при дворе: народ приветствует две царственные пары- Императора Николая II с Александрой Фёдоровной и Марию Фёдоровну с Шервашидзе.
Остались дневники и записи Марии Фёдоровны, в которых Шервашидзе упоминается чаще её детей и внуков. "Каждый вечер у меня Шервашидзе… и всякий раз у него находится какое-нибудь весёлое замечание, способное рассмешить нас. Он больше других может ободрить нас, с ним я могу говорить обо всём". "Завтракала наедине с Шервашидзе и была рада снова слушать его рассказ. Приезд князя оказался лучшим лекарством и весьма меня взбодрил… ". То он ,,Был задумчив весь вечер...", то ,,Чихал, ещё не оправившись от простуды" и т.д.
Версия о том что Мария Федоровна и Георгий Шервашидзе вступили в тайный морганатический брак может иметь под собой все основания, хотя никаких документальных свидетельств тому пока не найдено. При посещении Марией Фёдоровной и Шервашидзе Великобритании в 1911 г. где они принимали участие в торжествах по поводу коронации Георга V (племянника Марии Фёдоровны); Шервашидзе были оказаны почести соответствующие рангу принца-консорта. То же происходило и при визитах в другие европейские страны.
Падение Империи в 1917 г. стало для Марии Фёдоровны и князя Шервашидзе роковой чертой: с одной стороны были потеряны все их привилегии и положение, с другой стороны уже далеко не молодые люди могут быть вместе, невзирая на мнение окружающих и сплетни. Из Киева, где их застала революция, Мария Фёдоровна со свитой отправляется в Крым, в имение своей дочери Ксении Ай-Тодор близ Ялты. Шервашидзе уезжает в Петроград для решения неотожных дел, там его арестовывают, но вскоре освобождают и он пробирается в Крым. Ай-Тодор становится последним местом совместной жизни Марии Фёдоровны и Шервашидзе.
На фото ниже вдовствующая Императрица Мария Феодоровна в Ай-Тодоре в 1917 г. и око спальни Марии Фёдоровны во дворце Ай-Тодор.
Великая княгиня Ксения Александровна, дочь марии Фёдоровны и сестра Николая II, писала в своём дневнике: ,,Сидела у Мама все утро. Все отвратительно и невыносимо. В Ялте настроение подавленное, чистой публики не видно. Базары (markets) снова открыты. Снова приехали разные господа в двух моторах, чтобы отобрать мотор Мама! Неизвестно еще – возьмут или нет...В Ялте расстреляли нескольких людей, и Бог знает, что творится на молу, куда приводят несчастных жертв".
14 октября 1917 г. Шервашидзе удалось доехать до Ялты. Мария Федоровна не замедлила записать: „Мы весь день ждали приезда моего дорогого Шервашидзе... Великая радость снова видеться с ним“.
Князь поселяется в Свитском доме в Ай-Тодоре на первом этаже, где также живут графиня Менгден (фрейлина М.Ф.), Софья Евреинова (фрейлина вл.княгини Ксении), генерал Н.Ф.Фогель и Долгорукий. Второй и третий этажи занимают комиссар В.М.Вершинин, под наблюдением которого находятся обитатели Ай-Тодора; севастопольский депутат Жоржелиани и 17 матросов. Шервашидзе выступает посредником в конфликтах между обитателями имения и большевиками. Шервашидзе: ,,Как известно, мы совершенно изолированы от внешнего мира, не можем никого принимать к себе; телефон снят. В свободное время, пока я нахожусь у Её Величества (а именно утром до 12 1/2 ч. и после завтрака от 2 до 7 1/2 ч.), провожу в чтении книг, которые привёз с собой...Здоровье Её Величества за последнее время совершенно поправилось. Она начала свои прогулки и ходит так быстро по здешней пересеченной местности, что я не могу за нею следовать."
Трагически сложилась судьба единственного сына князя Георгия Дмитрия Шервашидзе (1880-1938). Князь не забыл о сыне и опекал его в успешной карьере: в 1916 г. Дмитрий Шервашидзе дослужился до поста Витебского вице-губернатора. После отречения Николая II от престола в Могилёве (где также присутствовали Мария Фёдоровна и Г.Шервашидзе) в придворных кругах возник фантастический план о возведении Дмитрия Шервашидзе на русский престол, Мария Фёдоровна была самым активным сторонником этого плана, которому не суждено было сбыться. Уже в Крыму 18 февраля 1919 года Мария Федоровна записала : «Долгорукий отправился в город, чтобы повидаться с молодым Шервашидзе, который, как ожидалось, должен был приехать в Ялту". Но Шервашидзе-младшему не удалось перейти линию фронта. «Бог весть, где он теперь находится!» – переживала Мария Федоровна. Дмитрий направился в своё Келасурское имение в Абхазии. Но в 1921 г. пришедшие к власти в Абхазии большевики выслали его с семьёй в Иркутск. Много лет Дмитрий Шервашидзе работал в конторе Золотопродснаба, но всё же был арестован в 1938 г. и приговорён к расстрелу по приговору Тройки. Дмитрий Шервашидзе реабилитирован в 1957 г.
Неожиданно для всех Георгий Дмитриевич Шервашидзе умирает в ялтинской больнице 26 марта 1918 года. Его отпевают в домовой церкви Александра Невского в имении Ай-Тодор и хоронят на маленьком кладбище при церкви. Князю был 71 год.
На фото ниже: трудно себе представить, но так выглядит теперь бывшая церковь Александра Невского в Ай-Тодоре. Уже много десятилетий это жилой дом на несколько квартир.
Смерть князя Шервашидзе стала для Марии Фёдоровны тяжёлым ударом. Спустя полгода она записала в дневнике: "Уже 6 месяцев со дня кончины дорогого, милого Шервашидзе! Всё так же остро ощущаю эту страшную утрату… Отправились в церковь Ай-Тодор, а затем – панихида у могилы Шервашидзе."
На фото Мария Федоровна в Ай-Тодоре, 1919 г. В апреле 1919 г. вдовствующая Императрица с другими Романовыми и приближёнными покидает Россию и отправляется в изгнание.
Сегодня около бывшей церкви в Ай-Тодоре сохранилось несколько безымянных могил. У одной из могил сохранилась надгробная плита: это могила некой Елизаветы Фринк, воспитанницы княгини Мещерской, первой владелицы Ай-Тодора. В одной из безымянной могил упокоено тело Г.Д.Шервашидзе.
Уже в эмиграции, последним надёжным мужчиной около марии Фёдоровны стал её телохранитель камер-казак Тимофей Ящик (1978-1946), служивший бывшей императрице верой и правдой. Романовы многим обязаны ему: когда дочь М.Ф. вл.княгиня Ольга не захотела уезжать из Крыма в 1919 г., Тимофей Ящик нашёл её с семьёй на Кубани, где потом скрывал их в своей родной станице, там Ольга Александровна родила своего второго сына. В 1920 г. Тимофей Ящик организовал выезд Ольги, её мужа и двоих детей из Новороссийска за границу. При этом жена Тимофея Ящика и его 5 детей остались в России. Жену расстреляли в 1922 г., а своих детей казак больше никогда не видел.
На фото ниже Тимофей Ящик и Мария Фёдоровна в Копенгагене в 1924 г.
Моя публикация в Фейсбуке: https://www.facebook.com/groups/oldyalta/permalink/7779590522084103