Мы с вами кратко рассмотрели формы и виды организаций структуры хранителей в различных сообществах (теистических и гуманистических). В теистических сообществах – это религиозные структуры, в гуманистических это партия (коммунизм и нацизм) или некое тайное сообщество (либерально-симбиотическая идеологическая система).
Сакральным центром, сохраняющим смысловое ядро идеологии в теистическом обществе, в православном христианстве является вся Церковь, сохраняющая живую память (предание и записанную историю) о пришедшем на землю Сыне Божием. В западной католической цивилизации сакральным центром стало государство Ватикан. В исламе и протестантизме сакральным является священный текст, и нет отдельного центра, сохраняющего смыслы. Есть культовые места, но это уже другое. Иудаизм для жизни в изгнании выработал свою систему сохранения смыслов. Это священный текст (Тора) плюс толкование от авторитетных толкователей (Талмуд). И толкование столь же важно, как и сам священный текст. И если в протестантизме и исламе каждый верующий может толковать священный текст по-своему, то в иудаизме к священному тексту прилагается канонический бумажный толкователь. От верующего требуется только его изучать и запоминать.
Таким образом, иудаизм, ислам, протестантизм сохраняют сакральные истины в книгах, а хранителями становятся все, изучающие и сохраняющие священные книги. В этом смысле труд хранителей значительно облегчило книгопечатание, сделавшее возможным массовое тиражирование священных текстов, что затрудняет их искажение и помогает сохранению истины.
Прошу заметить, что всё это очень грубые схемы, не отражающие множества нюансов. Так, Ватикан тоже, естественно, имеет священные тексты и хранит их в своих библиотеках. Но нам важнее то, что в католичестве имеется сакральный центр, и он не разбросан по множеству приходов, а сосредоточен в одном месте, и один человек может изменять догматы (наделен правом верного толкования). Поэтому сакральным центром католицизма является именно Ватикан, а не священный текст. И так далее. И в отношении ислама, и иудаизма, где много разных тонких аспектов. И автор не стремится обидеть какую-то традицию.
Сакральными идейными центрами коммунизма стали исследовательские институты, занятые изучением и толкованием собственных «священных текстов». Потому что людям они в повседневной жизни не нужны, как, допустим, иудею, мусульманину или христианину знания из их священных книг и учений. А потому хоть в коммунизме и появились собственные «священные писания», они оказывали влияние лишь на курс движения коммунистического корабля. И задача хранителей заключалась в том, чтобы правильно понять идею идеологов коммунизма и донести ее до ключевых служб и правителей. А те уже организовывали жизнь рядовых членов согласно выбранного идеологического курса.
Поэтому идейными центрами коммунизма стали структуры вроде Института марксизма-ленинизма при ЦК КПСС, Института общественных наук при ЦК КПСС и другие подобные им учебные и научные заведения.
Нацистская идеология в этом отношении значительно проще и понятнее. И даже, пожалуй, более примитивна, потому что апеллирует к низменным инстинктам человека. Для ее обоснования не требуется многих томов. В этом, с одной стороны, ее слабость, с другой стороны, позволяет понять, почему по прошествии почти ста лет нацистские идеалы все еще находят себе сторонников. Нацизм не имеет сакрального центра, который можно было бы уничтожить раз и навсегда. Он живет в виде примитивной идеи расового превосходства. Достаточно попасть этой мысли на нужную почву, а интернет подскажет подходящие тексты. И это все освящено нацистской эстетикой (запечатленной в хрониках и фильмах). Всё. Этого оказывается достаточно. Примитивно мыслящий обиженный молодой человек, услышавший, что всё зло от евреев, легко может стать сторонником нацистской идеологии.
Подумалось, что нацистскую идеологию можно было бы уподобить ментальному вирусу. Который крайне сложно извести и которым очень легко заразиться. И меня не оставляет мысль, что управляющая надстройка либерально-симбиотической системы вполне может исповедовать нацистскую идеологию. Но доказательств этого у автора нет. Только смутные ощущения, основывающиеся на схожести глобальных целей – благоденствие малого количества избранных в сообществе, разделенном на рабов и господ.
Крайне сложно говорить о сакральном центре либерально-симбиотической идеологической системы, поскольку, как мы уже неоднократно писали о том, лукавый либерализм скрывает свой сакральный смысловой центр, не афиширует свои цели, и мы не видим его хранителей, которые, по всей видимости, использовали одну из концепций тайных организаций или создали нечто принципиально новое. Например, систему закрытых клубов, куда входят только свои, проверенные люди. Такая система может отбирать рабочий персонал, начиная с тайных сообществ «Лиги плюща» или «Университетов из красного кирпича» (элитных ВУЗов США и Англии).
Придет время, и появится больше информации. Пока же не хочется плодить домыслы. Ограничимся констатацией очевидного факта. Западная либеральная система скрывает свои истинные смыслы, сакральные тексты (или центры), для чего хранители, видимо, организованы в некое подобие тайного общества.
Перед вами фрагмент создающейся книги. Отрывки публикуются по мере их написания. Не обязательно они войдут в финальную версию, или войдут именно в таком виде. Дзен выступает скорее как записная книжка, позволяющая не терять написанное. Александр Смирнов