Музей «Малые Корелы», расположенный на живописных холмах среди елового леса с получасе езды от Архангельска, выглядит, как киносъемочный городок.
Режиссер фильма «Распутин» Жозе Дайян много пересмотрел мест в России в поисках «натуры». Увидел «Малые Корелы» и воскликнул: «Это же настоящий Голливуд!».
Режиссеры охотно снимают здесь свои исторический фильмы и волшебные сказки. Исторические фильмы о Распутине, Ломоносове, Петре Первом, фильмы по мотивам сказок Степана Писахова, сказку про Ледяную внучку Снегурочку (1980 и 2023 года) снимали в музее «Малые Корелы».
И как же не снимать, ведь здесь такая «натура»!
Колоритные настоящие деревенские избы, большие – пяти- шестистенные, построены в основном в 19 веке.
Самая красивая и огромная (почти 600 кв м) изба еще и самая старинная из жилых построек музея. Дом Пуховых построен в 1812 году.
Жилая часть объединена в доме не только с зимней и летней, но еще и с хозяйственной частью. Так нужно было из-за холодного климата, поэтому и избы такие большие в деревнях на севере. Большое семейство Пуховых было трудолюбиво и жило в достатке. Пуховы были богаты, владели землей, скотом (7 коров, бык, овцы и другая живность). Мужчины (5-6 взрослых мужчин постоянно проживало) занимались еще и охотой.
У хозяина был отменный вкус, дом красиво декорирован. Особенно красиво смотрятся резные доски-причелины на фронтоне. На стыке причелин находится лучевое солнце, местное название его – «ветренница». Солнце вместо традиционного оберега -полотенца. Наличники украшает накладная резьба, на филенках ставен вырезаны вазоны с цветами.
Купола деревянных церквей и колоколен выглядят, как из серебра. Я читала, что иностранцы, приехав в Россию, видели такие купола и удивлялись, насколько богат русские, что даже купола из чистого серебра. А серые купола из осины на солнце так похожи на серебро. В 15 веке даже татары, захватив Суздаль, пытались снять «серебряные» листы.
Красивая Вознесенская церковь очень старинная, 1699 года постройки.
Стоящая рядом колокольня значительно моложе, она построена в середине 19 века.
У колодцев, которых в музее несколько, разных форм, легко представить себе сценку. Как молодые красавицы девушки пошли за водой, встретились у колодца и разговорились. О деревенских приглянувшихся им парнях, о нарядах, о предстоящих посиделках…
Колодец-журавль
Колодец с воротом
А сколько в музее разных мельниц!
А вот в чистом поле «скачет» гигантский красный конь на длинных ножках. Это мезенская лошадка главный символ росписи, использовавшейся с 19 века мастерами Архангельской губернии для декорирования деревянных изделий, в первую очередь прялок.
Я немало видела таких музеев под открытым небом. Была даже в самом первом скансене в Швеции. Есть с чем сравнивать.
Музей «Малые Корелы» мне понравился и удивил некоторыми особенностями. Объясню, чем.
Во-первых, площадь музея огромна, почти 140 га, в музей деревянного зодчества свезли из разных мест Архангельской области около ста самых ярких образцов традиционных деревянных северных построек.
Музей разделен на четыре сектора – Онежско-Каргопольский, Двинской, Пинежский и Мезенский.
Ландшафт территории довольно холмистый. Из первого сектора Онежско-Каргопольского нужно перейти в следующий через овраг, по дну которого течет ручей. Перейти можно по длинному деревянному мосту с высокими лестницами.
Думаю, что мамам с колясками и детьми будет сложно перебраться по таким лестницам.
В музее много деревянных изб, особенно мне понравилась огромная изба крестьян Пуховых.
Или вот эта изба с нарядным балконом.
Удивила меня изба старообрядцев.
Дом старообрядцев Русиновых выглядит нарядным и украшен очельем, редким и древним элементом оконного украшения.
Внутри дома есть молельня, отдельное узкое и небольшое помещение для уединенной молитвы.
В Мезенском секторе есть место, где от набережной к реке ведут спуски, на склонах стоят амбары, а ближе к воде – бани.
На мостках стоит колодец.
Все эти сооружения выглядят необычно, живописно. Отсюда открывается великолепный вид на реку, на зеленые дали.
В Пинежском секторе стоят небольшие избы. Пинежье – суровый таежный край. Дома стояли группами на реке Пинеге, фасады домов смотрят на юг, чтобы было светлее и теплее.
Интересно было узнать про амбары 19 века, которые выглядели, как «избушки на курьих ножках».
Амбары строили несколько в отдалении от изб, защищая тем крестьянское добро от пожаров. В них хранились запасы зерна, иногда продукты и одежда. Амбары высоко поднимали на столбы специально, чтобы хранившееся в них зерно можно было проветривать снизу и не подмокало в дождливый и снежный период. Да и от грызунов нужно было зерно защищать.
Посмотрев все сектора, возвращаться в самый первый сектор пришлось также через мостки и длинные и высокие лестницы.
Но уже другие, не такие крутые. А по дороге можно было зайти в чайные, выпить чаю и съесть пирожок. Хотя пироги в чайных очень дорогие!
Лучше после посещения музея зайти в ресторан «Малые Карелы, расположенный чуть в стороне от музея «Малые Корелы», но рядом с остановкой автобуса.
Ресторан с интересным интерьером и вкусной кухней, о чем я собираюсь написать в другой статье.
Подписывайтесь на меня, читайте, а я постараюсь вас удивить и предложить полезную информацию!