Найти тему

За культурные ценности и Ивана Фунева

Здесь в последние дни все говорят о памятниках культуры. Моя мать плакала. Я все еще в шоке. Потому что я искренне надеялся, что сноса памятника не произойдет. Никакие комментарии не могут полностью выразить то, что чувствуют люди. Итак, мы поговорим об искусстве.

Некоторые люди думают, что мыслительные конструкции связаны только с современными вещами. Современные технологии, современная одежда. Они забывают, что все это возможно существовать только и только в том случае, если мы осознаем и осмыслим конструкт ценностей, оставленный нам нашими предками. Искусство — это среда, в которой разные эпохи оставляют свой след — что они сделали не так, что исправили, что узнали о своем существовании и о мире. Какие уроки они извлекли и как они думали обо всем в целом. Один иностранец однажды сказал мне, что социалистическая архитектура уродлива, а София уродлива. Я, конечно, не объяснил ему, кто сносил здания в центре Софии, но попытался объяснить ему, что эти здания, которые он теперь называет уродливыми, концептуально обоснованы с точки зрения многих функциональных возможностей и условностей, которые были действительны в тот период и то, что сегодня он считает уродливым, ему следует рассматривать как практические решения. Потому что минимализм того периода во много раз практичнее того, что кто-то назвал бы минимализмом сегодня. Сегодня здания, выглядящие в стиле минимализма, спроектированы так, чтобы быть одновременно современными и гламурными, недешевыми и, наконец, сложными в обслуживании. А иногда они выглядят нестандартными и скоропортящимися. Поэтому здания, напоминающие неоминимализм, на самом деле – это нечто иное. Постмодернизм и др. И все эти вещи, мимо которых мы проходим каждый день, идя по улице, существуют одновременно. Они дают нам возможность сравнивать, размышлять и искать следы отраженных в них эпох.

Несомненно, каждый болгарин видел скульптуры Ивана Фунева. И даже если он не обратил внимания, они являются частью красоты окружающей среды, в которой мы все вместе живем. И каждый творец, нашедший в себе силы, талант, умение и возможность его облагородить, сделал нам подарок. Речь идет об этом даре – даре времени и предыдущих поколений, нашедших в себе силы, основания и творческий заряд воссоздать свое время. Оставить нам след, оставить нам памятники, которые встречаются на нашем пути и помнить, с одной стороны, историю, но с другой стороны, что мы всегда должны стремиться быть лучшими самими собой.

-2

И у нас много великих авторов – целая плеяда звезд, которые сияют над нами и указывают нам эти пути. Одной из таких звезд скульптуры является Иван Фунёв. Он родился в 1900 году и до конца своей жизни в 1983 году создавал и преобразовывал мир таким, каким он был, каким он его видел и чувствовал. Если вы зайдете в Галерею зарубежного искусства, вы увидите, сколько его работ выставлено там. Впечатляющие и богато поэтичные, они являются частью вашего богатства. Именно поэтому они хранятся. Чтобы иметь возможность смотреть вперед, необходимо постоянно поглядывать на сокровищницу.

Памятник Советской армии был создан плеядой болгарских скульпторов, художников и архитекторов, среди которых и арх. Данко Митов, арх. Иван Васильев, арх. Любен Нейков и арх. Борис Капитанов, профессор Любомир Дальчев, Мара Георгиева, Васька Эммануилова, Василь Зидаров и Петр Дойчинов и Борис Ангелушев.

Можно себе представить, какую ценность представляет эта скульптура для болгарского народа, если под руководством Ивана Фунева такое большое созвездие создало памятник истории и культуры в дар будущим поколениям. Наследство, олицетворяющее необычайное богатство. Мы с трудом можем себе представить, как горстка людей может с легкой руки решить судьбу такого существа, и именно поэтому памятник был инициирован и передан на хранение Родиной. Ту страну, которой дорога память о выстраданном прошлом, память о человеческих жертвах, память об усилиях, приложенных для достижения лучшего мира для всех будущих поколений. Это та память, о которой мы говорим. Но еще и осознание того, что вы — носители культурных ценностей, сделанных из тяжелого и крепкого металла, чтобы никто не мог вас их лишить. Сделано из глины и камня, чтобы прослужить века. Создано с надеждой на будущее. Наполненный всем опытом прошлого, всей эстетикой настоящего, всей верой в будущее. Поэтика всего этого — сокровище.

Иван Фунев считается одним из принципиально важных художников в создании соцреализма в болгарской скульптуре. Несомненно, очень интересный как стиль, этот социалистический реализм отличается непосредственностью, открытостью и является частью культурного наследия народа. Когда вы зайдете в музей зарубежного искусства, вы увидите, что вживую эти скульптуры особенно привлекательны. Посмотрите на композицию, сколько настроений в лицах. Обратите внимание на стремление почувствовать ветер через маленькое окошко вагона. Встаньте рядом со скульптурой и почувствуйте, как они плывут вместе с поездом, путешествуют. Им тесно, их много, они устали, наверное, воздуха внутри не хватает. Они все еще строят будущий чудесный мир. Они все еще мечтают. И вот в этом составе собран молодой напористый мужчина-бунтарь с повязкой на глазу, который ранен. Возможно, у него интересное прошлое. Вот молодая мать с ребенком. Есть старушка, уже бабушка, есть сильный мужчина, сумевший подняться на вершину. Там еще двое спорят о том, кто сможет выглянуть наружу, а кто — передохнуть. Есть сюжет, есть определенная поэтика. Если бы вы стояли рядом со скульптурой и представляли, что рядом с вами стоит ее автор, о чем бы вы его спросили? Куда они едут? Они возвращаются домой? Железнодорожный вокзал близко? Ждет ли их кто-нибудь на платформе? Они бегут от чего-то? Почему внутри не хватает воздуха?
Иван Фунев считается одним из принципиально важных художников в создании соцреализма в болгарской скульптуре. Несомненно, очень интересный как стиль, этот социалистический реализм отличается непосредственностью, открытостью и является частью культурного наследия народа. Когда вы зайдете в музей зарубежного искусства, вы увидите, что вживую эти скульптуры особенно привлекательны. Посмотрите на композицию, сколько настроений в лицах. Обратите внимание на стремление почувствовать ветер через маленькое окошко вагона. Встаньте рядом со скульптурой и почувствуйте, как они плывут вместе с поездом, путешествуют. Им тесно, их много, они устали, наверное, воздуха внутри не хватает. Они все еще строят будущий чудесный мир. Они все еще мечтают. И вот в этом составе собран молодой напористый мужчина-бунтарь с повязкой на глазу, который ранен. Возможно, у него интересное прошлое. Вот молодая мать с ребенком. Есть старушка, уже бабушка, есть сильный мужчина, сумевший подняться на вершину. Там еще двое спорят о том, кто сможет выглянуть наружу, а кто — передохнуть. Есть сюжет, есть определенная поэтика. Если бы вы стояли рядом со скульптурой и представляли, что рядом с вами стоит ее автор, о чем бы вы его спросили? Куда они едут? Они возвращаются домой? Железнодорожный вокзал близко? Ждет ли их кто-нибудь на платформе? Они бегут от чего-то? Почему внутри не хватает воздуха?

Вы можете задать много вопросов Ивану Фуневу, и эта встреча вас обогатит. И с ним, и с работой, которую он оставил после себя. Его нет уже 40 лет, и я несколько раз ходил посмотреть именно на эту скульптуру. А работ сотни. И десятки замечательных авторов.

Вот еще одна его работа. Машинист состава поезда. Он показался в окно и смотрит, может быть, на вокзал, может быть, ему уже видна платформа. Ветер слабый, скорость локомотива медленная, потому что шляпа у него не улетела. Его глаза открыты, в них не видно слез, а скорее радость. Кого он ждет увидеть на платформе? Может быть, она там? Возможно, он встречает это каждый раз. Может быть, он ждет, чтобы увидеть что-то еще?
Вот еще одна его работа. Машинист состава поезда. Он показался в окно и смотрит, может быть, на вокзал, может быть, ему уже видна платформа. Ветер слабый, скорость локомотива медленная, потому что шляпа у него не улетела. Его глаза открыты, в них не видно слез, а скорее радость. Кого он ждет увидеть на платформе? Может быть, она там? Возможно, он встречает это каждый раз. Может быть, он ждет, чтобы увидеть что-то еще?

Обычно я прислоняюсь к стене перед скульптурой и смотрю на нее. Мы дрейфуем вместе, останавливаемся, иногда начинаем. Иногда по рельсам позади меня пробегает какой-нибудь назойливый и болтливый козлёнок. Он ее видит, а я нет. Потому что я смотрю на него. И вот мы путешествуем. Попробуйте представить меня, прислонившегося к стене в музее, путешествующего в компании одной из идей Ивана Фунева, и вы поймете, что искусство создано для того, чтобы оставлять в людях эмоции, наблюдения, чувства, размышления, взгляды, смыслы. Особенно смысл, которого не будет где-то в будущем. Когда-нибудь в будущем поезда будут другими. Окна не открываются. Пассажиры не будут толпиться. Будет другая эстетика, будет другая эпоха, например, не будет поездов. И тогда, имея билет на входе, я могу вернуться в прошлое и понять, как это было глазами одного автора, затем другого и так далее.

Вот еще одна скульптура Ивана Фунева. Он расположен напротив Института инфекционных болезней. Сильная и влиятельная мать многих людей со своими маленькими детьми, о которых нужно заботиться. Воспитывать здоровых и сильных людей. Чтобы у них было будущее, она стояла у входа в институт. Метафора, если хотите, родины, которая сравнивается с матерью, готовой на все ради своих детей. Это глубина содержательного плана, выбор места, выбор стиля, выбор сюжета скульптуры, которые сегодня кажутся недостижимыми. Композиционно дети у ног женщины, они слабы, без нее не могут. Они крошечные и беззащитные, и именно поэтому она здесь — чтобы защищать их, заботиться о них и своим сильным телом обеспечить им будущее.
Вот еще одна скульптура Ивана Фунева. Он расположен напротив Института инфекционных болезней. Сильная и влиятельная мать многих людей со своими маленькими детьми, о которых нужно заботиться. Воспитывать здоровых и сильных людей. Чтобы у них было будущее, она стояла у входа в институт. Метафора, если хотите, родины, которая сравнивается с матерью, готовой на все ради своих детей. Это глубина содержательного плана, выбор места, выбор стиля, выбор сюжета скульптуры, которые сегодня кажутся недостижимыми. Композиционно дети у ног женщины, они слабы, без нее не могут. Они крошечные и беззащитные, и именно поэтому она здесь — чтобы защищать их, заботиться о них и своим сильным телом обеспечить им будущее.

Обратите внимание, как гордо она стоит. Он смотрит прямо перед собой. В ее теле нет ни малейшего колебания относительно того, почему она здесь и какова ее роль как матери. А дети есть дети. Они смотрят на свои ноги, спрашивают уши и держатся за ее юбку, Потому что без нее они теряются. Какой чудесный символизм в этом рисунке! И это часть богатства людей. Оно создано для того, чтобы его увидели и поняли.

А это композиция «Встреча Советской Армии в Болгарии», созданная лично Иваном Фуневым как часть композиционного комплекса в центре Софии. Вам не кажется, сколько фигур в этой композиции? Сегодня кто-то делает пластик, похожий на разбитую вазу /я не говорю, что это не искусство/ и все аплодируют. Обратим внимание на пропорции, на глубину теней, отбрасываемых в рельефе, на то, что делают эти люди. Они обнимаются, смотрят на чертежи, смотрят на машину, наверное, на пушку. Кто-то смотрит назад, кто-то тянет что-то тяжелое, а кто-то смотрит вперед. Одиннадцать цифр! И вот приходит тот, кто еще не научился читать и писать и, наверное, никогда не научится, и раскрашивает это произведение искусства. Потому что вместо того, чтобы научить его читать, они научили его презирать неизвестные ему вещи.
А это композиция «Встреча Советской Армии в Болгарии», созданная лично Иваном Фуневым как часть композиционного комплекса в центре Софии. Вам не кажется, сколько фигур в этой композиции? Сегодня кто-то делает пластик, похожий на разбитую вазу /я не говорю, что это не искусство/ и все аплодируют. Обратим внимание на пропорции, на глубину теней, отбрасываемых в рельефе, на то, что делают эти люди. Они обнимаются, смотрят на чертежи, смотрят на машину, наверное, на пушку. Кто-то смотрит назад, кто-то тянет что-то тяжелое, а кто-то смотрит вперед. Одиннадцать цифр! И вот приходит тот, кто еще не научился читать и писать и, наверное, никогда не научится, и раскрашивает это произведение искусства. Потому что вместо того, чтобы научить его читать, они научили его презирать неизвестные ему вещи.
Теперь посмотрите на эту движущуюся картинку еще раз. Это не памятник, созданный студентами в качестве временной выставки. Это очень масштабная и ценная композиция. Право общества построить его и иметь его означает, что в какой-то момент времени он имел ценность для этого общества. На протяжении огромного количества поколений. Утрата произведения искусства, испорченного таким безобразным образом, ставит под сомнение целостность личности, ставит под вопрос родовую память, ставит под сомнение многие вещи. Если кому-то что-то не нравится, они пройдут мимо, потому что это часть прошлого.
Теперь посмотрите на эту движущуюся картинку еще раз. Это не памятник, созданный студентами в качестве временной выставки. Это очень масштабная и ценная композиция. Право общества построить его и иметь его означает, что в какой-то момент времени он имел ценность для этого общества. На протяжении огромного количества поколений. Утрата произведения искусства, испорченного таким безобразным образом, ставит под сомнение целостность личности, ставит под вопрос родовую память, ставит под сомнение многие вещи. Если кому-то что-то не нравится, они пройдут мимо, потому что это часть прошлого.

Текст был переведен автоматическим переводчиком. Прошу прощения, если какое-то слово в переводе выбрано неправильно.