Привет, в этом году я спланировал, подготовился и успешно сдал на уровень RYA Yachtmaster Coastal, а теперь хочу поделиться с вами тем, что я узнал в процессе, в надежде вдохновить тех, кто собирается сдавать подобные экзамены.
Рассказ будет из трех частей:
- первая, вводная - немного про меня, про уровни компетенций, план и что нужно для экзамена,
- четвертая, заключительная - собственно о том, как проходил экзамен.
Начнем...
Кто ты, Вова?
Я родился и вырос в Петербурге, моё детство прошло у воды, вблизи яхт-клуба в Стрельне - я часто ходил мимо яхт у причалов, возможно, видел оптимисты и лучи, точно видел огромные деревянные буеры (яхты на коньках), но вся эта парусная вселенная тогда прошла мимо меня - к морю и парусам я вернулся уже в зрелом возрасте.
В сентябре 2018 года, на паруснике “Крузенштерн” отправился из Исландии в Норвегию с остановкой на Фарерских островах, в 2019 году был переход из Бордо в Киль, а зимой из Виго на Канары уже на паруснике “Седов”.
С 2019 года я увлекся круизными яхтами - ходил матросом на Канарах и в Турции - но всё сломалось в 2020 году из-за ковида. В какой-то момент я подумал, а почему надо ездить за тридевять земель, чтоб ходить под парусом, когда у меня тут под боком Финский залив - так летом 2021 я попал на Большой парусный лагерь Силы Ветра на спортивных парусных яхтах.
В 2022 году я созрел и прошел обучение на ISSA Inshore Skipper в Школе Капитанов Силы Ветра - 2023 года я встретил на яхте в своем первом чартере в качестве шкипера, потом было 6 других в Турции, Черногории и Хорватии, где уже была полноценная регата AFR от Seanation - это яхтенное коммьюнити меня поглотило, открывая новые акватории и форматы путешествий.
2024 год я тоже встречал на яхте в Турции, что уже становится приятной традицией, с расписанным планом парусных приключений на год вперед, собранными командами, и новыми акваториями впереди - Солент (Англия), Лазурное побережье и Греция.
У тебя уже есть лицензия, зачем тебе еще одна?
В большинстве случаев, особенно в Средиземном море, чтобы взять яхту в чартер и ходить под парусом с удовольствием, достаточно базовой лицензии - а дальше вы просто ходите регулярно в разных акваториях и накапливаете опыт.
И я долго думал и не мог найти для себя ответа, а зачем получать сертификат следующего уровня? Что он мне откроет или даст в плане моих весьма расслабленных путешествий - и ответ был чаще всего "не за чем" и "ничего не даст".
Но! валяясь на диване в конце января 2024 года и фантазирую про следующий 2025-ый, я подумал, что круто было бы сходить на Канарах или на Мадейру, а тут как раз, ребята из Seanation устраивают offshore регату на Канарах (400 миль - 5 дней - вокруг островов)... и, знаете что? для участия шкипером нужен уровень Yachtmaster Coastal - вот она причина, подумал я.
Inshore, Coastal, Offshore, Yachtmaster... о чем ты, Вова?
Есть разные ассоциации международные, которые самостоятельно определяют стандартны обучения, в том числе, для шкиперов - и многим яхтсменам они хорошо известны, как минимум, три из них: RYA, IYT, ISSA и т.д.
Много споров в яхтенном сообществе на тему, какая ассоциация лучше и почему - не будем об этом, просто отмечу, что RYA одна из старейших и известных ассоциаций в мире, а в Великобритании RYA отвечает за сертификацию шкиперов маломерных судов.
Внутри каждой системы есть уровни, которые определяют набор навыков и "уровни доступа" для шкипера - inland, inshore, coastal, offshore и ocean.
Например, у IYT следующие ограничения по уровням:
- Bareboat Skipper - судно до 24 метров в длину, удаление до 20 миль от берега, "хорошая погода" (можете погуглить, что такое fair weather conditions)
- Yachtmaster Coastal - судно до 24 метров, удаление до 60 миль, умеренные погодные условия (moderate wind and sea conditions)
- Yachtmaster Offshore - судно до 24 метров, удаление до 150 миль, без ограничений по погодным условиям
- Yachtmaster Ocean - судно до 24 метров, без ограничений по удалению и погодным условиям
У RYA линейка чуть отличается в начале и ограничения распространяются в большей степени на коммерческую деятельность:
- Day Skipper (теория и практический курс) - прогулочные яхты, хорошая погода, дневное время, не более 20 миль от домашнего порта
- Coastal Skipper (+ практический курс) - основное отличие от Day Skipper это навигация ночью и 20 миль от порта-прибежища
- Yachtmaster Coastal (теория, практика и экзамен) - судно до 24 метров, до 20 миль
- Yachtmaster Offshore - судно до 200 брутто тон, до 150 миль
- Yachtmaster Ocean - судно до 200 тон, без ограничений
По RYA достаточно сложно найти информацию в одном месте, приходилось собирать по крупицам, да и сами ограничения указаны по большей части для коммерческой деятельности - если вы ходите на своей яхте с друзьями, то Нептун вам судья в вашем желании покорить море или утонуть…
В общем, каждый новый уровень или добавляет вам погодных условиях, или открывает ночную навигацию, или добавляет удаленности от берега (прямо как в компьютерной игре) - но конечном итоге вы будете разговаривать с конкретной чартерной или страховой компанией, и она будет оценивать вашу квалификацию не только по сертификатам, но и по фактическому вашему опыту, записанному в персональном логбуке.
Интересный факт, в RYA явно разделены инструктор и экзаменатор, то есть тот человек, который вас учил, не может принимать у вас экзамен. С одной стороны, это снимает вопрос некой предвзятости и заинтересованности инструктора, а с другой, у экзаменатора, да и у вас, есть очень мало времени на демонстрацию и оценку навыков.
И что нужно для RYA Yachtmaster Coastal?
Я выбрал для себя RYA, потому что, "во-первых, это красиво", а во вторых, я хотел сдать экзамен в приливной акватории, а не в условно-комфортной Турции.
Чтобы получить сертификат RYA Yachtmaster Coastal нужно иметь действующий сертификат о прохождении курса первой помощи, сертификат оператора УКВ радио, сдать теоретический и практический экзамены.
На момент экзамена нужно иметь подтвержденный опыт за последние 10 лет:
- 30 дней в море на судне меньше 24 метров, можно сократить до 12 дней, если пройден практический курс Coastal Skipper,
- 2 дня в качестве шкипера на судне меньше 24 метров,
- 800 миль, можно сократить до 400 миль, если пройден практический курс Coastal Skipper,
- 12 ночных часов.
Половина из квалификационных миль должна быть в приливных водах (Средиземное море, например, таковым не является).
Как видите, не такой уж и большой опыт шкипера требуется для этой квалификации, что мне показалось очень странным.
И какой план?
Изучив квалификационные требования, схему подготовки и проведения экзамена, я набросал себе следующий план:
- пройти обучение и сдать теоретический экзамен RYA Yachtmaster Theory,
- получить квалификационные мили в приливных водах - в апреле предстояла регата в Соленте (Англия),
- пройти практический курс Coastal Skipper там же в Соленте - это уменьшит требование по милям, добавит миль, ну и погрузит в лексику и познакомит с акваторией,
- взять 5 дней практической подготовки прям перед экзаменом - вспомнить лексику, привыкнуть к лодке, вспомнить акваторию, добавить миль,
- отвалидировать свои сертификаты первой помощи и УКВ радио.
В следующей части я расскажу про теоретический и практические курсы, а пока можете подписаться на мой телеграмм канал - там я рассказываю про свои приключения в более расслабленном формате.