Найти тему
KP.RU:Комсомольская правда

Загадка одной фотографии: правда ли, что Пьер Ришар начинал свою карьеру в Свердловске

Снимок сделан в Свердловске на ступеньках ДК Эльмаш. Фото: предоставлено семьей Анатолия Грахова
Снимок сделан в Свердловске на ступеньках ДК Эльмаш. Фото: предоставлено семьей Анатолия Грахова

Поклонники знаменитого французского актера Пьера Ришара («Игрушка», «Высокий блондин в черном ботинке», - Ред.) наверняка не раз натыкались в Интернете на любопытный факт: оказывается больше полувека назад совсем еще молодой и никому не известный Ришар приезжал в Свердловск, чтобы сняться в фильме советско-французского производства. Доказательством тому служит разошедшаяся по всему Интернету черно-белая карточка, на которой молодой актер позирует, стоя на ступеньках дворца культуры завода «Уралэлектротяжмаш».

Волосы взлохмачены, на щеки из-под висков спускаются знаменитые бакенбарды, глаза чуть-чуть прищурены, а руки лежат на бедрах. Французское умение элегантно держаться в кадре, не иначе. Фильм, говорят, в итоге так и не вышел, а пленка и вовсе потерялась. Напоминанием о нем теперь служит лишь черно-белая фотография. Но с нею связана одна загадка.

АКТЕР БЫЛ НЕ В ДУХЕ

Казалось бы, где Свердловск, а где Пьер Ришар? Зачем ему, звезде французского кино, ехать сюда? Кто вообще во Франции слышал о промышленном уральском городе на границе Европы и Азии? Но не скажите. В XX веке на Урал вообще много кто приезжал.

Например, в 1963-м посмотреть заводы прилетал Фидель Кастро. А в 1973 на железнодорожном вокзале Свердловска едва не арестовали легендарного британского певца Дэвида Боуи. Он был у нас проездом, когда возвращался домой из гастролей по Японии. А в 1959-м в Свердловске, стоя на капоте машины, толкал речь будущий американский президент Ричард Никсон. И это далеко не все.

Актер Пьер Ришар тоже мог бы затесаться в большой список знаменитых людей, которые в советские годы гостили в Свердловске. Тем более что в 2011-м он снова приехал уже в Екатеринбург, чтобы показать уральским поклонникам спектакль «Пьеру Ришару. До востребования». Правда, тогда актер был не в духе, от объективов камер прятался и, к сожалению, ностальгировать о Свердловске времен своей молодости не стал.

Почему? Непонятно. Может, прогулявшись по улицам Екатеринбурга, он вдруг вспомнил что-то нехорошее, что случилось с ним здесь полвека назад? Желая это узнать, журналисты «Комсомолки» зарылись в архивы и выяснили неожиданное…

Пьер Ришар в центре Екатеринбурга в 2011 году. Фото: Владимир АНДРЕЕВ
Пьер Ришар в центре Екатеринбурга в 2011 году. Фото: Владимир АНДРЕЕВ

ТАЙНА СНИМКА

Чтобы найти тех, кто помнит Ришара, надо точно знать, когда именно снимался в Свердловске фильм с его участием. Но на Свердловской киностудии ответа на этот вопрос не нашли. Что же до сайтов, которые публикуют фотографию с Ришаром в Свердловске, то и они с датировкой определиться не могут. Одни говорят, что снимок сделан в 1968-м, когда Ришар уже снялся в трех французских лентах, но все еще не прославился. Другие уверяют, что эта фотография вообще 1954 года и Ришару на ней 20 лет. И тогда получается, что свою кинокарьеру он начинал не в родной Франции, а на Урале, ведь первый французский фильм с его участием вышел лишь спустя четыре года – «Монпарнас, 19».

Смущает и другой момент. На фотографии, на правой руке у Пьера Ришара блестит кольцо на безымянном пальце. Сам актер впервые женился лишь в 1970-м году на балерине Даниэль Миназзоли. А значит, либо кольцо это реквизит со съемочной площадки, либо фотография сделана позже, чем предполагалось.

Установить авторство фотографии не составило труда. Ее сделал Анатолий Грахов, знаменитый фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, живший и работавший в Свердловске. В 2011 году он умер. Но сохранились его архивы и в том числе оригинал той самой фотографии с Пьером Ришаром.

К сожалению, на самой фотокарточке ни с обратной стороны, ни в другом месте не была написана дата съемки. Казалось бы, наше расследование зашло в тупик, но тут на помощь пришла вдова фотокорреспондента Валентина Ивановна.

- Анатолий Андреевич обычным фотоаппаратом японским снимал. Проявлял снимки всегда дома. На Урале он проработал 60 лет, как пришел с фронта, - рассказывает Валентина Грахова. - История большая у Анатолия Андреевича, а у Пьера Ришара еще больше. В то время я была молодая и не придала этому снимку значения. Фотосъемка была нашей с мужем повседневной работой. Но в 2011 году, когда Пьер Ришар приезжал, я думала сходить в ресторан, где он, как говорили, сидел, и спросить про эту фотографию. Но не решилась.

Дату съемки Валентина Ивановна также назвать не смогла, как и подробности той фотосъемки – Анатолий Грахов за десятки лет снял тысячи отличных фотографий и Пьер Ришар на ступеньках Дворца культуры не самая примечательная из них. Однако благодаря Валентине Граховой выяснилось, что на самом деле фотографий с Пьером Ришаром в тот день, больше полувека назад, было сделано две. И вторая, которую ранее никто не видел, проливает свет на всю эту историю.

На безымянном пальце у Пьера Ришара со снимка надето обручальное кольцо. Фото: предоставлено семьей Анатолия Грахова
На безымянном пальце у Пьера Ришара со снимка надето обручальное кольцо. Фото: предоставлено семьей Анатолия Грахова

НАПИСАЛИ ПИСЬМО ПЬЕРУ РИШАРУ

Внимательно рассматриваем второй снимок. Те же ступени ДК «Уралэлектротяжмаш», только над входом между белыми колоннами теперь видно растяжку с большой надписью «Есть рекорд!». А под нею стоят несколько мужчин. Один из них, тот самый Ришар, повернут левым боком к фотографу. С этого ракурса, если честно, он уже как-то и не похож сам на себя. И нос не так выдается вперед, как у комика, и нижняя челюсть будто массивнее. Смотришь и видишь скорее профиль Жан Поля Бельмондо, нежели Пьера Ришара. И лишь волосы и бакенбарды все те же ришаровские.

Однако подпись на обратной стороне карточки, казалось бы, расставляет все на свои места:

«Фильм снимал Олег Воронцов на УЭТМ на ступеньках дворца. Я фотографировал съемку, в которой играл роль фотокора вместе с французским Пьером Ришаром. Фото А. Грахова»

ДК «Уралэлектротяжмаш» существует до сих пор, только называется он теперь ДК «Эльмаш». Но там в архивах не нашли никаких упоминаний ни о визите Пьера Ришара, ни о растяжке «Есть рекорд!», которая когда-то висела у них над входом. Пролить свет на них не смогли и в музее истории Екатеринбурга. Его сотрудники одно время тоже пытались выяснить историю фотографии с Пьером Ришаром.

- В 2019 году было бурное обсуждение истории этой фотографии с Пьером Ришаром на форуме, посвященном истории Свердловска, - рассказывает Евгений Бурденков, научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга. - Мы тогда решили разобраться в этом вопросе кардинально, составили письмо на французском языке и направили его Пьеру Ришару. К сожалению, он не ответил.

Но благодаря тому, что на второй фотографии, которая ранее нигде не публиковалась, помимо самого Ришара стояли еще и другие люди, нам удалось найти тех, кто смог их опознать. В Свердловской организации Союза кинематографистов России, изучив снимок, вскоре резюмировали:

- Крайний слева мужчина это оператор Анатолий Лесников. Ему на снимке около 30 лет. Он известен, например, тем, что работал оператором в фильме Алексея Федорченко «Первые на Луне», - рассказывают в Свердловской организации Союза Кинематографистов России. – Справа от Лесникова полноватый мужчина это режиссер Ольгерд Воронцов.

Анатолий Грахов - легендарный фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, в объектив камеры которого попали многие исторические события и личности XX века. Фото: Алексей БУЛАТОВ
Анатолий Грахов - легендарный фотокорреспондент ИТАР-ТАСС, в объектив камеры которого попали многие исторические события и личности XX века. Фото: Алексей БУЛАТОВ

Воронцов снимал фильмы с 1968 года. В 1994-м он уехал жить в США, а в 2016-м скончался. За свою карьеру он снял пятнадцать фильмов. Значит, лента с «Пьером Ришаром» должна быть среди тех из них, которые он снимал с оператором Лесниковым. И действительно, вскоре такой фильм находится. Это «Клад» 1975 года, рассказывающий об освоении татарской нефти. На 58-й минуте фильма как раз видны ступени ДК «Уралэлектротяжмаш» с растяжкой «Есть рекорд!». На них проходит митинг. Никого, похожего на Пьера Ришара, в этой сцене не видно. Да и в актерах он не числится. В чем же дело?

- Человек на снимке, похожий на Пьера Ришара это на самом деле Роальд Долныков, ассистент оператора Анатолия Лесникова, - объясняют в Свердловской организации Союза Кинематографистов России. - Все, кому мы показывали эту фотографию, узнали его. К сожалению, он уже умер. Но он действительно был похож на Пьера Ришара. Все это отмечали. И у него была проблема с глазом, из-за чего он постоянно щурился и еще больше был похож на французского актера.

Вот и все. Одной городской легендой стало меньше. Молодой Пьер Ришар в советские годы не приезжал в Свердловск и в наших фильмах не снимался. А то, что в 2011 году он был не в настроении, когда гулял по Екатеринбургу, ну так может холодная уральская погода ему не понравилась, или внезапная отмена спектакля в Тюмени, где он должен был появиться до Екатеринбурга, сыграла свою роль.

Автор: Данил СВЕЧКОВ. Из архива «КП»