Найти тему
Лахта Центр

НОВАЯ ГОЛЛАНДИЯ: ОСТРОВ ВЕЗЕНИЯ

Новая Голландия вытащила счастливый билет и за несколько лет реконструкции превратилась из памятника с непростой судьбой в живое и комфортное пространство, без которого невозможно представить современный Петербург. До этого ей повезло стать «городом в городе» при Петре, избежать застройки жильем перед революцией, почти без потерь пережить XX век. В день рождения Новой Голландии мы осматриваем новые и старые достопримечательности рукотворного острова в компании Дмитрия Мантурова.

-2

А в городе том сад

-3

В Новой Голландии первым делом попадаешь в парк, которого могло и не быть. По проекту реконструкции со стороны Адмиралтейского канала планировался музей современного искусства, но быстро стало ясно, что новый парк горожанам нужнее нового музея. Вдоль канала высадили ряды лип, чуть подальше разбили травяной сад с зарослями злаков в человеческий рост. А слева устроили Садовую аллею, где чувствуешь себя то ли в оранжерее, то ли на даче.
Аллеи и травяной сад обрамляют большую лужайку, на которой вроде бы ничего нет, кроме газона. Но именно она — главное место действия. На лужайке работают и общаются, устраивают пикники и принимают солнечные ванны, бросают фрисби, читают, смотрят кино на большом экране. Наконец, созерцают проплывающие облака, устроившись в удобных садовых креслах.

-4

Как строились лодки

-5

На дальнем конце лужайки виднеется остов корабля внушительных размеров. Детская игровая площадка «Фрегат», повторяющая конструкцию корабля «Петр и Павел», за несколько лет превратилась в отдельную достопримечательность. Внутри фрегата веревочные трапы, канаты, гамаки, есть даже штурвал и подзорная труба.
Оригинальный «Петр и Павел» построили в конце XVII века в Амстердаме. Среди строивших был царь Петр, приехавший в Голландию во время Великого посольства и получивший за эту работу аттестат корабельного мастера. Сама же Новая Голландия с петровских времен была частью Адмиралтейских верфей. Здесь хранили корабельный лес и строили небольшие суда: шхуны, дозорные и канонерские лодки.

Ветер перемен

-6
-7

Кирпичные корпуса с огромными арками, стоящие по берегам Крюкова канала и Мойки, проектировались как лесные склады. Архитектор Савва Чевакинский предусмотрел возможность хранить лес вертикально: так было проще просушить древесину. Арки поначалу завесили парусиной, чтобы не мешать циркуляции воздуха вокруг сохнущих бревен. Но после того как эти гигантские занавески попались на глаза гуляющей по Мойке Екатерине II, пришлось срочно придумывать вентилируемые двери.
Сегодня два складских корпуса еще реставрируются, а третий под названием «Дом 12» открылся для публики. Арочные проемы закрыли новыми деревянными конструкциями, выполненными по оригинальным чертежам. За аркадой «Дома 12» — рестораны и кофейни, коворкинг с лекционным залом и библиотекой. На третьем этаже работает галерея цифрового искусства «Цифергауз».

Французский шик

-8

Оформить фасады складов пригласили француза Валлен-Деламота. Он придумал скруглить углы зданий, сделав плавными переходы между корпусами, и перекинуть арки над каналами, по которым в Новую Голландию заходили грузовые суда. Арку в итоге построили только со стороны Мойки, зато она стала одним из открыточных петербургских видов.
Чтобы рассмотреть арку Валлен-Деламота, придется покинуть Новую Голландию и переместиться на набережную Мойки, сейчас наполовину перекрытую строительным забором. Но даже он не мешает оценить пиранезианский размах сооружения, рассмотреть расчищенную кирпичную кладку и то, как искрится на солнце гранит рапакиви, из которого сложены стройные колонны.

-9

Фото: Антон Гаврилов

#большаяпрогулка