Рецензия на книгу
«Эллинистическая астрономия: наука в ее контексте» под редакцией Алана С. Боуэна и Франчески Рохберг.
©️Издатель-Brill,2020,всего страниц-751
Коллективная монография известных учёных: Tracey Rihll, Клаус Геус, Dennes W.Duke, Alan C.Bowen,Wolfgang Hübner,Clemency Montelle, Глен Роберт Ван Бруммелен, Nathan Sidoli, Джеймс Аллан Стюарт Эванс,Anthony Spalinger ,Мика Т. Росс,Роберт Ханна,Стаматина Мастораку,Dorian Gieseler Greenbaum,Alfred Schmidt,Stephan Heilen,Джеймс Вандеркам,Helen R. Jacobus,Nicola Denzey Lewis,Сиам Бхайро,Кристиан Вильдберг,Giuseppe Cambiano,James Wilberding,Герман Хунгер,Мэтью Оссендривер,Francesca Rochberg и др.
Это историки античности,профессора классической филологии,географы,доктора философии,исследователи истории точных наук в греко-римскую античность,профессора математики и классических наук,специалисты по истории тригонометрии и исторических приложениях математики в астрономии,философы математики,теологи,профессора классических ближневосточных и религиозных исследований,философы религии и социологии,профессора богословия,специалисты в области живой религии и раннего христианства,материальной культуры поздней античности Римской империи,ассириологи и востоковеды,культурологи и т.д.
☑️Эта книга позволит вам собрать максимум информации по теме исследования,заявленной в названии. Это исторический анализ для которого авторы взяли сверхдлинный эллинистический период для хронологической структуры (приблизительно с 300 г. до н.э. до 750 г. н.э.),объяснив это,что хронологические рамки определяются не отдельными политическими поворотными моментами, а скорее развитием внутри науки, рассматриваемой как транскультурный феномен совместного знания.
☑️том разделён на три части: 1-Технические требования; 2-Наблюдения, инструменты и проблемы; 3- Контексты.
☑️Обширный диапазон источников,выкладки древних текстов (один опубликую в конце рецензии)! Текстовые свидетельства эллинистической астрономии происходят из табличек,папирусов,остраконов,колофонов (артефактов,надписей и граффити) из Селевкидской Вавилонии, Птолемеевского Египта и Македонской Греции, а также из римского Ближнего Востока! А также книга снабжена множеством поясняющих рисунков,иллюстраций,схем и фотографий.
✅ВАЖНОЕ УТОЧНЕНИЕ- древние,и астрономию и астрологию,рассматривали как настоящие науки, и даже как аспекты одной и той же науки, несмотря на различный эпистемологический охват. До позднего возрождения термины АСТРОНОМИЯ и АСТРОЛОГИЯ были взаимозаменяемы. Строгое различие между астрологом и астрономом возникло только в 18 веке (Hubner 1989). Поэтому,пусть вас название книги не вводит в заблуждение - «Hellenistic Astronomy- The Science in Its Contexts»,т.к. авторы раскрывают удивительные нюансы и переплетения астрономии и астрологии в разных контекстах (от медицины до сельского хозяйства),где,подчас,ведущая роль-отдаётся астрологии!
Книга подойдёт очень глубоким почитателям и исследователям этих наук,я бы сказала,что для самого продвинутого «пользователя»,но не буду этого говорить,т.к. есть уникумы,которые сразу в омут с головой,ещё есть дерзкие и алчущие умы,поэтому,дерзайте!
50 коротких тезисов,что ВЫ УЗНАЕТЕ:
1- ВЫ УЗНАЕТЕ про эллинистические геодезические инструменты
2- ВЫ УЗНАЕТЕ почему «сезонные часы» широко использовалось в астрологии,в то время,как астрономы предпочитали использовать «часы равноденствия».Как и в чём измерялись эти часы.
3- с помощью какого инструмента К.Птолемей проецировал на плоскость основные компоненты небесной сферы,чтобы решить многие вопросы с помощью сферической тригонометрии,например,время восходов знака зодиака на географической широте. И какие ещё инструменты использовал К.Птолемей.
4-Возникновение индивидуального гороскопа вместе со стоической философией. И как Египет объединил традиции вавилонской и греческой астральной науки в эллинистическую систему.
5-Как вавилонская традиция передавалась греческой аудитории.
6-Как Селевкиды,Лагиды (Птолемеи) и Атталиды окружили себя придворными астрологами,например,Трассил служил Тиберию,а его сын-Бальбилл,служил Клавдию,Нерону и Веспасиану.
7- Про два глобуса: sphaera solida и sphaera armillata
8- Что такое героический гекзаметр и как он связан с традицией оракулов
9- Про 5 типов астрологии: натальная/генеалогия,католикон/универсальная,катархическая,хорарная,декумбитура.
10- почему В.Валент утверждал,что массовая смерть во всех крупномасштабных бедствиях (война,пожары,кораблекрушения и т.п.) предвосхищена во всех индивидуальных гороскопах. А К.Птолемей утверждал,что универсальные причины имеют приоритет над индивидуальными.
11- гороскоп Ромула и гороскоп«Основания Рима» или как Луций Тарутий (древнеримский знаток астральных наук,т.е. астролог,математик и философ) представил Варрону (римский учёный-энциклопедист и писатель) 3 различных гороскопа: зачатие Ромула,рождение Ромула и основание Рима (04.10.754 до н.э.)
12-что говорит Библия об звездочётах/астрологах и гадателях. Узнаете про астрономическую книгу Еноха (гл.72-82) и что такое Регистры Мишмарот и как связан с ними 6-летний цикл. А также про свитки мёртвого моря.
13- как Юстин Мученик бросил вызов стоическому детерминизму! Из стоицизма возникло понятие Судьбы (стоический термин для Судьбы- εἱμαρμένη),и ведь не просто так индивидуальный гороскоп возник в одно время со стоической философией! В конечном итоге, понятие Судьбы сливается с астральным фатализмом. Да и сама астрология всегда вызывала возражения из-за своего политеизма и её коннотаций неизбежно-астрального фатализма,которые быстро стали обозначать основы пессимистической космологии. Так есть ли этот «свободный выбор» для христиан?
14-Как экзегетический спор христианских мыслителей на протяжении столетий стремился определить,служила ли Вифлеемская Звезда,натальной Звездой Иисуса! Ведь персидские астрологи (волхвы)не просто так следовали за Вифлеемской Звездой.И как технический язык,заимствованный из астрологии,проник в Библию.
15- Про библиотеку Наг-Хаммади и собрание папирусных кодексов,которые содержат астрологические идеи,например: Свидетельство Истины (гностический христианский текст),апокриф Иоанна (гностическая апокрифическая рукопись),Евангелие Египтян (гностический апокриф).
16-Почему крещение является средством спасения от астрального рабства,как символ перерождения и чистого листа (Tábula rása),хочу особо отметить эту глубокую мысль! Что всё,что было до христианского таинства Крещения-небыль,т.е. отменяется.
17- Сифианский гностицизм и Евангелие от Иуды из кодекса Чакос- этот текст раскрывает обширную и беспрецедентную астральную теологию. Ближайшая концептуальная параллель Евангелия от Иуды в христианском каноне это «Книга Откровения».
18- Про христианство и астрологию/астрономию в 1,2 и 3 веке н.э.
19- Пистис София (текст из коптского кодекса Аскью) расскажет,как Спаситель повернул космический полюс «во спасении всех душ»,тем самым нарушив пространственные отношения между созвездиями и планетами,НО оставил шифр достаточно умным астрологам.
20-почему Мефодий Олимпийский обратился к теме судьбы,поднятой астрологией,заключив,что её нет,а саму веру в Судьбу он считал гнусным изобретением греков. В христианских апологетических сочинениях,астрология- это греческое ремесло (τέχνη).
21-как Гинза Рабба (священное писание мандеизма ) относится к созвездиям и их называет. Как 3 планеты (Меркурий,Марс и Сатурн) связаны с тремя авраамическими верованиями (ислам,иудаизм и христианство).
22-Про астральный дискурс в философской герметике- Corpus Hermeticum (CH). И как жизнеспособность и практика астрологии,получают в нём метафизическое основание,про мифическую фигуру Гермеса Трисмегиста. Митохондриальная Ева (общая проматерь всех людей) генетиков или ↔️Изначальный Андрогин герметистов? Основные доктрины Герметики связаны с монотеистической религией солнечного света эпохи Эхнатона (фараон 18 династии),а вот латинская версия Асклепия утверждает политеизм(deorum genera multa sunt),точка зрения,резко контрастирующая с монотеизмом основной части Герметики. В СН,судьба отождествляется с железной необходимостью. А то,что герметические тексты имеют египетские истоки,то для учёных это вопрос дискуссионный.
23-как Иоанн Стобей (византийский писатель 5 в.) в своей Антологии (4 книги извлечений,изречений и наставлений) утверждает,что без астрологии невозможно быть счастливым,т.к. она позволяет душе найти свой путь. В каком то смысле этот текст представляет собой нечто вроде поэтической вершины астрологических рассуждений в дошедшей до нас философской Герметике. А кульминацией позднего герметизма является астрология!
24-как философ-стоик 1-ого века до н.э.- Посидоний,различал натурфилософию и астрономию,беря свои исходные положения от Аристотеля и как защищал дедуктивную структуру «Начал» Евклида. И Августин,и Боэций считали Посидония представителем строгой астрологии,в которой звёзды считаются не только знаками,но и причинами событий.
25- Про Вавилон: его единицу длины в метрологии,про солнечно-лунный период/Календарь,про вавилонское название месяцев,про центральное понятие Вавилонской математической астрономии и в каких единицах выражались в математической астрономии временные интервалы и расстояния на небе. Про Лунную теорию в системах А,Б (основные) и К.
26-в каком веке до н.э. вавилонские астрономы изобрели зодиакальный круг,разделив эклиптику как путь Солнца равный = 12 сегментам по 30 UŠ (вавилонские градусы). Про аккадский технический термин для обозначения зодиакального знака.
Здесь я позволю ответ сразу- клинописные тексты в 5 веке до н.э.,свидетельствуют о стандартизации зодиака как пояса на небе,состоящего из 12 частей,шириной по 30´ каждая. Профессор Берлинского университета Гумбольдта,Мэтью Оссендривер,расскажет вам,что примерно с 600 г.до н.э. по 400 г.до н.э. были введены 12 зодиакальных знаков по 30’ каждый,после чего математическая астрономия стала вторым методом предсказания.
27- почему эпоха Ахеменидов была особенно новаторским периодом для вавилонской науки,чем следующая эра Селевкидов.
28-ранее я писала про центральное понятие Вавилонской математической астрономии,а что является основой вавилонской математической астрономиии как индийская астрономия применила эту исключительно вавилонскую единицу?
29-Про дневниковый архив Вавилона,который был составлен с 747 до н.э. по середину 1 века до н.э.,где отображаются каждодневные положения Луны и планет.
30-Про Вавилонские периоды целевого года,засвидетельствованные в так называемых текстах «Целевого Года» и как отношения планетарных периодов из этих текстов-эфемерид обнаружены в гораздо более поздней индийской астрономии,например,в «Панча-сиддхантике» Варахамихиры (гл.17, 6 в.н.э.).
Когда Гиппарх ввёл в греческую астрономию вавилонские числовые параметры,он помог установить количественную основу для греческих кинематических гипотез для луны и планет,ведь Лунные эфемериды - самое замечательное достижение вавилонской астрономии!
31-Про один из самых важных параметров вавилонской астрономии (М:m)и как он связан с географической широтой местности и как этот параметр заимствовала греческая математическая география,немного его модифицировав,но сохранив примат вавилонских арифметических типов систем А и В. И это прекрасный индикатор культурных контактов,зародившихся в конечном счёте в Месопотамии,есть масса свидетельств о широком характере вавилонской передачи.
32- Про «Рынок Древностей» или 450 клинописных астрономических табличек из Вавилона,где использовались передовые математические алгоритмы для вычисления астрономических величин,тексты,написаны в период с 450 г. до н.э. по 50 г.до н.э. и классифицируются как корпус вавилонской математической астрономии.
33-появление количественных данных в MUL.APIN (около 1000 г.до н.э.),+ даты гелиакических восходов созвездий. А также узнаете,что подразумевает под собой термин- нормальные звёзды,который фигурирует в вавилонских альманахах.
34- в письмах и отчётах ассирийских и вавилонских учёных 7 века до н.э. ассирийским царям,мы находим астрономию на службе интерпретации небесных предзнаменований, но вавилонские тексты не знали разницы между астрономией и астрологией,ни в терминологии,ни в понятии. Было только знание небес! «Энума Ану Энлиль» был основным сочинением к которому обращались месопотамские прорицатели для толкования небесных знаков для своего царя.
35-узнаете имена 3-х известных вавилонских астрономов,которых также упоминал Страбон [Геогр.16.1.6]. Как астрономы из клана Мушезиб занимались всеми основными формами астральной науки(небесные предзнаменования,зодиакальная астрология,математическая астрономия и наблюдения),таблица эпоса о Гильгамеше также написана астрономами этого клана.
36- Про самый ранний из сохранившихся гороскопов,найденный в Вавилоне,который датируется 410 г.до н.э.
37- Francesca Rochberg расскажет вам про путь Луны через 18 созвездий.
38-как поиск исчисления ночного времени привёл астрономов к созданию таблиц восхождений зодиакальных знаков.
39- арифметические методы вавилонян против тригонометрии эллинистических астрономов. Несмотря на появление более сложных и точных тригонометрических подходов,арифметические методы продолжали использовать,особенно греческими и римскими астрологами,например,метод Гипсикла с пространственными степенями (μοῖραι τοπικαί) и степенями времени (μοῖραι χρονικαί). Но сферическая тригонометрия была фундаментальным методом для определения местоположения объектов в небе.
Греческие астрономы работали через посредство геометрических гипотез,преобразовывая геометрические представления в астрономические предсказания. Важно было преобразовывать координаты на сфере в одну из 3-х окружностей:равноденственную,зодиакальную и эклиптическую.
К.Птолемей эффективно использовал идеи стоической эпистемологии и для него руководящие принципы астрономической теории достигаются путём размышлений о явлениях,а не размышлений о природе или субстанции лежащих в основе их объектов. Сама теория развивается посредством того,что стоики называли когнитивным чувственным представлением,где эти чувства представления или наблюдения используются для количественной оценки геометрических гипотез,которые и позволяют обьяснить явления. Для Птолемея гипотеза- это не предположение,а количественная геометрическая модель,которая использует математику для получения результатов,согласующихся с наблюдениями.
40-Введение эксцентрических и эпициклических моделей для спасения явлений,т.е. астрономическая теория должна так интерпретировать явления,описывать их в количественных терминах,чтобы эти описания согласовались с астрономическими наблюдениями.
41-Синодический цикл внешних и внутренних планет (который немного сложнее,чем цикл внешних планет,т.к. внутренние планеты имеют 2 периода невидимости)
42-чем отличается интеркаляция от интерполяции
43- для раннего христианства,астрология и астрономия были аналогичными терминами и следуя еврейской апокрифической традиции,знаниям о звёздах людей научили падшие ангелы,христианская идея о том,что астрология была демоническим знанием,восходит к 2-м влиятельным текстам: «1 Енох» и толкование Бытия 6:1-4 Филона Иудея (Александрийского). Для Филона астрология включает в себя халдейскую науку астрального гадания.
44- Про Египетский Календарь и название месяцев. Про то,как столица Птолемеев-Александрия,стала центром научной деятельности и служила для развития интеллектуальной культуры,а вместе с ней и объединённых астральных наук,астрономии и астрологии.
45- в древнем Египте,как до,так и во время эллинистического периода,астрономия была тесно связана учёным жреческим классом.Так,храмовая библиотека 2 века н.э.,такая как сейчас папирусный архив Тебтуниса,содержит множество астрологических трактатов,оперирующих зодиакальными созвездиями,а также имеются 6 древних копий «Основ курса звёзд»— этот трактат впервые положительно засвидетельствован около 1290 г. до н.э.,но учитывая определённые лингвистические и астрономические критерии,он,по-видимому,датируется 3 или,самое позднее,началом 2-ого тысячелетия до н.э.
Среди самых последних датированных надписей в храмах Дакки и Филе есть 3 граффити 3 века,на которых записан титул жреца «Пророк Сотиса,надзиратель за движением Луны,жрец 5-ти живых звёзд (т.е. планет),который знает время затмений Солнца и Луны».
46- узнаете,почему астрономо-астрологические знания в древнем Египте принадлежали к самым продвинутым предметам,которые мог изучить храмовый жрец и на каком месте стояли эти специальные знания в «Книге Храма» (которые составлялись в эпоху Среднего Царства). Астрономические наблюдения также использовались для ориентации храмовых построек.
Составление гороскопов было важным занятием жрецов до упадка египетского храма и его культурной жизни,о чём свидетельствуют остраконы (глиняные черепки) из Нармутиса.
47- Антикитерский механизм
48- а также вы узнаете сколько документальных,а сколько литературных источников в греко-латинском корпусе гороскопов,их авторов,т.е. астрологов.
Здесь я позволю неполный ответ: документальная выборка состоит= из 169 греческих+ 1 латинский; выборка из литературных источников = 177 греческих и 7 латинских; общее кол-во 353.
49- Про то,что существовала не только Лунная четвёрка,но и Лунная шестёрка (Lunar six) и как этот показатель был важен для целей календаря. Про множество гностических сект:наасены,мандеи,сифиане и как они связаны с астрологией/астрономией.
50- Про Метанический и Каллипический циклы;Про солнечные (гномон) и водяные часы (клепсидры).
Климент Александрийский в Строматах (кн.6.4) писал:
Вослед за певчим шёл ὡροςκόπος - астролог,наблюдатель времени,держа в руках горолог (солнечные или водяные часы) и пальмовую ветвь- астрологические символы.
☑️Отрывок,взятый у К.Галена (древнеримский хирург и медик),цитируемый в этой книге в разделе декумбитуры (медицинская астрология);который повествует о Луне (в определённом знаке и фазе) и её злоключениях (соединение,квадрат и диаметр) с Марсом и какие последствия в виде болезней могут быть,если Луну не спасут благодетели (Юпитер и Венера)—
ἐὰν δὲ τῆς ☾οὔςης ἐν τοῖς ἀριθμοῖς καὶ τῷφωτὶ αὐξούςης, ♂ςυνόντος ἢ□ ἢ
☍, ἔςται ἡκαταρχὴ τῆς νόςου ἀπὸ πλήθους, οἰνοποςίας καὶ ὠμότητος. ἄρχεται γὰρ ἀπὸ τῆς διατρίτου ἡνόςος αὔξειν. ἐπιτάςεις δὲ νυκτὸς ἔςονται καὶ πυρώςεις τοῦθώρακος. καὶ παρα- κοπὴ τῶν λογιςμῶν καὶ φρενῖτις. καὶ περὶ τὴν κεφαλὴν ςφήνωςις. καὶ πυρε- τοὶ καυςώδεις, καὶ δίψα, καὶ ἐπιθυμία οἴνου, καὶ ςφυγμοὶ ἐπῃρμένοι, τούτοις ἁρμόςει ἡτοῦαἵματος ἀφαίρεςις καὶ πάντα τὰ δυνάμενα καθελεῖν τὴν ἕξιν.
ἐὰν οὖν ἀγαθοποιοὶ μὴ ἐπιθεωρήςωςι τὴν ☾, ἐν τῷπρώτῳ□ τελευτήςει. ἐὰν δὲ ἀγαθοποιοὶ ἐπιθεωρήςωςι τὴν ☾, παραλ- λάξας τὴν ☍κινδυνεύςας ςωθήςεται. ἐὰνδὲτῆς☾οὔςηςμετὰτοῦ♃ἢ♀ἢ□
ἢ☍κατακλιθῇτις κἂν ἐν οἵῳδήποτε ζωδίῳκατακλιθῇτις μέχρι τῆς αʹ □
ἢτῆς ☍ςωθήςεται. πολὺ δέ τι καὶ ἡὥρα ςυμβάλλεται ἐν τῇκατακλίςει. [Kühn 1821–1833, 19.568.6–569.3; Rovati 2018, 118, 120]
©️Последний Халдей #ПоследнийХалдей (Шишкина Д.С.) или Пророк Сотиса,надзиратель за движением Луны,жрец 5-ти живых звёзд ,который знает время затмений Солнца и Луны 🧙♀️
Астрологические консультации 👉 https://m.vk.com/posledniy_khaldey
#астрология #астрономия#Hellenistic_Astronomy_The_Science_in_Its_Contexts
#Эллинистическая_астрономия_наука_в_ее_контексте
https://archive.org/details/bowen-rochberg-2020-hellenistic-astronomy-the-science-in-its-contexts/Bowen%20%26%20Rochberg%202020%20Hellenistic%20Astronomy%2C%20The%20Science%20in%20Its%20Contexts/page/124/mode/2up