Карьеры больших мастеров – это не всегда россыпь побед и индивидуальных наград. В истории было огромное количество примеров, когда по-настоящему крутые игроки оставались без заметных трофеев, но при этом всё равно считались топ-хоккеистами по обе стороны океана. И Алексей Яшин был как раз таким.
Сегодня в центре нашего внимания один из самых талантливых форвардов своего поколения с очень противоречивой карьерой. Он ярко зажёг в России, очень высоко котировался за океаном, все 11 в НХЛ лет мучился от своих контрактов (сначала слишком маленького, потом слишком большого), но при этом никогда не отказывался от игры за сборную.
«Армейская» мечта не сбылась
Яшин родился в спортивной, пусть и не хоккейной семье. Мать – волейболистка, отец – гандболист, а самого Алексея хотели отдать в гимнастику, но им с порога заявили, что ребенок вырастет слишком крупным для этого спорта (и надо отметить, не ошиблись). Поэтому зал сменился на дворовый каток, где будущая звезда, как и многие советские дети, поначалу играл не в коньках, а в валенках. Дальше была спортшкола в родном Свердловске, дебют во взрослом хоккее за «Луч», а позже и за «Автомобилист», выступление на юниорском чемпионате Европы-1991 за сборную СССР. На том турнире Алексей выбил 5 очков в 6 матчах в сумасшедшей по именам компании: Алексей Ковалёв, Сергей Кривокрасов, Андрей Николишин, Алексей Трощинский, Игорь Никитин, а в воротах – Петерис Скудра с Николаем Хабибулиным.
1991 год во многом и стал для Яшина ключевым, ведь летом форвард отправился на просмотр в Москву, хотя в родном клубе его уговаривали остаться ещё на сезон. На форварда претендовали два столичных клуба, одним из которых был ЦСКА. Сам Алексей не скрывал, что всегда мечтал играть там, а своим кумиром называл Валерия Харламова. Однако главный тренер московского «Динамо» Владимир Юрзинов оказался более убедительным: «Я не смогу дать ему сразу машину или квартиру в Москве, но я научу его играть в хоккей, и в будущем он сам на это заработает», – сказал он родителям Яшина. В итоге выбор семьи пал именно на бело-голубых.
«Динамо» начала 90-х было сильнейшим клубом страны: в их составе тогда зажигали Алексей Жамнов и Алексей Ковалёв, а особую роль в адаптации молодого Яшина сыграл Дарюс Каспарайтис. Причём в адаптации не на льду, а именно в столице: «Видно было, что парень не московский, надо было его научить светской жизни: как знакомиться с девушками, как автографы раздавать после матчей, на танцы вывести его – вот такая задача у меня была», – рассказывал позже Каспер.
К счастью, на льду Яшин блистал куда ярче, чем на танцплощадках. Первый сезон для него поделился между основой и дублем бело-голубых, зато было довольно сильное выступление на молодежном чемпионате мира 1992 года – знаменитом турнире, который мы начинали как сборная СССР, а закончили уже как сборная СНГ. Яшин тогда набрал 6 очков за 7 матчей и увёз из Германии золотую медаль.
«Что такое «Оттава»?
Летом 1992 года Алексей вышел на драфт НХЛ, где изначально котировался довольно высоко. Сергей Гончар и Сергей Брылин, Яшин, Хабибуллин, Каспарайтис, Николишин, Буре-младший – вот наши самые громкие фамилии с той церемонии. И Яшин ушёл под вторым номером, его забрала только что созданная «Оттава». Раньше нашего нападающего задрафтовали только чешского защитника Романа Хамрлика, которого принял еще один новичок в лиге – «Тампа-Бэй». На тот момент это был самый высокий выбор на драфте для российских игроков. «Тогда я вообще не понимал, что драфт означает для будущей карьеры. Помню, был забавный случай – отцу моему позвонил кто-то из корреспондентов, поздравил с тем, что «Оттава» выбрала, а он и отвечает – не знаю вообще, что это за команда. «Монреаль» знаю, «Торонто» знаю, «Рейнджерс» знаю, а про «Оттаву» вообще впервые слышу», – рассказывал позже сам форвард.
Однако сразу за океан Яшин не отправился. Дебютный сезон сенаторы проводили без него, а форвард взял второе подряд чемпионство с «Динамо», съездил на не самый успешный для себя МЧМ-93 (уже как игрок России) и дебютировал за взрослую сборную на чемпионате мира – 3 очка в 8 матчах и золотая медаль первенства.
В Канаду Яшин прилетел летом 1993-го и подписал контракт с зарплатой в 550 тысяч долларов за первый год. Сам Алексей позже рассказывал, что ставил подпись, не раздумывая и не предполагая, что договариваться о возможном продлении или повышении стоило заранее. Однако опыта ведения каких-то переговоров у него просто не было. После распада СССР отток игроков за океан только набирал обороты, контрактных прецедентов ещё не было, и заокеанские менеджеры быстро смекнули, что талантливым россиянам можно и недоплачивать. Забастовки и скандалы появятся уже позже – Буре, Фёдоров, Хабибуллин – это очень короткий список наших звёзд, требовавших заслуженного повышения. В этом перечне оказался и Яшин. Даже дважды.
Лучший среди худших
В первый год Алексей с ходу набрал 79 очков, был признан лучшим игроком клуба и финишировал четвертым в голосовании на лучшего новичка сезона. А рядом с ним играл едва ли не худший первый номер драфта в истории хоккея Александр Дэйгл, зарплата которого была почти в 5 раз больше, чем у Яшина при статистике похуже. От новичков ждали прорыва и верили, что именно этот дуэт вытащит «Сенаторов» со дна, только русский нападающий действительно показывал хоккей высокого уровня, а канадский год от года всё больше разочаровывал. И хоть Яшин в одном из интервью и называл Дэйгла чуть ли не Макдэвидом того времени, причины своего первого спора с клубом не скрывал: Алексей выбивал больше очков, но получал несправедливо меньше.
В первые годы Яшина в Оттаве клуб был с огромным отставанием худшим в НХЛ, однако игра хоккеиста не оставляла вопросов. Рослый, мощный центрфорвард с великолепной техникой и отличным броском был звездой не только Оттавы, но и всей НХЛ, так что абсолютно заслуженно потребовал перед третьим сезоном повышения зарплаты. За прошлый чемпионат он получил 1,1 миллиона, но в регулярке-1995/96 «Сенаторс» должны были заплатить ему только 720 тысяч долларов (для сравнения: у Дэйгла не было меньше 2 миллионов 450 тысяч ни в один из годов). Но одно дело совесть, другое – бизнес. Перед сокращенным сезоном-1994/95 клуб поставил условие – 46 очков за 48 матчей. На одну игру Яшина не поставили, то есть 45 за 47. Но регулярку форвард закончил с 44 очками и, по его мнению, одной незасчитанной передачей в овертайме. И, кстати, он снова обошел Дэйгла.
«Глобально я понимаю, что клуб мог пойти тем путем. Но они ведь хотели подтвердить для себя, что я могу играть на таком уровне. И я ведь подтвердил. А они в итоге сказали: «Ничего не знаем. Официальная статистика вот такая. Ты не выполнил нормативы». Из-за чего и возник конфликт. Не хочу сводить это в плоскость «справедливо – несправедливо», мы же не дети. Это была бизнес-ситуация. В которой я посчитал, что прав», – по окончании карьеры скажет Яшин.
Первый капитан из России
Первая забастовка Яшина, длившаяся больше двух месяцев со старта регулярки, действительно дала свои плоды: между повышением зарплаты и обменом «Оттава» выбрала первое. Повлияли на это и управленческие перестановки: в 1995-м в «Сенаторс» пришёл новый генменеджер Пьер Готье, который быстро договорился с нашим форвардом о более выгодных условиях. Зарплата Яшина подскочила почти в 4 раза, за следующие 3 года он заработал порядка 9 миллионов долларов и неизменно заканчивал эти сезоны в статусе лучшего бомбардира команды. А вот в Дэйгле клуб разочаровался окончательно, обменяв его в Филадельфию в январе 1998 года.
Конфликт достиг новой точки кипения после сезона-1998/99. Оттава платила Яшину больше, чем в первые годы, но всё ещё не на уровне топ-звезд НХЛ. Но при этом продолжала показывать значимость Яшина для команды: в 96-м дали ассистентскую нашивку, а в 98-м сделали капитаном команды. Кстати, Яшин – первый наш игрок за океаном с таким статусом на постоянной основе. До него в НХЛ был ещё один россиянин с литерой С на груди, но он лишь замещал травмированного лидера. А теперь традиционный вопрос хоккейным эрудитам: кто же был первым российским капитаном в НХЛ? Ваши ответы принимаем в комментариях.
Капитанский сезон Яшина стал лучшим в его карьере: 94 очка в регулярке, 44 из которых – голы, вдобавок рекордная для него полезность +16. В том сезоне результативнее Алексея в НХЛ были только 5 человек, включая праймовых Ягра и Форсберга, а забил больше Яшина тогда только Теему Селянне. В том же сезоне Яшин был номинирован на Харт Трофи, уступив в голосовании только Яромиру Ягру.
От статуса капитана до сожжённого чучела
Логично, что после такого впечатляющего года русский нападающий снова потребовал пересмотра контракта. По соглашению у него оставался ещё один год с зарплатой в 3,6 миллиона долларов, в то время как другие топовые центры той эпохи вроде Стива Айзермана или Джо Сакика получали порядка 6-7 миллионов. Оттава, у которой просто не было таких денег, отказала, Яшин объявил новую забастовку и даже потребовал обмена, но и это требование не было удовлетворено.
В итоге Алексея лишили капитанской нашивки и просто вывели из состава на весь сезон-1999/00. Причём на стороне клуба тогда была не только НХЛ, но и ИИХФ, которая запретила Яшину подписывать контракт с любой европейской командой до решения спора. Отвернулся от форварда и арбитраж, призвавший отработать оставшийся год контракта – у Алексея просто не было выбора: или отыграть сезон в «Оттаве» или больше не играть вообще. Понятное дело, что он в итоге сдался.
Болельщики к этому моменту видеть Яшина в клубе уже не хотели, а потому сезон 2000/01 превратился для него в настоящее мучение. Форварда освистывали не только домашние трибуны, но и почти все арены НХЛ. А в Онтарио даже сожгли чучело в форме Алексея.
«Дело не в деньгах, а в уважении к труду хоккеистов»
Хотя вопросов по игре к нему быть не могло – 88 очков за 82 матча и долгожданный обмен в «Нью-Йорк Айлендерс». «Дело не в деньгах, а в уважении к труду хоккеистов. В «Оттаве» этого уважения я не заметил. Осенью мы с агентом предложили свой вариант выхода из кризиса, но понимания не нашли. Всё, что было, то было, и возвращаться в прошлое не имеет никакого смысла. В любом случае я ни о чем не жалею», - говорил позже Яшин.
«Островитяне» понимали, что не хотят вляпаться в такую же историю с забастовками, а потому сразу решили финансовый вопрос – 10-летний контракт на 87,5 миллионов долларов (хотя новое коллективное соглашение в 2005 году сильно порежет эту сумму). Яшину было почти 28 лет, казалось, он находился на пике формы, но в Нью-Йорке результативность форварда поползла вниз. Период Алексея в новой команде нельзя назвать провальным: за 5 сезонов он трижды становился лучшим бомбардиром «Айлендерс», хотя всё равно его оценивали сквозь призму огромного контракта и хотели видеть более результативную игру. Но в тот период в команде просто не было крутых крайних нападающих уровня Яшина, что тоже влияло на результативность центрфорварда.
В 2005-м он снова заработал капитанскую нашивку, с которой провел два сезона. Именно в статусе капитана «Айлс» Алексей получил травму колена осенью 2006-го и вроде быстро восстановился, но не был похож сам на себя. В феврале ему дали полностью залечить повреждение – и он неплохо закрыл регулярку, набрав 13 очков, а вот в плей-офф, в серии против Баффало, не получалось ровным счётом ничего. За 5 матчей – 0 очков, и периодически его и вовсе спускали в четвертое звено.
В итоге летом 2007 года клуб принял решение выкупить оставшуюся часть контракта Яшина – и платил ему по 2,2 миллиона долларов в год в течение следующих восьми лет. Выкуп контракта не только означал для Яшина конец его карьеры в «Айлендерс», но и вообще закрыл заокеанский этап карьеры.
Становление Капитана Россия
Однако болельщикам в России было всё равно на контрактные приключения нападающего – его любили в первую очередь за то, что он всегда приезжал в сборную – даже если бастовал из-за контракта с клубом. В период сложных взаимоотношений энхаэловцев и ФХР, когда из отказников можно было составить чуть ли не отдельную команду, Яшин никогда не отказывался от игры за Россию. Способствовало этому и слабое выступление «Оттавы» с «Айлендерс» – порог первого раунда плей-офф Яшин преодолевал лишь раз за карьеру.
Алексей был капитаном сборной на трёх чемпионатах мира, и хотя ни в один из этих турниров команда не добиралась до медалей, он получил своё знаменитое прозвище Капитан Россия. Яшин наряду с Буре и Фёдоровым был лидером сборной на Олимпиаде в Нагано в 98-м, закончившейся для нас серебром, и брал бронзу спустя 4 года в Солт-Лейк-Сити. За плечами Яшина 2 Кубка мира, 3 Олимпиады, 9 чемпионатов мира, но при этом только 4 награды.
Он действительно был олицетворением национальной сборной за те 16 лет, что провёл в ней. Потому никто не удивился, когда на первом матче звёзд КХЛ команда, составленная из российских игроков, носила его имя.
Возвращение в детскую мечту
К сожалению, возвращение в Россию также не привело Алексея к победам: в последний сезон Суперлиги его «Локомотив» уступил в решающей серии «Салавату Юлаеву», хотя сам Яшин был лучшим бомбардиром и MVP плей-офф. А в первом сезоне КХЛ случилось поражение в финале от «Ак Барса». Закончил карьеру нападающий только в 38, и даже немного символично, что сделал это в ЦСКА – команде, за которую хотел выступать с детства и в которой мог начать свой большой хоккейный путь.
Алексей Яшин – игрок огромного таланта. Однако хоккей – игра командная: в НХЛ форвард выступал за довольно слабые коллективы, а в России его клубам частенько не везло, иногда в последний момент. Потому побед у Яшина не так уж и много. Из клубных – только два чемпионства в первый российский период с «Динамо», но там Яшин всё же не всегда был на ведущих ролях. Из международных триумфов – только МЧМ-92 и взрослый чемпионат мира-93. Из индивидуальных наград лишь звание MVP плей-офф с Локомотивом. По воспоминаниям его партнёров, Яшин всегда был довольно флегматичным человеком, не вступал в открытые конфликты, общался сдержанно и вежливо.
Однако за океаном его запомнили совсем не таким. Контрактные споры крайне негативно влияли на его имидж, хотя стоит признать, что требовал повышения Яшин небезосновательно. В итоге он получил своё, но по иронии судьбы в совершенно противоположных пропорциях: ему поначалу недоплачивали в Оттаве и были недовольны его бойкотами, а потом переплачивали в Айлендерс и снова были недовольны тем, что форвард не отрабатывает свои деньги. Конечно, вся эта шумиха отвлекала от игры, но в свои лучшие годы Яшин на льду был бесподобен.
Яшин всё же выиграл Кубок Стэнли
После завершения карьеры он практически пропал из медиаполя: какое-то время руководил женской сборной в роли генменеджера и помогал в мужской на домашней Олимпиаде, а в 2020-м закономерно был включен в Зал славы ИИХФ – больше инфоповодов от него и не было.
Хотя летом 2023 года у многих медиа появился прекрасный вариант для заголовка – «Алексей Яшин выиграл Кубок Стэнли». Наш форвард и правда приложил руку к главному трофею НХЛ, но, разумеется, не как игрок, а как один из совладельцев «Вегаса». Перед вступлением клуба в НХЛ Яшин стал одним из миноритарных акционеров «рыцарей», а вместе с тем и первым россиянином, вложившимся в клуб главной лиги мира. Лас-Вегас Алексею знаком, там он выступал во время локаута в сезоне- 1994/95, да и сам он не скрывал, что Вегас – отличный бизнес-вариант. Правда, сумму вложений Яшин раскрывать отказался.
Карьера Яшина получилась крайне противоречивой, и, наверное, к лучшему, что заканчивал он её в России. Хотя сам Алексей после выкупа контракта подумывал о возвращении в Оттаву, а потом и вовсе обсуждал возвращение в Айлендерс из СКА. Но всё же свой закат нападающий встретил на родном льду, на глазах у любящих и уважающих болельщиков, которых вряд ли интересовали его контрактные споры за океаном и которые точно знали, что именно он – Капитан Россия.