Здесь в последние дни все говорят о памятниках культуры. Моя мать плакала. Я все еще в шоке. Потому что я искренне надеялся, что сноса памятника не произойдет. Никакие комментарии не могут полностью выразить то, что чувствуют люди. Итак, мы поговорим об искусстве.
Некоторые люди думают, что мыслительные конструкции связаны только с современными вещами. Современные технологии, современная одежда. Они забывают, что все это возможно существовать только и только в том случае, если мы осознаем и осмыслим конструкт ценностей, оставленный нам нашими предками. Искусство — это среда, в которой разные эпохи оставляют свой след — что они сделали не так, что исправили, что узнали о своем существовании и о мире. Какие уроки они извлекли и как они думали обо всем в целом. Один иностранец однажды сказал мне, что социалистическая архитектура уродлива, а София уродлива. Я, конечно, не объяснил ему, кто сносил здания в центре Софии, но попытался объяснить ему, что эти здания, которые он теперь называет уродливыми, концептуально обоснованы с точки зрения многих функциональных возможностей и условностей, которые были действительны в тот период и то, что сегодня он считает уродливым, ему следует рассматривать как практические решения. Потому что минимализм того периода во много раз практичнее того, что кто-то назвал бы минимализмом сегодня. Сегодня здания, выглядящие в стиле минимализма, спроектированы так, чтобы быть одновременно современными и гламурными, недешевыми и, наконец, сложными в обслуживании. А иногда они выглядят нестандартными и скоропортящимися. Поэтому здания, напоминающие неоминимализм, на самом деле – это нечто иное. Постмодернизм и др. И все эти вещи, мимо которых мы проходим каждый день, идя по улице, существуют одновременно. Они дают нам возможность сравнивать, размышлять и искать следы отраженных в них эпох.
Несомненно, каждый болгарин видел скульптуры Ивана Фунева. И даже если он не обратил внимания, они являются частью красоты окружающей среды, в которой мы все вместе живем. И каждый творец, нашедший в себе силы, талант, умение и возможность его облагородить, сделал нам подарок. Речь идет об этом даре – даре времени и предыдущих поколений, нашедших в себе силы, основания и творческий заряд воссоздать свое время. Оставить нам след, оставить нам памятники, которые встречаются на нашем пути и помнить, с одной стороны, историю, но с другой стороны, что мы всегда должны стремиться быть лучшими самими собой.
И у нас много великих авторов – целая плеяда звезд, которые сияют над нами и указывают нам эти пути. Одной из таких звезд скульптуры является Иван Фунёв. Он родился в 1900 году и до конца своей жизни в 1983 году создавал и преобразовывал мир таким, каким он был, каким он его видел и чувствовал. Если вы зайдете в Галерею зарубежного искусства, вы увидите, сколько его работ выставлено там. Впечатляющие и богато поэтичные, они являются частью вашего богатства. Именно поэтому они хранятся. Чтобы иметь возможность смотреть вперед, необходимо постоянно поглядывать на сокровищницу.
Памятник Советской армии был создан плеядой болгарских скульпторов, художников и архитекторов, среди которых и арх. Данко Митов, арх. Иван Васильев, арх. Любен Нейков и арх. Борис Капитанов, профессор Любомир Дальчев, Мара Георгиева, Васька Эммануилова, Василь Зидаров и Петр Дойчинов и Борис Ангелушев.
Можно себе представить, какую ценность представляет эта скульптура для болгарского народа, если под руководством Ивана Фунева такое большое созвездие создало памятник истории и культуры в дар будущим поколениям. Наследство, олицетворяющее необычайное богатство. Мы с трудом можем себе представить, как горстка людей может с легкой руки решить судьбу такого существа, и именно поэтому памятник был инициирован и передан на хранение Родиной. Ту страну, которой дорога память о выстраданном прошлом, память о человеческих жертвах, память об усилиях, приложенных для достижения лучшего мира для всех будущих поколений. Это та память, о которой мы говорим. Но еще и осознание того, что вы — носители культурных ценностей, сделанных из тяжелого и крепкого металла, чтобы никто не мог вас их лишить. Сделано из глины и камня, чтобы прослужить века. Создано с надеждой на будущее. Наполненный всем опытом прошлого, всей эстетикой настоящего, всей верой в будущее. Поэтика всего этого — сокровище.
Вы можете задать много вопросов Ивану Фуневу, и эта встреча вас обогатит. И с ним, и с работой, которую он оставил после себя. Его нет уже 40 лет, и я несколько раз ходил посмотреть именно на эту скульптуру. А работ сотни. И десятки замечательных авторов.
Обычно я прислоняюсь к стене перед скульптурой и смотрю на нее. Мы дрейфуем вместе, останавливаемся, иногда начинаем. Иногда по рельсам позади меня пробегает какой-нибудь назойливый и болтливый козлёнок. Он ее видит, а я нет. Потому что я смотрю на него. И вот мы путешествуем. Попробуйте представить меня, прислонившегося к стене в музее, путешествующего в компании одной из идей Ивана Фунева, и вы поймете, что искусство создано для того, чтобы оставлять в людях эмоции, наблюдения, чувства, размышления, взгляды, смыслы. Особенно смысл, которого не будет где-то в будущем. Когда-нибудь в будущем поезда будут другими. Окна не открываются. Пассажиры не будут толпиться. Будет другая эстетика, будет другая эпоха, например, не будет поездов. И тогда, имея билет на входе, я могу вернуться в прошлое и понять, как это было глазами одного автора, затем другого и так далее.
Обратите внимание, как гордо она стоит. Он смотрит прямо перед собой. В ее теле нет ни малейшего колебания относительно того, почему она здесь и какова ее роль как матери. А дети есть дети. Они смотрят на свои ноги, спрашивают уши и держатся за ее юбку, Потому что без нее они теряются. Какой чудесный символизм в этом рисунке! И это часть богатства людей. Оно создано для того, чтобы его увидели и поняли.
Текст был переведен автоматическим переводчиком. Прошу прощения, если какое-то слово в переводе выбрано неправильно.