— Зачем ты так? — Ася подняла грустные глаза на сестру. — Мы же сестры.
— Не смеши меня. Когда мы сестрами то стали? Ты всегда была выше, всегда указывала мне на место! — у Ирмы был взгляд цепкий, наглый. Она смотрела прямо в глаза Асе и была готова наброситься, если бы это позволили тюремные стены.
— Я пришла помочь тебе, не будем ругаться. Не время и не место.
— Себе помоги, тебе недолго осталось, — Ирма хохотала неестественно, но от этого по спине Аси побежали мурашки.
***
Двадцать лет назад.
— Мама, там девочка! — Ирма тащила маму за руку за недостроенное здание.
— Прекрати! Там только бомжи могут быть, — одернула ее женщина, которая вообще привыкла обходить стороной такие места. — Я туфли испорчу! Ирма!
Девочка вырвалась и побежала куда-то в развалины.
— Володя! — женщина вместо того, чтобы бежать за несносным ребенком звала мужа. — Володя! Твоя дочь опять убежала! Догоняй ее сам, я в развалины не пойду.
Ирма была не родной дочерью Татьяны. Татьяна вышла замуж за вдовца с ребенком. Ирма, которой на тот момент было всего два годика, даже не представляла. что женщина ей чужая тетя. Она приняла ее сразу и сразу же стала называть мамой.
— Папа, тут девочка, смотри, — Ирма показывала маленьким пальчиком на девочку, которая от испуга спряталась за кустом. Личико девочки было все грязное, колени разбиты, а руки грязные. Но Володя обратил внимание не на это. Девочка была босиком. Конечно летом дети часто бегали босиком. Но сегодня только с утра прошел сильный дождь, дорога была грязная, а термометр на окне показывал всего двадцать градусов.
— Девочка, иди к нам, не бойся, — не нашел, что еще сказать Володя. И маленький ребенок с испуганными глазами вышел из своего укрытия.
— Ты зачем приволок ее в дом? — Татьяна не любила детей. Ей и одна девочка была в тягость, а тут вторая.
— Мне ее там нужно было оставить? Сегодня приведем ее в порядок, накормим, а завтра родителей поищем, — рассудительно ответил мужчина и ушел отдыхать, предоставив маленькую девочку помощнице по хозяйству.
Ирма все время крутилась рядом с гостьей. Пыталась с ней разговаривать, но оказалось, бесполезно. Девочка молчала.
— Ты сегодня со мною будешь в комнате, — делилась Ирма. — У меня игрушка есть, тебе понравится. Куклу новую папа сегодня подарил, я ее Катей назвала!
Утром Владимир занялся поисками родителей. Благодаря соседям узнал быстро, где найти мать. Но женщина оказалась в неадекватном состоянии и даже про ребенка не вспомнила.
— Женщина, дочь ваша где? — мужчина пытался привести в чувство мамашу, не получилось.
— Надо бы документы сделать, — Володя занимал высокий пост в городе, были деньги и связи. — Девочку вчера нашел, мамаше все равно на нее. Она даже не вспомнит о существовании ребенка. Займешься?
— Мне нужны данные ребенка, — спокойно отвечал мужчина в костюме.
— Данные.. не знаю я. Пусть Ася, фамилию и отчество мои возьми. А дату рождения… Пусть на день позже Ирмы.
— Хорошо, сделаю, — ответил мужчина и тут же скрылся за дверью, оставив Владимира одного в кабинете.
Девочка отнеслась к своему новому имени и дому осторожно. Говорила мало, в основном молчала. И была полной противоположностью Ирмы.
— Теперь у нас две дочери, — говорил гордо Владимир жене, показывая свидетельство о рождении.
— Что значит две? Со мной посоветоваться не хочешь? Я вообще имею какое-то значение в этом доме? — раскричалась жена.
— Тебе какая разница? Ты с Ирмой то время не проводила. А мне жалко стало девочку. Сама знаешь, я тебе рассказывал, какое детство было у меня. И сестренка маленькая не выжила тогда.. А Ася очень на нее похожа.. Поэтому и имя ей такое же дал.
— Ты всех с улицы подбери! — не успокаивалась Татьяна.
— Не указывай мне, как жить. В конце концов я обеспечиваю семью, ты ни в чем не нуждаешься! С этого дня у меня две дочери, понятно?
Татьяна не решилась спорить с Владимиром.
С этого момента в доме воспитывали двух девочек: Асю и Ирму. Ирма приняла сестру по началу хорошо. Делилась с ней игрушками, помогала ей во всем, даже познакомила со своим другом, мальчиком из хорошей семьи.
— Это моя сестра, Ася, — гордо говорила Ирма, представляя ее другу.
— Откуда? — удивился Валя. — Не было и сразу большую достали.. Откуда?
Вале было шесть лет и он был сыном папиного друга, поэтому дети виделись часто.
— Откуда-то! — Ирма, понимая, что на находит ответа, показала другу язык.
— Ты мне врешь! — не уступал Валя. — Она не сестра тебе, а подружка!
Тогда Ирма и Валя подрались. Первый и единственный раз. Папы разняли своих детей, объяснили им, что драться не хорошо. И подтвердили, что Ася сестра.
Ирма на прощание показала язык Вале.
Сестры дружили лет до семи. В первом классе Ирме было тяжело учиться. Ася, которой предметы давались легко, помогала изо всех сил. Но чаще всего это доходило до ссоры.
— Не буду я учиться! — кричала Ирма. — Пусть провалится школа куда-нибудь вместе со своими прописями!
— Ирма! — приструнил ее отец. — Что за разговоры? За такие слова тебя никто по головке не погладит, бери пример с сестры.
Ирма только злилась и всю злость изливала на сестру. Могла ей тетрадку испортить, могла учебник из рюкзака достать. И тихо посмеивалась, когда ее учитель ругал.
— Я складывала, — плакала Ася, но ей никто не верил.
— Еще и врешь! — качал головой учитель. — Из хорошей семьи, где только тебя врать научили!
Папа дома ругал дочь за вранье. Асю он считал своим ребенком с того самого дня, как оформил документы. А Ирма только радовалась и подходила к папе.
— Папочка, это гены, — девочка была умна не по годам. — Она ведь не наша, от нее все что угодно можно ожидать.
— Чтобы я не слышал больше такого! — повышал голос Владимир. — Ася твоя сестра, ты ей помогать должна, а не смеяться за спиной!
— Прости, папочка, — опускала глаза Ирма, но на ее лице была улыбка. Она смогла поставить Аську на место.
Годы шли. Девочки окончили школу и поступили в институт. Владимир тогда получил повышение и перевез дочерей в Москву. С женой развелся, Татьяна нашла богатого жениха без детей и тут же испарилась. Дети ей были в тягость. Владимир, которой видел отношение жены, не держал ее рядом.
Ася, которая никогда Татьяну не называла мамой, сколько от нее не требовали, восприняла новость спокойно. А вот Ирма закатила скандал отцу.
— Мама из-за Аськи ушла! — кричала девочка.
— Она тебе не мама, я уже рассказывал.
— Она мне мама! — кричала Ирма. — И ты ее прогнал.
— Послушай, дочь, — отец подошел к Ирме и приобнял за плечи. — Расставание с Татьяной это обоюдное решение. Она еще молодая, красивая, хочет своих детей, хочет замуж. Мы с ней слишком разные, понимаешь? Такое случается.
Ирма не понимала и какое-то время обижалась на отца. Ася, наоборот, старалась поддерживать.
Институт, новые друзья и большой город изменили Ирму до неузнаваемости. Она редко появлялась на занятиях, часто грубила преподавателям, за что получала от отца.
— Ты меня просто не любишь, — дочь научилась управлять и папой. — Аську, неродную, больше меня любишь. Мне приходилось все детство делить тебя с ней и теперь, ты, как всегда, про нее говоришь хорошо, про меня плохо.
— Она учится, а ты что? Ты когда последний раз была на занятиях? Ждешь, что тебя отчислят?
Ирма молча поднимала полные слез глаза и клятвенно обещала отцу.
— Папочка, такого больше не повторится. Только мне надо новое платье, совсем не в чем ходить.
Отец грустно вздыхал и делал каждый раз так, как хочет дочь. Он уже ушел с государственной службы и открыл свое дело. Денег в семье всегда хватало, а теперь было даже с излишком.
— Никакая она мне не сестра! — кричала Ирма в коридоре института. — Вы думаете в подруги себе взяли девочку из хорошей семьи? Ее мать запойная, забыла про нее!
Ирме не нравилось все, что было связано с Асей. Она не любила смотреть, как ту хвалили преподаватели, как к ней подходили однокурсницы и делились секретами. С ней, а не с Ирмой! А кто она такая эта Ася?
— Ирма, зачем ты так? — Ася говорила негромко, никогда не обвиняла. — Мы же сестры.
— Да какие мы сестры! Ты девочка с заброшки, больше никто. А за мое хорошее отношение еще и должна мне по гроб жизни.
Ася молча обнимала сестру.
— Я помню, — шептала Ася, — Прости меня.
Когда институт был позади, Ася подошла к отцу.
— Папа, можно с тобой поговорить?
— Конечно, Ася. Проходи, рассказывай. Куда теперь? Может заграницу дальше учиться? А что, я организую, денег хватит.
— Нет-нет, — одна мысль о том, что отец будет оплачивать ей обучение за границей ее пугала, как на это отреагирует сестра. — У меня просьба. Я бы хотела вернуться в родной город.
— Зачем? Что там делать? — рассмеялся Владимир. — Ты умная девочка, тебе надо хорошую работу. Хочешь, возьму тебя к себе? Опыта у тебя нет, но я всему обучу.
— Нет! — Ася вздохнула. — Прости, папа. Но я хочу найти родную маму. Ты можешь мне про нее рассказать?
— Ааа, вон оно, в чем дело-то, — Владимир отодвинул от себя бумажки и серьезно посмотрел на дочь. — Зачем ее искать? Она спилась наверное давно. Ася, ты ведь помнишь свою жизнь с матерью?
— Если честно, то воспоминания достаточно размытые.. И какая бы она не была, мне хочется ее найти.. А потом приеду и буду работать, если хочешь, то с тобой.
— Ну.. ты девочка уже взрослая, тебе и решать. — Владимир написал что-то на небольшом листе. — Это адрес, я твоей маме все это время деньги отправлял. Переводы она получала, но больше я про нее ничего не знаю.
Ася обняла папу, пообещала быть умной девочкой и вышла.
Продолжение