«Битлджус» – кино, без которого мне сложно представить свое детство. Помню, как завороженно ставил кассету в проигрыватель и в десятый раз подряд смотрел, как герои врезаются в красный мост, а затем погружаются в бюрократический лабиринт загробного мира. Но для меня «Битлджус» не только напоминание о беззаботном времени, но и возвращение в приятное чувство, когда я создал почти двухчасовой выпуск про Тима Бертона на ютубе.
С тех пор прошло немало времени, но я по-прежнему дорожу этой работой. А сегодня я хочу с радостью сообщить, что продолжение фильма получилось ничуть не хуже.
36 лет прошло с тех пор, как Тим Бертон выпустил комедийное фэнтези про несчастную пару, небрежным образом попавшую в загробный мир. Тогда Бертон удивил публику самобытным стилем, в котором чувствовалась подлинная творческая свобода. Так началось его восхождение как автора мрачных сказок, приглашающего в завораживающие миры. Но судьба и Бертону преподнесла свое приглашение – от корпорации Disney.
Отношения со студией продлились не одно десятилетие, но к финалу обрели горький привкус. С каждым новым фильмом Бертон ощущал все более давящую руку студии: его творческая свобода угасала, а неповторимый стиль терял яркость под гнетом корпоративных стандартов. Спасательная таблетка пришла от Netflix, когда те затеяли долго напрашивающийся сериал «Уэнсдей». «Битлджус Битлджус» – второе спасение, хулиганское и во многом похожее на оригинал.
К продолжению вернулся не только Бертон, но и его актерская банда. Майкл Китон вновь куражится в образе сумасшедшего клоуна, Вайнона Райдер примеряет готическую прическу из детства, Кэтрин ОʼХара продолжает тенденцию эксцентрично решать любые вопросы. К составу также присоединились новички: Уиллем Дефо примеряет забавный грим, чуть более карикатурный, чем из «Бедных-несчастных»; Моника Беллуччи, нынешняя возлюбленная автора, по истории бывшая жена Битлджуса (ну, конечно, а как еще?); Дженна Ортега словно и не уходила с площадки «Уэнсдэй». За музыкальную атмосферу отвечает Дани Элфман – верный друг Бертона, чьи мелодии идеально сочетаются с сумасшедшими выдумками режиссера.
За продолжение фильма отвечала студия Warner Brothers., и, возможно, именно поэтому все смелые идеи, созданные в первом фильме, умножаются в несколько раз во втором. Безумный и абсурдный мир мертвых выглядит еще более расширенным и пускающимся в пляс. Конфликт теперь строится не только между мертвыми и живыми, но и усложняется семейными драмами.
Во всем остальном фильм Бертона выглядит и ощущается ровно таким, каким мы его увидели в изначальной версии 1988 года. Минимум графики, нарочито гротескные образы и простая анимационная стилистика – Тим Бертон намеренно отказывается от графического прогресса, чтобы сохранить тот сказочный мрачный мир, на котором выросло несколько поколений.
На экране полным-полно звезд, но главные герои ленты – гримёры, костюмеры и декораторы, воплотившие все самые креативные задумки из загробного мира. Смерть здесь обретает бесконечное разнообразие: одного разделили на части и поместили в коробку, другого поедают пираньи, третий лишился верхней половины тела, поглощенной акулой.
Загробные жители здесь подаются на любой «вкус», и их такое обилие, что порой так и хочется поставить кино на паузу, чтобы рассмотреть всех более детально. В какой-то момент ловишь себя на мысли, что каждая сцена по-своему трогательна, безумна и вызывается ощущение, будто снова возвращаешься в детство, беззаботно наслаждаясь красочным и фантастическим зрелищем.
Бертон вернулся к истокам, вновь заманив нас в царство мертвых. Для него смерть – не только возможность пофантазировать над образами и декорациями, но и напомнить, что к ней можно относиться чуть проще.
И хотя никто не знает, что ждет нас после смерти, на территории художника мир мертвых кажется удивительным местом, в котором кипит больше жизни, чем в мире живых.
_______________________________________________________________________
Спасибо за внимание! Если вам понравилась статья, ставьте палец вверх, пишите комментарий, подписывайтесь на канал − и уже скоро увидимся! Также подписывайтесь на телеграм-канал, где я пишу отзывы на кино✨