«Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу.
Природой здесь нам суждено
В Европу прорубить окно,
Ногою твёрдой стать при море».
А.С. Пушкин «Медный Всадник»
Легкой поэтической рукой Александра Сергеевича Пушкина были вырваны несколько страниц вековой русской истории. Если спросить сейчас у любого первого встречного россиянина, кто построил русский флот и русский порт, кто начал торговать с Европой, преобладающим ответом будет – Пётр Первый. Но так ли это на самом деле? Давайте разберемся.
Древнерусское государство, которое раскинулось от Балтийского моря до Черного, играло ключевую роль в торговых связях между Скандинавией, Западной и Южной Европой, а также странами Востока, такими как Ширван, Дербент, Багдадский халифат и Византийская империя. Главные водные артерии — Нева, Волхов, Днепр и Волга — были важнейшими торговыми путями для Руси и европейских государств.
Славяне уже в древности славились как опытные судостроители и моряки. Их флот состоял из ладей — лодок, которые использовались как для плавания по рекам, так и для морских походов. Ладьи изготавливались из выдолбленных стволов деревьев, таких как осина, липа или дуб. Иногда к основе прикрепляли дополнительные доски высотой до 30 см, что делало лодку более устойчивой. Эти судна легко проходили через мелкие реки и могли без труда преодолевать пороги и сушу. Скандинавские купеческие корабли, в отличие от славянских, могли доходить лишь до городов Ладоги и Новгорода. Дальше викинги были вынуждены пересаживаться на местные речные суда славян, лучше приспособленные для переходов по суше между реками. Славянские лодки легко разбирались и собирались заново, что позволяло быстро восстанавливать борта при необходимости. Русские варяги на своих ладьях часто следовали на восток, осваивая такие реки как Западная Двина, Нарова, Луга, Нева, Волхов. Торговые фактории были созданы на Ладожском и Ильменском озерах. Варяги и славяне достигали Урала, спускались по Волге до Каспия, а по Днепру, Дону и Западной Двине выходили на Азовское и Чёрное моря, достигая Константинополя. Документально известно, что русский флот несколько раз совершал походы на Константинополь, добившись того, что Черное море стало называться Русским, а Византия прекратила нарушать торговые договоры. Русские ладьи уверенно противостояли византийскому галерному флоту, который был на тот момент весьма мощным.
Согласно «Повести временных лет» в 6415 году (907). Олег, оставив Игоря в Киеве, отправился против греков. Он собрал большое количество воинов: варягов, словен, чуди, кривичей, мерю, древлян, радимичей, полянов, северян, вятичей, хорвато в, дулебов и тиверцев. Олег с этим многочисленным войском отправился на лошадях и на кораблях, которых было 2000 и одержал победу на очень выгодных условиях для русских.
Славяне умело координировали действия флота и сухопутных войск. Нередко, начав бой на суше, они отвлекали основные силы врага, а одновременно высаживали часть войск с ладей в его тыл. О морских походах древних руссов упоминал византийский император Константин Багрянородный, правивший в X веке.
Иван Грозный сделал первую серьезную попытку создать российский флот во время Ливонской войны (1558–1583), которая велась для получения выхода к Балтийскому морю. Противником Ивана были Литва, Польша и Швеция, которые обладали убедительными морскими силами. У России на тот момент флота не было, поэтому перед царем встал вопрос о его создании. Суда строились на Белом море поморами, потомками новгородцев. На верфях Соловецкого и Печенгского монастырей производились гребные и парусные суда, используемые для рыболовства.
В 1584 году Иван Грозный распорядился создать крупный русский порт Новые Холмогоры (Архангельск) в целях организации торговли с западными государствами, в том числе с Англией. В Новые Холмогоры по рекам на ладьях доставлялись русские товары, а с моря приходили иностранные торговые суда. Русские товары включали хлеб, смолу, поташ, пеньку, лен, сало, рыбий клей, меха и другие. Иностранные купцы привозили сукна, свинец, серу, вино, медь, посуду, сахар, оружие и тому подобное. С этих товаров взималась установленная пошлина. Наиболее выгодное положение занимали английские купцы, торгующие в Новых Холмогорах, поскольку по договору между Иваном IV и английской королевой Елизаветой (1569 год) англичанам были предоставлены различные льготы, которыми они пользовались долгое время[2]. Кстати, именно из Архангельска Петр 1 в дальнейшем совершил свое большое морское путешествие в 1693 году.
Следует сказать, что Архангельск продолжал конкурировать и привлекать внимание торговцев и с построением и развитием Санкт-Петербурга Петром I, что способствовало целенаправленному принятию достаточно дискуссионного относительно разумности указа Петра от 11 декабря 1724 года, запрещающего иностранным торговым судам заходить в Архангельск. Этот шаг вызвал резкий экономический спад в столице Поморья и привел к массовому обнищанию местных жителей. Кроме того, в соответствии с указами Петра I, изданными в 1719 и 1724 годах, свободные поморские черносошные крестьяне лишились своих прав, которые были предоставлены им при Иване Грозном, и были переведены в категорию государственных крестьян. Эти указы запрещали поморам строить традиционные морские промысловые суда, вместо чего требовалось создавать корабли по европейским образцам, которые были непригодны для плавания в северных водах. Поморы с недоумением и возмущением вспоминали, что их отцы, деды и прадеды успешно плавали по арктическим морям на судах, чья конструкция была проверена веками. Их «карбасы», «соймы», «лодьи» и «кочи» на протяжении столетий бороздили воды Белого моря, на этих же судах отважные мореплаватели достигали Шпицбергена и даже отдаленных сибирских земель[3].
Таким образом, Петр Великий вместо того, чтобы развивать и совершенствовать российский самобытный флот, копировал иностранные технологии, огнем и мечом ведя борьбу со всем «русским».
В этом плане актуальна цитата известного британского военно-морского историка Фреда Томаса Джейна: «Хотя обычно принято считать, что русский флот был создан Петром Великим сравнительно поздно, на самом деле его история уходит гораздо дальше в прошлое, чем британский флот. За сто лет до того, как Альфред начал строить британские корабли, русские суда уже участвовали в ожесточенных морских сражениях, и тысячу лет назад они были среди лучших мореплавателей своего времени». Было бы неплохо принять к сведению слова британского историка сегодня. Русским следует помнить и уважать свое великое наследие и древнюю историю.
Ссылки на используемые источники:
[1] https://kartaslov.ru/книги/Эдуард_Максимович_Чухраев_Петр_Великий_и_Военно-Морской_Флот_России/4
[2] Прошлое города Архангельска, 1 5 8 4 -1 8 8 4 гг. П 84 Исторический очерк, посвященный памяти трехсотлетнего юбилея города Архангельска. - [Репринт, воспр. изд. 1884 г. с доп.]. - Архангельск : ОАО «ИПП «Правда Севера», 2008. - 47 с.
[3] Архангельск: как прорубали окно в Европу еще до Петра Первого? - Русский север: https://sever.foma.ru/arhangelsk-kak-prorubali-okno-v-evropu-eshhe-do-petra-pervogo/