Французские корни Николая Ге
Французские корни Николая Ге и иностранная фамилия не помешали деду Иосифу Ге быть русским помещиком, отцу Николаю Иосифовичу Ге - русским офицером и героем войны с французами, а сыну Николаю Николаевичу Ге стать великим русским художником.
Произведения Николая Ге в Третьяковской галерее
Вестники Воскресения
Композиция картины «Вестники Воскресения» построена на противопоставлении двух миров – возлюбивших Христа и равнодушных к нему. Контуры фигуры Марии Магдалины, спешащей возвестить Радость о воскрешении Спасителя, напоминают взлетающую птицу, в темной части картины – стражники, не принявшие Радость.
Религиозная тематика картин Николая Ге
Обращаясь к религиозной тематике, Николай Ге изучает жизнь Иисуса Христа. В этот период он пишет «Возвращение с погребения Христа», «Разрушение Иерусалимского храма», «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом», «Христос перед Анной».
«Тайная вечеря» в Третьяковской галерее
Важной вехой для всей русской живописи стала картина Николая Ге «Тайная вечеря». В Третьяковской галерее находится авторское повторение картины «Тайная вечеря» (оригинал 1863 года находится в Русском музее), в картине живописец изобразил евангельский сюжет. В образе Христа запечатлены черты А.И. Герцена, в образе негодующего апостола Петра Ге изобразил себя.
Царь реформатор и опальный царевич
В историческом полотне «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» художник передает внутреннее состояние персонажей. Показное спокойствие обоих, без жестов и внешних эффектов, - обманчиво. Это драма переживаний, драма душевной муки и нелегкого выбора. Алексей, уверенный в том, что император не сможет переступить через отцовские чувства, упрямо молчит. Он до конца остается противником Петра.
«Что есть истина?»
Николай Ге считал, что найти свою мысль, свое чувство в вечно-истинном, в религии человеческой, и есть задача искусства. Все его творчество представляет собой поиск решения этой задачи.
Достоинство картины «Что есть Истина?» Христос и Пилат» в том, что она правдива. Христос такой, каким должен быть человек, которого мучили целую ночь и ведут мучить. И Пилат такой, каким должен быть губернатор. Пилат задает свой знаменитый вопрос на ходу, не ожидая ответа. Фигура холеного прокурора в ярком солнечном свете выглядит, весома и устойчива; тщедушный, истерзанный Христос в потрепанных серых одеждах находится в тени. На вопрос Пилата у него нет иного ответа, кроме молчания. Но сама эта ситуация содержит в себе ответ. Пилат есть Пилат, а Христос есть Христос. Они в непересекающихся мирах, их связывает и разделяет не слово, а молчание.
«Что есть истина?» - одно из поздних произведений художника, образующих «страстной цикл», который включает также картину «Голгофа».
Голгофа
Картина «Голгофа» Николая Ге производит ошеломляющее впечатление. Озверевший от страха разбойник, юноша с поникшей головой, безжалостная длань слева, пугающая тень справа – все это показывает один из самых страшных моментов земной жизни.
Одушевленные портреты Николая Ге
Портрет писателя А.И. Герцена
Наряду с работой над картинами на исторические и библейские сюжеты Ге пишет серию замечательных портретов. Николай Николаевич был отличным портретистом. Юность Ге прошла под знаком личности Герцена. Итогом этого страстного почитания и преклонения стал «Портрет А.И. Герцена», который считается лучшим из всех портретов, созданных Ге, и одним из лучших в живописи XIX века. Сам Герцен назвал эту работу шедевром.
Портрет писателя Л.Н. Толстого
Портрет Льва Николаевича Толстого был приобретен Третьяковым у автора в 1891 году. Изображая великого писателя Николай Ге сумел уйти от обычного портретного жанра - фокусирования на глазах модели, направленных на зрителя. Толстой представлен в своем кабинете за работой. Светом выделены рука, сжимающая перо, и рабочий стол. Будничный ежедневный труд – вот внутренняя тема этого портрета. Неслучайно именно этот портрет Николая Ге в семье Толстого считали наиболее похожим.
Картины Николая Ге в Русском музее
Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила
Удачной работой начинающего художника стала «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» (другое название «Саул у Аэндорской волшебницы»). Красочно и образно перенесенная на холст ветхозаветная история об Аэндорской волшебнице принесла художнику большую золотую медаль Академии художеств и дала возможность Николаю Ге совершить пенсионерскую поездку в Италию.
Европа
В 1857 году Николай Ге женился, отбыл с молодой супругой за границу и безвыездно оставался в Европе вплоть до 1863 года. Супруги посетили Швейцарию, Мюнхен, Париж. Семья поселилась в Италии, в Риме живописец продолжал много работать, ознакомился с историческими древностями и посетил многочисленные музеи. В Италии Ге создавал колоритные местные пейзажи, отражая свои впечатления об этой красивейшей стране.
«Тайная вечеря» в Русском музее
В собрании Русского музея многие обличительные картины пронизаны проблемами социально-критического характера. Прочтение Николаем Ге евангельской легенды о тайной вечере стало сенсацией для посетителей выставки 1863 года в Петербургской академии художеств.
Петр I допрашивает царевича Алексея
Отношение к историческому жанру как к некоей реальности, заново переживаемой и воплощаемой художником Николаем Ге, стало обычным для художников-передвижников. Противостояние двух мировоззрений делает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» напряженной, заставляет вглядываться в неё.
Передвижники
В конце 1860-х годов, вернувшись в Россию, Ге стал одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. На Первой передвижной выставке Ге показал свою работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина была встречена с большим интересом. Вокруг нее разгорелись споры. Полотно сразу приобрел Павел Третьяков, и теперь оно считается одним из известнейших русских исторических произведений.
Николай Николаевич Ге внес огромный вклад в развитие русской живописи, его произведения портретного, пейзажного, исторического жанров, написанные с необычайной взволнованностью, наполнены эмоциональным содержанием, никого не оставляли равнодушным.
В предыдущих публикациях вы увидели картины из Третьяковской галереи и Русского музея художников-передвижников портретного жанра: Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, Валентина Серова и сегодняшняя статья о Николае Ге завершает серию "Художники-передвижники (портретисты)".
Следующая публикация будет посвящена выставке выдающегося мастера исторической живописи, легенде русского искусства Василию Ивановичу Сурикову. Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» состоялась в Русском музее (корпус Бенуа) в Санкт-Петербурге.
Не пропускайте публикации! Впереди много интересного!
Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!
Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!
Мой канал в Дзене - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02
Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602
ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617
С вами, Надежда Коваленко