Первый и единственный трижды Герой Советского Союза, немцы боялись его настолько, что когда Покрышкин был в небе, всем молодым летчикам отдавали приказ вернуться на аэродром.
Чем же был страшен этот советский летчик?
Александр Иванович Покрышкин родился в обычной рабочей семье в Новосибирске в 1913 году. Как и многие мальчики, с самого детства от мечтал стать летчиком. После школы сначала пошел работать на стройку, затем был призван в армию. В 1933 году окончил Пермскую авиационную школу. Войну встретил в 55 истребительском авиационном полку.
Мог попасть под трибунал
Казус в первые дни войны могли обернуться для летчика полным провалом в карьере, ведь он сбил «своего» же летчика. Оказалось, что в первые военные дни на небо пустили новые советские СУ-2, Покрышкин просто не узнал новый самолет.
Но всё обошлось, потому что летчик сбитого самолета выжил и стало понятно, что новый самолет сложно было узнать в первые дни военной неразберихи.
А новаторский характер Покрышкина чуть не отправила его под трибунал. В 1942 году, когда его уже все знали, как отличного летчика. Дело в том, что летчик был убежден, традиционные тактики боя на истребителе давно устарели и нужно вводить новые, на этой почве у них возник конфликт с командиром полка Исаевым, который не разделял его точку зрения.
- А когда конфликт перелился в открытую стычку в офицерской столовой, Исаев накатал целое дело на Покрышкина, направил в военный трибунал, снял с партии и должности летчика, однако комиссар полка Михаил Погребной и генерал Николай Науменко не хотели терять ценного летчика и вернули ему все должности, жалование и партбилет.
Разрабатывал собственную тактику прямо во время боя
У Александра Ивановича была целая лаборатория в его маленькой землянкой, которую сослуживцы называли «академией Покрышкина», у него было куча чертежей и расчетов по технике боевых полетов.
Свои теоретические знания он и применял на практике. Она отличалась техникой резкого набора высоты на большой скорости, маневр, за которым следует огонь. Привычной же тактикой для всех летчиков до него была горизонтальная атака.
- Например, Покрышкин уже знал тактику немецких истребителей, которые любили наносит неожиданный удар в спину и резко набирал высоту, переваливал его и пикировав, летел прямо в атаку.
- Во время боя он старался подбить ведущий самолет, а лишь потом ведомые. А если видел, что товарищ в беде, то тут же устремлялся на помощь. Все атаки он проводил с неожиданных углов – сверху, снизу, либо летя прямо в лоб и в каждой атаке он за секунду претворял в действие единственно правильное решение.
В 1943 году приемы, которые он придумывал прямо во время боя «скоростные качели», «соколиный удар» и «кубанская этажерка» были распространены на весь фронт и стали переломными в войне с врагом.
Как оказалось «скоростные качели» Покрышкином было интуитивным воплощением теории игр, которые были разработаны лишь спустя 20 лет.
Покрышин прошел всю войну. На его счету 650 вылетов, 156 боев в воздухе, 59 лично сбитых вражеских самолетов и 2 сбитых самолета в группе. Немцы его боялись, как огня. И если они узнавали, что Покрышкин в воздухе у немцев поднималась паника. По радиосвязи они истерично кричали «Внимание, внимание! Покрышкин в воздухе!». Иногда советские летчики специально пускали такой слух как только могли, и немцы сами себя доводили до истерики.
К своим ученикам Покрышкин относился с особой заботой, по найденным записям, на самом деле им было подбито 116 вражеских самолетов, но он «дарил» их своих ученикам, чтобы подбодрить их и замотивировать на результативный бой.
Никогда не матерился, но все летчики боялись его слова «Слабак!», что означало полным провалом в боевом вылете. Если же Александр Иванович говорил «Нормально.», то все знали, что это высшая похвала от него. А за всю войну не погиб не один ведовый Покрышкиным ученик, чем он сам очень гордился.
Тридцать летчиков- учеников были удостоены звания Героя Советского союза, еще шестеро получили Золотых звезд дважды.
Хватало в жизни аса и мистики, например, часто вражеская пуля пролетала в полсантиметре от него или то, что он никогда не терял сознание от высокоскоростных нагрузок, как это бывало у других. Родные считают, что на это все повлияло день его рождения 6 марта, это день иконы Божьей Матери «Благодатное небо».