Коко Шанель — французский модельер, управлявшая парижским haute couture почти шесть десятилетий. Ее изящные и повседневные модели вдохновили женщин отказаться от трудной и неудобной одежды, такой как нижние юбки и корсеты, которые были популярны в начале 20 века. Среди её классических новшеств можно отметить костюм Chanel, стеганую сумочку, бижутерию и «маленькое черное платье». Она также была знаменита своими культовыми духами Chanel No. 5.
Ранний период жизни
Габриэль Шанель, на самом деле, была зарегистрирована под фамилией, написанной с ошибкой — Chasnel. Ее матерью была Эжени Жанна Деволь Шанель, прачка, и Альбер Шанель, уличный торговец. В семье, в которой в итоге родилось шесть детей, царила бедность, и они часто переезжали по французской провинции. После смерти матери в 1895 году 11-летнюю Габриэль отправили в приют при монастыре в Обазине, где она научилась шить.
В возрасте 18 лет Шанель переехала в Мулен, где продолжала учебу, проживая в монастыре. В 1902 году она начала работать швеей и выступала певицей в кафе. Хотя ее вокальные данные не были выдающимися, она пользовалась популярностью благодаря своей харизме. Происхождение ее псевдонима «Коко» остается неясным, однако некоторые считают, что оно связано с песнями, которые она исполняла: «Ko Ko Ri Ko» и «Qui qu'a vu Coco?».
Империя моды
Шанель вела активную светскую жизнь и имела романы с разными состоятельными мужчинами, в том числе с Артуром ("Боем") Кейпелем, с которым она поддерживала отношения до его смерти в 1919 году. При его финансовой поддержке она открыла в Париже в 1910 году маленький магазин шляп под названием Chanel Modes. Два года спустя она открыла бутик в Довиле, Франция, где начала продавать простую спортивную одежду, такую как свитера из джерси. В то время джерси считалось недорогой тканью, используемой в основном для мужского нижнего белья. Однако Шанель сумела преобразовать этот мягкий материал в элегантные и практичные модели, многие из которых были вдохновлены мужским гардеробом.
В течение пяти лет ее оригинальное использование джерси для создания образа "бедной девушки" привлекло внимание влиятельных женщин, которые искали альтернативу распространенным корсетным стилям. Оставаясь верной своему принципу "роскошь должна быть удобной, иначе это не роскошь", Шанель подчеркивала простоту и комфорт, что произвело настоящую революцию в мире моды.
В 1926 году Шанель продолжила преобразование моды, представив так называемое «маленькое черное платье» (LBD). Хотя она не была первым модельером, который использовал черный цвет, традиционно этот цвет ассоциировался с трауром и формальной одеждой. Однако черное платье Шанель оказалось невероятно универсальным, позволяя легко трансформироваться из дневного в вечерний наряд с помощью правильных аксессуаров, таких как бижутерия, которую она часто носила. LBD было признано за свою простоту и широкую привлекательность. Американский Vogue сравнил это платье с революционным автомобилем Генри Форда Model T, назвав его «Фордом моды», и оно быстро стало важным элементом модного мира.
Шанель №5
Хотя Шанель добилась значительного успеха как дизайнер, финансовой основой её империи стали духи Chanel No. 5. В 1921 году она разработала эти невероятно популярные ароматы в сотрудничестве с Эрнестом Бо, одним из самых талантливых парфюмеров во Франции. По некоторым данным, название духов произошло от ряда ароматов, которые Бо предложил Шанель для тестирования — она остановила свой выбор на пятом варианте, который представлял собой сочетание жасмина и других цветочных нот, оказавшееся более сложным и таинственным, чем помпезные ароматы той эпохи. Другие же утверждали, что Шанель была суеверной и считала число пять своим счастливым. Также стоит отметить, что она стала первым известным модельером, представившим свой собственный парфюм, заменив традиционную упаковку на простой и элегантный флакон, что также сыграло роль в успехе аромата. Верхняя часть флакона украшена переплетенными буквами C, которые позднее стали символом бренда Chanel.
Уход и возвращение
Шанель закрыла свой модный дом в 1939 году с началом Второй мировой войны. В начале 1950-х годов она начала задумываться о возвращении в мир моды. В этот период французская мода претерпела значительные изменения под руководством Кристиана Диора, который представил широко подражаемый стиль New Look, отличающийся ультраженственными, сложными и высоко скульптурными силуэтами. Шанель, предпочитающая более простые и удобные модели, критиковала этот стиль и однажды высказалась: «Диор не одевает женщин; он их обивает».
В 1954 году Шанель провела свой первый модный показ за последние 15 лет. Несмотря на негативные отзывы от французской прессы, коллекция пользовалась популярностью в США. В том же году Шанель представила свой знаменитый костюм: твидовый жакет без воротника с отделкой из тесьмы и элегантную юбку. К концу 1950-х годов она также презентовала несколько других знаковых изделий, включая стеганую сумочку с золотыми цепочками и двухцветные туфли. Эти новшества помогли Шанель вернуть статус одного из самых влиятельных дизайнеров в модной индустрии.
Наследие
После смерти Коко Шанель в 1971 году Дом моды Chanel был под руководством нескольких дизайнеров, среди которых наиболее долгим и влиятельным был Карл Лагерфельд, который занимал эту должность с 1983 по 2019 год. Под их управлением бренд Chanel продолжал оставаться одним из самых влиятельных и знаковых в мире моды. Глубокое понимание Шанель потребностей женщин в моде, её предприимчивые амбиции и романтические аспекты её жизни — история её подъёма из бедности к богатству и её сенсационные любовные увлечения — продолжают вдохновлять множество биографических книг, фильмов и театральных постановок. К известным примерам относятся бродвейский мюзикл 1969 года «Коко», в котором Кэтрин Хепберн исполнила роль этой легендарной дизайнерши, и биографический фильм «Коко до Шанель» (2009) с Одри Тоту в главной роли.