Найти в Дзене

Штрафы на маркетплейсах, лишние начисления, потери товара и денег. Все варианты неприятных событий: предупрежден - уже в плюсе!

Личный опыт и советы юристов, узнаете где "соломку подстелить" 😉
Работа с Вайлдберриз и другими маркетплейсами, (с другими в меньшей степени конечно), напоминает
рулетку в зале игровых автоматов.
Базово, предприниматель как только вышел на площадку может чувствовать себя вполне не плохо, особенно если заранее считал экономику, основательно готовился и строил пошаговые планы на оборачиваемость.

Затем наступает момент “Х” и выпадает не та “фишка”: теряется поставка на несколько недель, месяцев а может быть вообще, выписывается какой то штраф, неизвестно откуда взявшийся и подлежит длительному расследованию с недельными диалогами в поддержке. И очень часто такого вида “фишки” убивают всю маржинальность, накопленную за несколько месяцев или продавливает в минус. Есть известные ситуации, когда селлер вышел на МП и словил штраф в пару миллионов за самовыкуп буквально сразу, таких историй много..


Вторая сторона медали связана с тем, как сильно снижается маржинальность. В связи с повышением комиссии МП, поднятии тарифов по логистике, платной приемке товара. В итоге маржа скатывается в ноль и не понятно в моменте что с этим делать.
Сама погорела на этом, такой факап: пробно заходили с мелочью после обучения, максимально простой товар: баффы/платки.
Попали на волну изменений: комиссия МП с 12% стала 20% - это вы платите маркетплейсу за проданный товар через площадку, вдруг не понятно, кто только хочет связать свою жизнь с продажами через МП. Логистика поднялась с 30 р. до 70 р. за 1 единицу, с приемкой я всегда предусматривала время, на платную не попадала. Хранение стало тогда за общий объем поштучно дороже и выходило не 800 р. в неделю, а почти 5000р. А у меня товар продается за 200 р. и все мои розовые надежды разбились о суровую реальность - так и вышла в ноль, может маленький минус и набралась первого опыта.✌✌

О том, как устроена эта огромная машина большого бизнеса.

Каждый сотрудник большой компании старается прикрыть свое мягкое место и думает что признать ошибку плохо - накажут/уволят, лучше ничего не говорить и не показывать. Если кто то выписал некорректный штраф селлеру, то это проблема которую лучше спрятать, не обратятся и хорошо. По этой причине претензии которые пишутся в поддержку игнорируются и заминаются.

Сотрудники WB не разбираются как решить проблему, система не настроена, дозвонится им некуда. И я совсем не хочу сказать что кто то конкретный виновен, “поддержка плохая” - эта бизнес система не предполагает лояльности и заботы ни к работникам, ни к селлерам. Внутри не организована структура,
не выделены люди и зарплаты на голосовых операторов и инструкции по решению проблем - страдают все на самом деле.
Уже решают огромные обороты денег, а мелкие издержки, такие как штрафы 100-300 или миллион, это побочные явления. Печально для малого и среднего бизнеса, да и для крупного тоже, хоть есть “жировой” запас средств, все равно это минус.

Учитывая тот факт, что ютуб льет в уши как "легко заработать миллионы, не бизнес а сказка” покупай скорее обучения за -энные суммы.. вопрос, сколько после этого реально успешных кейсов? Ни оборотов, которые скринами с личного кабинета показали, а реально, есть прибыль с этого оборота и сколько времени на это ушло? Пишу не о опыте продаж конкретно на МП, а сколько успешный человек потратил лет на построение бизнеса в рознице или любом другом бизнесе перед тем как "выстрелить" на маркетплейсах.
Точно напишу отдельную статью про свой опыт обучения, забегу вперед - ВСЕ есть в открытом доступе, было бы желание и ответственность.. опять отвлеклась, но пришло время писать статьи такие.. не очень позитивные)

Дальше что.. по причинам выше, почти все претензии которые поступают в чат поддержки долго не находят ответа или сливаются какими то отписками. Второй момент, большое количество багов, айтишных ошибок: то деньги не выводятся то отчеты скрыли то ещё что то. Так же и бухгалтер, где можно не платить, там платить не будет. Юрист - нет судебного иска, значит работы меньше. Пока в суд не подали, для него вообще проблемы не существует, а если подадут, посмотрим писанину не слишком грамотную, выплатим копейку, до суда никто не дойдет. И это та норма в которой живет каждый сотрудник, потому что нагрузка претензионная не позволяет успешно обрабатывать весь шквал сообщений в какой то адекватный срок. Логика такая: выставляя тысячу штрафов до суда дойдут два человека. Все остальные напишут один раз, их проигнорируют, потом ещё раз, люди забрасывают, не настаивают и так до суда дойдет несколько человек.

Про самые распатроненные юридические аспекты, есть три варианта, где можно напороться на минус глобально: вопросы по авторским правам, штрафы и потери на этапе логистики.

Авторское право:
- защита вашего бренда
- защита от защиты бренда другим поставщиком
- использование чужого контента: фото, видео и даже текста

Штрафы:
- самовыкупы
- КИЗы
- рекламные вкладыши
- несоответствие габаритов товара
- есть ещё варианты и они будут не последними

Потери товаров
- на приемке
- на складе
- компенсация брака и утилизация

Как вернуть свои деньги? Не косячить самим.
Не искушайте судьбу. Не делайте самовыкупы через свои контакты, родных или знакомых, в один город и на один и тот же ПВЗ - это все прекрасно считывается ботами. Смена категории, специальное занижение размеров - это совсем чушь. Вы сами конечно все делаете, но выгода от этого сильно меньше чем риск.
Разбирайтесь сами, не надейтесь на менеджера, который сказал что все умеет, но устроился к вам на 20 т.р. Разберитесь в расчетах, попадают элементарно на своих же ошибках. Небольшая история с простор интернета: парень продает корм для рыбок, отправил на склад ВБ 1000 пакетиков, а утром удивился от минуса в личном кабинете в размере 15 000 р. Отчего? просто пропустил информацию что приемка товара стала платной, не путайте с хранением, это приемка за единицу товара была 15 р. Это не штраф, просто невнимательность которая будет стоить очень дорого в бизнесе.

Другой вариант:
ВСЕГДА требовать деньги там, где вы правы и идти в этом до конца.

Это должен быть принципиальный момент!

Что для этого нужно и другие подробности напишу в следующей статье на эту тему, позже добавлю ссылку на нее как продолжение. И приглашаю подписаться: у меня про
продажи, маркетплейсы и маркетинг. На лайки не навязываюсь, но будет приятно 😉🧡

P.S. если вы хотите продавать на МП, прочитали эту статью с моим "негативом" и подумали: "страшно, сложно, больно, это не для меня".. это не так работает.
В любой работе и тем более предпринимательстве есть свои подводные камни,
а в общем и целом на ВБ и идут за огромным трафиком покупателей, просто у всех свой путь. Иногда "все не так как кажется"🤗