Найти в Дзене

Художники-передвижники: Николай Ге

Французские корни Николая Ге и иностранная фамилия не помешали деду Иосифу Ге быть русским помещиком, отцу Николаю Иосифовичу Ге - русским офицером и героем войны с французами, а сыну Николаю Николаевичу Ге стать великим русским художником. Вестники Воскресения Композиция картины «Вестники Воскресения» построена на противопоставлении двух миров – возлюбивших Христа и равнодушных к нему. Контуры фигуры Марии Магдалины, спешащей возвестить Радость о воскрешении Спасителя, напоминают взлетающую птицу, в темной части картины – стражники, не принявшие Радость. Обращаясь к религиозной тематике, Николай Ге изучает жизнь Иисуса Христа. В этот период он пишет «Возвращение с погребения Христа», «Разрушение Иерусалимского храма», «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом», «Христос перед Анной». «Тайная вечеря» в Третьяковской галерее Важной вехой для всей русской живописи стала картина Николая Ге «Тайная вечеря». В Третьяковской галерее находится авторское повторение ка
Оглавление
Русский художник Николай Николаевич Ге – выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, один из лидеров реалистической школы, профессор Императорской Академии художеств
Русский художник Николай Николаевич Ге – выдающийся мастер портрета, сюжетной, исторической и религиозной картины, один из лидеров реалистической школы, профессор Императорской Академии художеств

Французские корни Николая Ге

Французские корни Николая Ге и иностранная фамилия не помешали деду Иосифу Ге быть русским помещиком, отцу Николаю Иосифовичу Ге - русским офицером и героем войны с французами, а сыну Николаю Николаевичу Ге стать великим русским художником.

Произведения Николая Ге в Третьяковской галерее

Третьяковская галерея. Зал произведений Николая Ге
Третьяковская галерея. Зал произведений Николая Ге

Вестники Воскресения

Композиция картины «Вестники Воскресения» построена на противопоставлении двух миров – возлюбивших Христа и равнодушных к нему. Контуры фигуры Марии Магдалины, спешащей возвестить Радость о воскрешении Спасителя, напоминают взлетающую птицу, в темной части картины – стражники, не принявшие Радость.

Николай Ге. Вестники Воскресения. 1867
Николай Ге. Вестники Воскресения. 1867

Религиозная тематика картин Николая Ге

Обращаясь к религиозной тематике, Николай Ге изучает жизнь Иисуса Христа. В этот период он пишет «Возвращение с погребения Христа», «Разрушение Иерусалимского храма», «Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом», «Христос перед Анной».

Николай Ге. Возвращение с погребения Христа. 1859
Николай Ге. Возвращение с погребения Христа. 1859
Николай Ге. Разрушение Иерусалимского храма. 1859
Николай Ге. Разрушение Иерусалимского храма. 1859
Николай Ге. Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом. 1864
Николай Ге. Мария, сестра Лазаря, встречает Иисуса Христа, идущего к ним в дом. 1864
Николай Ге. Христос перед Анной. 1868
Николай Ге. Христос перед Анной. 1868

«Тайная вечеря» в Третьяковской галерее

Важной вехой для всей русской живописи стала картина Николая Ге «Тайная вечеря». В Третьяковской галерее находится авторское повторение картины «Тайная вечеря» (оригинал 1863 года находится в Русском музее), в картине живописец изобразил евангельский сюжет. В образе Христа запечатлены черты А.И. Герцена, в образе негодующего апостола Петра Ге изобразил себя.

Николай Ге. Тайная вечеря. 1866
Николай Ге. Тайная вечеря. 1866

Царь реформатор и опальный царевич

В историческом полотне «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» художник передает внутреннее состояние персонажей. Показное спокойствие обоих, без жестов и внешних эффектов, - обманчиво. Это драма переживаний, драма душевной муки и нелегкого выбора. Алексей, уверенный в том, что император не сможет переступить через отцовские чувства, упрямо молчит. Он до конца остается противником Петра.

Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1871

«Что есть истина?»

Николай Ге считал, что найти свою мысль, свое чувство в вечно-истинном, в религии человеческой, и есть задача искусства. Все его творчество представляет собой поиск решения этой задачи.

Николай Ге. «Что есть Истина?» Христос и Пилат. 1890
Николай Ге. «Что есть Истина?» Христос и Пилат. 1890

Достоинство картины «Что есть Истина?» Христос и Пилат» в том, что она правдива. Христос такой, каким должен быть человек, которого мучили целую ночь и ведут мучить. И Пилат такой, каким должен быть губернатор. Пилат задает свой знаменитый вопрос на ходу, не ожидая ответа. Фигура холеного прокурора в ярком солнечном свете выглядит, весома и устойчива; тщедушный, истерзанный Христос в потрепанных серых одеждах находится в тени. На вопрос Пилата у него нет иного ответа, кроме молчания. Но сама эта ситуация содержит в себе ответ. Пилат есть Пилат, а Христос есть Христос. Они в непересекающихся мирах, их связывает и разделяет не слово, а молчание.

«Что есть истина?» - одно из поздних произведений художника, образующих «страстной цикл», который включает также картину «Голгофа».

Голгофа

Картина «Голгофа» Николая Ге производит ошеломляющее впечатление. Озверевший от страха разбойник, юноша с поникшей головой, безжалостная длань слева, пугающая тень справа – все это показывает один из самых страшных моментов земной жизни.

Николай Ге. Голгофа. 1893
Николай Ге. Голгофа. 1893

Одушевленные портреты Николая Ге

Портрет писателя А.И. Герцена

Наряду с работой над картинами на исторические и библейские сюжеты Ге пишет серию замечательных портретов. Николай Николаевич был отличным портретистом. Юность Ге прошла под знаком личности Герцена. Итогом этого страстного почитания и преклонения стал «Портрет А.И. Герцена», который считается лучшим из всех портретов, созданных Ге, и одним из лучших в живописи XIX века. Сам Герцен назвал эту работу шедевром.

Николай Ге. Портрет А.И. Герцена. 1867
Николай Ге. Портрет А.И. Герцена. 1867

Портрет писателя Л.Н. Толстого

Портрет Льва Николаевича Толстого был приобретен Третьяковым у автора в 1891 году. Изображая великого писателя Николай Ге сумел уйти от обычного портретного жанра - фокусирования на глазах модели, направленных на зрителя. Толстой представлен в своем кабинете за работой. Светом выделены рука, сжимающая перо, и рабочий стол. Будничный ежедневный труд – вот внутренняя тема этого портрета. Неслучайно именно этот портрет Николая Ге в семье Толстого считали наиболее похожим.

Николай Ге. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1884
Николай Ге. Портрет писателя Л.Н. Толстого. 1884

Картины Николая Ге в Русском музее

Русский музей. Зал произведений Николая Ге
Русский музей. Зал произведений Николая Ге

Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила

Удачной работой начинающего художника стала «Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила» (другое название «Саул у Аэндорской волшебницы»). Красочно и образно перенесенная на холст ветхозаветная история об Аэндорской волшебнице принесла художнику большую золотую медаль Академии художеств и дала возможность Николаю Ге совершить пенсионерскую поездку в Италию.

Николай Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). 1856
Николай Ге. Аэндорская волшебница вызывает тень Самуила (Саул у Аэндорской волшебницы). 1856

Европа

В 1857 году Николай Ге женился, отбыл с молодой супругой за границу и безвыездно оставался в Европе вплоть до 1863 года. Супруги посетили Швейцарию, Мюнхен, Париж. Семья поселилась в Италии, в Риме живописец продолжал много работать, ознакомился с историческими древностями и посетил многочисленные музеи. В Италии Ге создавал колоритные местные пейзажи, отражая свои впечатления об этой красивейшей стране.

Николай Ге. Виноградник в Вико. 1858
Николай Ге. Виноградник в Вико. 1858
Николай Ге. Мраморная пильня в Карраре. 1868
Николай Ге. Мраморная пильня в Карраре. 1868

«Тайная вечеря» в Русском музее

В собрании Русского музея многие обличительные картины пронизаны проблемами социально-критического характера. Прочтение Николаем Ге евангельской легенды о тайной вечере стало сенсацией для посетителей выставки 1863 года в Петербургской академии художеств.

Николай Ге. Тайная вечеря. 1863
Николай Ге. Тайная вечеря. 1863

Петр I допрашивает царевича Алексея

Отношение к историческому жанру как к некоей реальности, заново переживаемой и воплощаемой художником Николаем Ге, стало обычным для художников-передвижников. Противостояние двух мировоззрений делает картину «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» напряженной, заставляет вглядываться в неё.

Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1872 (Повторение одноименной картины 1871)
Николай Ге. Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе. 1872 (Повторение одноименной картины 1871)

Передвижники

В конце 1860-х годов, вернувшись в Россию, Ге стал одним из инициаторов создания Товарищества передвижных художественных выставок. На Первой передвижной выставке Ге показал свою работу «Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе». Картина была встречена с большим интересом. Вокруг нее разгорелись споры. Полотно сразу приобрел Павел Третьяков, и теперь оно считается одним из известнейших русских исторических произведений.

Русский музей. Зал произведений Николая Ге
Русский музей. Зал произведений Николая Ге

Николай Николаевич Ге внес огромный вклад в развитие русской живописи, его произведения портретного, пейзажного, исторического жанров, написанные с необычайной взволнованностью, наполнены эмоциональным содержанием, никого не оставляли равнодушным.

Произведения Николая Ге
Произведения Николая Ге

В предыдущих публикациях вы увидели картины из Третьяковской галереи и Русского музея художников-передвижников портретного жанра: Ивана Крамского, Василия Перова, Ильи Репина, Валентина Серова и сегодняшняя статья о Николае Ге завершает серию "Художники-передвижники (портретисты)".

Следующая публикация будет посвящена выставке выдающегося мастера исторической живописи, легенде русского искусства Василию Ивановичу Сурикову. Выставка «Василий Суриков. К 175-летию со дня рождения» состоялась в Русском музее (корпус Бенуа) в Санкт-Петербурге.

Не пропускайте публикации! Впереди много интересного!

Подписывайтесь на мой канал «Музеи и Выставки: картины и художники»!

Читайте Статьи, смотрите Видео, ставьте Лайки, пишите Комментарии, пересылайте Друзьям!

Мой канал в Дзене - ссылка: dzen.ru/19n51m16k02

Телеграм-канал – ссылка: t.me/nmk1602

ВКонтакте - ссылка: vk.com/@id98572617

С вами, Надежда Коваленко