«В Риге вышел спектакль «Записки сумасшедших» с Чулпан Хаматовой и Максимом Сухановым. Это проект режиссера Дмитрия Крымова, который в 2022 году выступил против СВО и уехал из России. В московских театрах его спектакли либо исчезли с афиш, либо остались, но без указания автора. В новой работе Крымов развивает мотив, к которому не раз возвращался в последние десять лет: артисты-неудачники пытаются сыграть спектакль.
Показано, как персонаж Максима Суханова просыпается, мочится за шторкой, бреет голову, сжигает яичницу на неисправной плите и завтракает тем, что удалось соскрести со сковороды. Потом одевается и идет на работу. Выглядит это так: Суханов выходит из квартиры, пересекает лестничную площадку, открывает ещё одну дверь — и шагает с экрана на сцену. В отличие от квартиры в видео, это пространство совершенно пустое.
Если Суханов начинает спектакль как актер натуралистического театра, то Хаматова — как сюрреалистка. Её мы тоже впервые видим на экране: сначала она влетает в квартиру в костюме божьей коровки, разрушая все на своем пути, затем возвращается в образе таракана, отсылающем к «Превращению» Франца Кафки. Вообще, Крымов из тех режиссеров, к театру которых неприменима бытовая логика: бесполезно спрашивать, кем эти персонажи приходятся друг другу, откуда у них в подъезде зрительный зал или какова в этой истории роль публики, к которой артисты беззастенчиво обращаются.
Ясно одно: Суханов и Хаматова изображают альтернативные версии самих себя — двух актёров-неудачников, изголодавшихся по работе.
Суханов и Хаматова в «Записках» — это буквально Суханов и Хаматова, просто беднее, капризнее и не такие востребованные. Актёры делятся со сцены настоящими воспоминаниями: Хаматова, к примеру, рассказывает известную историю, как она впервые снималась в кино (оператор кричал дебютантке «Глаза в тени!» — и та честно старалась втянуть глаза).
Вот почему невозможно не проводить параллели между биографиями артистов и текстами, которые они разыгрывают на сцене. Джульетта в седом парике обнимает лысого, грузного Ромео. Жестокий царь Креон, у Суханова похожий на какого-нибудь несменяемого российского губернатора с криминальным прошлым, пасует перед стойкой Антигоной, которая даже под страхом смерти намерена нарушить его запрет и похоронить тело брата, объявленного изменником родины. Анна Франк гибнет на пороге юности: она только-только стала замечать, что ею интересуются мальчики. Итого три истории — об ушедшей молодости, о гражданской стойкости, об украденном будущем. Для Хаматовой и Суханова все эти темы личные. Артисты виртуозно регулируют степень условности».
Вы прочитали абсолютно тенденциозную рецензию на спектакль, который видели немногие. Постановка планировалась в прошлом ещё сентябре. Однако тогда Латвийский национальный театр отказался от показа спектакля «Записки сумасшедшего» с Чулпан Хаматовой + Максимом Сухановым. Директора театра Марис Витолс ввёл мораторий на постановки на русском языке.
«Сцена национального театра не служит подходящим местом для гастрольных спектаклей на русском языке»,
— заявил директор. Витолс пояснил, что вводит «мораторий на гастроли на русском языке на сценах Латвийского национального театра».
Марис также сообщил, что театр расторг договор о предоставлении помещения для гастролей спектакля с Чулпан Хаматовой и Максимом Сухановым в главных ролях. Директор указал, что «символическое и моральное значение» принятого ранее решения предоставить сцену для показа этого спектакля «не было должным образом оценено».
При этом до этого Витолс защищал решение театра сдать площадку в аренду под гастроли «Записок сумасшедших», называя три критерия, которые учитывались при выборе. Во-первых, это театральный спектакль, во-вторых, от него ожидают высокого художественного качества, в-третьих, предыдущее сотрудничество с Дмитрием Крымовым было хорошим. Ранее сын театрального критика Натальи Крымовой и режиссера Анатолия Эфроса поставил в Латвийском национальном театре спектакль «Питер Пэн. Синдром» на латышском языке.
Ещё до #крымнаш, в сентябре 2013 года, Суханов в беседе с Захаром Прилепиным признался:
Конечно, взгляды есть. Я о них всегда говорил. Они, с одной стороны, эмоционально грустные, с другой стороны, я все больше убеждаюсь, что я не вижу аргументов, переворачивающих мои взгляды. Я всегда был уверен, что ситуация, связанная с властью в нашей стране, кафкианская, на мой взгляд. Потому что заниматься управлением любого государства, большое оно или маленькое, можно заниматься им только какой-то совсем небольшой промежуток времени, потому что территория власти, как только переваливает за два или три года, действует на людей, как радиация. И она опасна для тех, кто занимается властью, во всех смыслах. Поэтому, чтобы люди себя берегли… все те, кто живет в этой стране, должны заботиться о том, чтобы, если им нравится, и они поддерживают какую-либо власть, ротация была как можно чаще. Чтобы власть была здоровее и не была зомбирована. Это дело очень непростое. Сам я политикой никогда бы не стал заниматься. Это полюс для добродетели. Но люди, идущие и кладущие все свое я в политику, должны этим заниматься как можно меньше.
ИЗ ВИКИПЕДИИ ПРО РЕЖИССЁРА:
Родился в семье режиссёра Анатолия Эфроса и театрального критика Натальи Крымовой. Внук театроведа и поэтессы Зинаиды Чалой. По совету деда со стороны отца, Дмитрию дали фамилию матери, чтобы он мог избежать проблем из-за еврейской фамилии при царившем в СССР антисемитизме. В 2002 году стал преподавать в Российской академии театрального искусства на курсе театральных художников. В том же году он выпустил свой первый спектакль — «Гамлет», поставленный для Валерия Гаркалина. Премьера состоялась в дни захвата заложников на Дубровке. Спектакль получил массу критических отзывов: в прессе высказывались мнения, что Крымову не стоило браться за режиссуру и выходить из рамок сценографии, в рецензиях отзывались о постановке как о обычном драматическом театре.
Премию города Москвы в области литературы и искусства в номинации «Театральное искусство» получил в 2013 году.
В марте 2014 года вместе с рядом других деятелей науки и культуры выразил своё несогласие с политикой российской власти в Крыму и на востоке Украины. После этого избран почётным членом Российской Академии Художеств.
В 2017 году получил звание «Почётный профессор ГИТИС».
Пятикратный лауреат театральной премии «Золотая маска». В связи с началом СВО заявил, что не видит для себя возможности вернуться в Россию. 20 апреля того же года Крымов в пятый раз стал лауреатом премии «Золотая маска», получив награду в номинации «Лучшая работа режиссера в драмтеатре» за спектакль «Моцарт „Дон Жуан“. Генеральная репетиция» в «Мастерской Петра Фоменко». Крымов попросил передать его премию главреду «Новой газеты» Дмитрию Муратову.