Не антиутопия в фантазии писателя оказывает разрушительное воздействие. И невозможность уловить антиутопию в реальной жизни, потому что она подменяет систему ценностей внешней и чужой.
Они рассказывают нам о 15-минутных городах и при этом уничтожают деревни. Ум не может не задать вопрос на эту тему. Если вы хотите получить «концептуально новое», на ваш взгляд, жилое пространство, дающее людям все за 15 минут, почему бы не сделать деревню законченной и не пригласить людей туда переселиться. Сколько людей предпочтут провинциальный уют небольшого поселения! Как близко сознанию, что город в 15 минутах не имеет ничего общего с комфортом его жителей. В этом нет ничего практичного. Ни экономически, ни экологично. Потому что мы прекрасно знаем, что люди в сельской местности могут в одно мгновение отказаться от употребления 80% продуктов, если захотят. Это приведет к стремительному устойчивому развитию. Но нет, вы не продвигаете вещи в этом направлении, потому что это не главное. Цель - изготовление каких-то концентрических, непонятно почему круглой формы, подшипников. Давайте посмотрим на современную городскую планировку, которая построена в очень большой степени ортогонально. Посмотрите на американские города, которые с точки зрения городского планирования крайне ортогональны. Даже мегаполисы, когда-то сформировавшиеся вокруг одного центра, рано или поздно развиваются ортогонально. Тот факт, что есть лучи, исходящие из центра и выходящие за пределы города, не означает, что небольшие кварталы внутри были перепланированы архитекторами по ортогональному принципу. Почему, кто и когда создал понятие «радиус 15 минут». Вписывание круга в квадрат сразу приводит к осложнениям. Спросите художника, и он вам скажет, что это художественное решение. Спросите архитектора, и он вам скажет – почему в радиусе. У вас есть кварталы, они так обозначены. По какой логике вы хотите сделать такое концептуальное изменение, когда оно уже придумано с точки зрения градостроительства. Каждый микрорайон оснащен смежными функциями. Есть школы, есть поликлиники, есть почта и т. д. Кто-то уже построил это и постарался, чтобы оно выглядело аккуратно. Теперь вы хотите притвориться, что делаете что-то концептуально новое, что не является ни новым, ни настолько концептуально надуманным, чтобы притворяться, что вы делаете что-то значимое. Сходите к архитекторам городского планирования и спросите их, не могли бы они изменить упорядоченный принцип, чтобы создать такие круги, которые вы хотите. И я могу поспорить, каким будет ответ.
Тем более в градостроительных решениях учитываются такие вещи, как горы, холмы, реки, и современное подростковое прочтение того, каким должен быть мир по его фантастическим представлениям, не может поколебать веками накопленный опыт и перевернуть все с ног на голову. Город Пловдив, например, так активно организован вокруг Марицы. Любой градостроитель скажет вам, что роль реки является ключевой в развитии города. Вам каждый скажет, что роль холмов огромна и ключевая в его организации. На концептуальном уровне городское планирование – явление не случайное, оно запланировано. И это результат десятилетий работы по его обустройству так, чтобы он не противоречил росту города на фундаментах, пришедших из античности. На практике отслеживание перекрывающихся культурных слоев на протяжении веков является ответственным решением и функцией городского планирования. Если бы эти вещи не были важны, почему бы им просто не сровнять все с землей и не устроить несколько кругов? Мы просим всех, у кого есть хоть капля здравого смысла, задуматься над этими вещами и посмотреть, насколько город за 15 минут противоречит культурным пластам и общей логике правильного развития городского планирования. Особенно много в больших городах, что фатально важно в столице, где функции устроены и в других масштабах по обслуживанию большего числа людей.
То есть мы наблюдаем впечатляющий откат с точки зрения устойчивости. Если когда-то архитекторы думали о том, как сделать передвижение людей максимально комфортным, общественную функциональность максимально доступной для людей, то сегодня мы задаемся вопросом, как сократить эти дороги. Как превратить большой город в скопление отрезанных друг от друга деревень. С какой-то немыслимой квотой на право проезда. 100 выходов, например, из разрешенного 15-минутного раунда. Архитекторам необходимо подойти к решению этого вопроса, потому что это концептуально неправильно.
Это антиутопическая идея, находящаяся в прямом противоречии с разумом. Не только это, но и мармелад из всех видов других представлений об устойчивом развитии. Это сбивает с толку представление о том, как все устроено, какое место для чего подходит, и полностью разрушает представления людей о мире. Прямым примером является городское сельское хозяйство.
Огромные группы людей приезжают в города, потому что в сельской местности для них нет средств к существованию. Вы думаете, они отказались бы от чистого воздуха, прекрасных красок природы, чувства пространства, приватности, общности, принадлежности, если бы могли остаться там? Вы думаете, они предпочтут серый цемент города из-за скомпрометированных больниц и еще более скомпрометированной системы образования? Сейчас в городах нет ничего лучше, чем маленькие города, за исключением возможностей получения средств к существованию. Люди рвут землю, хотя любят и хорошо ее знают, чтобы обрести безопасность. По чьей вине и по чьей утопической модели это произошло? Эти люди знают, какие растения нужно выращивать. А если они посадят помидоры на террасе, то это будет для развлечения и у них не будет иллюзий, что это их накормит. Потому что они адекватны в этой теме. С другой стороны — современные горожане, которые инстинктивно чувствуют, что им нужно сделать шаг назад, к земле, но поскольку у них нет опыта и реального понимания того, что такое сельское хозяйство, они полны идей. Они занимаются городским сельским хозяйством, что демонстрирует несколько основных вещей. Если они предполагают, что могут получить продукцию редиса на террасе или во дворе кооператива, это показывает, что они понятия не имеют, каковы потребности и характеристики растений. Всегда найдутся творческие и интуитивные люди, которые добьются этого, но это приведет к появлению волны других, которые понятия не имеют, что делают. На концептуальном уровне все это глубоко неправильно. Если это просто развлечение — отлично, но если это форма ответственного поведения, то плохо.
Мой комментарий заключается в том, что в логике вещей произошел концептуальный разрыв. Ложные идеи, которые сводятся к фиксированным идеям. И всякий раз, когда у нас есть фиксированные идеи, мы получаем аномалии. Если вам нужна земля, идите туда, где ее ждет вас много. Если вам нужны тротуары и театры, идите в город, там нет камыша, который можно пропалывать прямой лопатой в небытие. Если вам так хочется и того, и другого, найдите дом недалеко от большого города и объедините их. Это практические решения. Проверенные модели, проверенные до вас миллионами людей. Прежде чем вы включите телевизор и кто-то вживит вам ядовитую идею о том, что поменяться местами крайне устойчиво. Как я уже говорил ранее, некоторые идеи кажутся утопически красивыми, но если присмотреться к ним, становится ясно, что это всего лишь аномалии. И мы уже знаем, что за ними стоит.
Поэтому, на мой взгляд, аномалии следует комментировать и разоблачать. Некоторые из них я представляю через призму абсурда. Абсурд, доведенный до антиутопий. Сделаю ли я это, показав, как к вам во двор приходит специалист нового типа, чтобы подсчитать, сколько у вас лицензионных корней огурца, и сказать вам, что то яблоко, которое посадил ваш отец, незаконно и его следует срубить. Собираюсь ли я отправить кого-то в город-лабиринт из-за птенца в совершенно неудачной попытке получить ему лицензию на то, чтобы остаться в живых? Кстати о свиноферме, которую я описал и читатель заметил, что это практикуется уже давно. Я считаю, что если мы проведем необходимые исследования, то выяснится, что мы не только едим насекомых в качестве пищевых добавок в течение очень долгого времени, но и еще дольше едим клонированное мясо.
Дело в том, что важнейшие цивилизационные решения принимаются Атами. Но это не значит, что мы, маленькие люди в муравейнике, не делаем цивилизационного выбора. С одной стороны, происходящее — это полуденный грабеж, замаскированный тысячей абсурдных разрывов реальности. И цивилизационный выбор маленького человека – будет ли он верить и во что. Признаки того, что на этот раз актерский состав гораздо больше, серьезны, и эксперты не перестают об этом говорить. Более того, обратите внимание на то, что касается лично нас, болгар. В общей картине 50-го года нас, возможно, там не будет, не потому, что мы кому-то не нравимся, а потому, что, как они подозревают, за этим составом стоит не нуждаемость определенных слоев населения. Предположим, что это черная часть антиутопии и ее не произойдет, либо потому, что кто-то сможет остановить этот процесс, либо просто потому, что она останется лишь черной антиутопией как несбывшееся предсказание. Литературная попытка, которая, к счастью, не потерпит неудачу. Мы признаем, что в геоэкономическом плане существует лишь большая часть участников. Но даже в этом случае мы обязаны сделать свой цивилизационный выбор, и он не является левым или правым. Потому что это не от нас зависит. Это наш выбор и наше право, сможем ли мы сохранить наш здравый смысл, наши культурные особенности, наши традиции, наш образ мышления, наш врожденный скептицизм и тот природный интеллект, который нам нравится. Некоторые авторы в этом сомневаются, но я твердо верю, что это поможет нам осознать, и с каждым изменением мы будем делать это снова и снова, пока это необходимо. Спящий проснется. У него нет выбора, если он хочет сохранить рассудок.
Текст был переведен автоматическим переводчиком. Прошу прощения, если какое-то слово в переводе выбрано неправильно.